+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Банки помогут налоговикам бороться с незаконным возмещением НДС

Содержание

Незаконное возмещение НДС: статья УК РФ за возврат, виды наказания и ответственность

Банки помогут налоговикам бороться с незаконным возмещением НДС

Налоговые платежи играют огромную роль в формировании государственной экономики. Их недопоступление в бюджет приводит к сокращению многих социальных программ и к другим неблагоприятным последствиям.

Еще больший ущерб государство получает от проделок мошенников, которые пытаются осуществить незаконное возмещение НДС, то есть изъять деньги из бюджета страны под видом разрешенного возмещения налога.

Процедура возмещения налога

Налоги − одна из самых главных составляющих финансовой стабильности страны. Бюджет формируют в основном 4 типа налогов и НДС один из них, он заполняет казну на 45%. Контроль над своевременной уплатой налогов ведет Налоговая служба, она же предоставляет выбор налогоплательщикам режима отчетности.

Юридические лица, государственные органы, а также индивидуальные предприниматели, которые четко соблюдают правила выплаты налогов, имеют право на его возврат. Эта процедура не инициируется государством автоматически, ее должен активировать руководитель предприятия или бухгалтер.

Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Бухгалтер формирует пакет документов.
  2. Отправляет его в налоговую инспекцию.
  3. Налоговая служба проверяет документы, и принимает решение.
  4. При наличии согласия, компания может получить средства.

В процессе проверки налоговый инспектор может запросить дополнительную документацию, которая подтверждает правомерность осуществления возврата налогов. На принятие решения у Налоговой службы есть три месяца. Если запрос на предоставление дополнительной документации поступил на предприятие позже 90 дней, бухгалтер может оставить его без рассмотрения.

Очень часто налоговики затягивают проверку и намеренно нарушают установленные сроки, но подобные действия легко оспорить в суде. В случае если своевременные требования предъявить документацию или объяснить, к примеру, низкую зарплату были отклонены бухгалтером, то предприятие могут оштрафовать и отказать в возврате налога.

Если же все документы в порядке, налоговая выносит решение о возврате средств, и на протяжении 5 дней после принятия решения, должна уведомить руководство предприятия.

Зачисление средств должно произойти также не позже 5-го дня после принятия решения.

Если средства на счет фирмы так и не поступили, то после 12 дней бухгалтерия может начислять штрафные проценты, которые законодательство в лице Налоговой, должно погасить.

Процесс проверки документации и работы компании перед возмещением налога называют камеральной проверкой. Порой, помимо камеральной проверки, налоговая может инициировать ряд дополнительных мероприятий, таких как запросы в банк о состоянии счетов, беседы с сотрудниками, проверка личности учредителей фирмы и др.

Виды мошеннических схем

Несовершенство законодательных актов стало отличной «площадкой» для формирования мошеннических схем. Незаконный возврат НДС одна из основных форм прибыльного бизнеса, как среди частных предпринимателей, так и среди юридических лиц.

Самой частой схемой возмещения налогов предстает банкротство компании. Все товары, числящиеся в одной фирме, продают на счет другой, только что организованной. Конечно же, без фактической оплаты.

Далее все реализуемые товары подлежат налогообложению, согласно установленному порядку.

Естественно у владельца товаров возникает обязанность уплачивать налоги, но сам налог уже был заложен в сумму продажи.

Таким образом, владелец компании имеет право подать заявление на возмещение НДС, так как он был им уплачен продавцу. Продавцом и покупателем выступает фактически одно и то же лицо, хотя юридически, фирма может быть зарегистрирована на другого человека.

Нередко злоумышленники используют экспорт товаров по завышенной стоимости. Далее эти же товары возвращают в страну уже по заниженной стоимости. Покупатель этих товаров по заниженной стоимости имеет право требовать возмещение налога.

Популярным методом отмывания денег является создание фирмы однодневки. К примеру, зарегистрированная фирма составляет договор на покупку товаров с фирмой однодневкой. Для расчета за поставку товаров, существующая на самом деле фирма, берет в банке кредит и этими же средствами рассчитывается с фирмой однодневкой якобы полученный товар.

Далее компания имеет право на возмещение НДС.

В конечном итоге, компания подлинная получает возмещение налога, а компания однодневка под любым предлогом возвращает денежные средства опять-таки на счет подлинной компании.

Руководство компании рассчитывается за взятый в банке кредит и имеет чистую прибыль в виде возмещенного НДС. Компания однодневка сразу после осуществления сделки ликвидируется.

Сотрудники Налоговой службы активно борются с хищением государственного имущества при мошенничестве с налогами. За время своей работы налоговые работники уже сформировали ряд признаков, которые помогают им определить и своевременно пресечь незаконный возврат налогов.

К косвенным доказательствам незаконного возврата НДС относят:

  • реализацию товара по завышенной цене;
  • предприятие не закупает товары и оборудование, но при этом регулярно возмещает налог;
  • отсутствует какое-либо строительство, но НДС возмещается;
  • большой оборот товаров, но небольшие суммы налогов;
  • заниженная таможенная стоимость товаров;
  • проведение частых встречных проверок;
  • по договору поставки авансовый платеж осуществляют заемными средствами;
  • частая корректировка таможенной стоимости товаров.

Очень часто фиктивные компании можно обнаружить, сверив данные о юридическом адресе, который может носить признаки массовости. Юридическое лицо может быть создано совершенно недавно, это тоже настораживает налоговиков, ведь фирмы однодневки создаются непосредственно перед проведением коррупционной схемы.

В бухгалтерских отчетах проверяемой компании могут отсутствовать затраты на аренду и выплату зарплаты работникам. Это говорит о том, что фактически компания не функционирует, а есть только на бумаге. Самой банальной формой махинации выступает создание фирмы на паспорт человека без его согласия или на людей без определенного места жительства.

Наличие вышеперечисленных фактов дает налоговикам повод и основания провести камеральную проверку и ряд других мероприятий, подтверждающих законность или незаконность действий предпринимателей.

Одних только косвенных доказательств недостаточно для отказа в возмещении НДС. Если именно ими руководствуются налоговики при отказе, то их самих можно привлечь к ответственности за превышение своих служебных обязанностей.

Ответственность за незаконное возмещение налога

Действия злоумышленников не регламентирует конкретная статья Уголовного кодекса. К ответственности преступников привлекают по статье 159 УК мошенничество. В зависимости от формы осуществления махинации, виновному могут вменяться и статьи по совокупности, к примеру, за хищение государственного имущества или же уклонение от уплаты налогов.

Статья УК РФ за незаконное возмещение НДС наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или исправительными работами на срок до двух лет. За мошенничество с налогами эта же статья подразумевает наказание в форме тюремного заключения до 10 лет с дальнейшим ограничением свободы или без него.

Как показывает практика, к преступлениям подобного типа часто причастны недобросовестные работники Налоговой службы. Используя свое служебное положение, им удается беспрепятственно проходить все камеральные проверки, и в конечном итоге, использовать по собственному усмотрению обналиченные деньги государства.

Подобные действия работников Налоговой службы квалифицируются сразу по двум статьям 159 мошенничество с использованием своего служебного положения, а также превышение полномочий.

За подобные действия нарушители будут наказаны лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с выплатой штрафа и конфискацией имущества.

Выбор санкции напрямую зависит от ущерба, который своими действиями вызвали нечестные на руку чиновники.

Обвинения, которые предъявляют участникам производства о хищении денег из бюджета, считаются одними из самых серьезных.

Дело в том, что своими незаконными действиями виновные вредят нормальному развитию экономики в стране и подрывают авторитет государства на международном рынке, не говоря уже о нарушении интересов законопослушных предпринимателей, которые ведя честной бизнес, получают отказы из-за массовых махинаций.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/nezakonnoe-vozmeschenie-nds.html

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Банки помогут налоговикам бороться с незаконным возмещением НДС

В Петербурге разгорается скандал между налоговой инспекцией и бизнесом, связанный с возвратом налога на добавленную стоимость (НДС) компаниям–экспортерам, подпадающим под льготное налогообложение.

Налоговики изобретают способы блокировать возврат НДС, выполняя прошлогоднее указание президента РФ Владимира Путина об увеличении доходов бюджета.

Одна из таких схем получила распространение в Петербурге: налоговики инициируют уголовное дело о мошенничестве, и компания–льготник, требующая возврата НДС, не получает деньги вовсе либо получает с задержкой как минимум на полгода. Эксперты говорят, что до сих пор такой механизм не применялся.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в результате усиления работы по сбору НДС уже в I квартале 2014 года сумма, заявленная к возмещению этого налога, уменьшилась на 12%, отказов в возврате по суду было на 28% больше, чем в прошлом году.

Фискальное ноу–хау

“ДП” нашел шесть компаний, в отношении которых налоговая инспекция (НИ) применила новую схему, препятствующую возврату НДС: “Ираклион”, “Свежий продукт”, “Интерсталь”, “Форест”, “БалКомТорг” и “Офис Трэйд”. Общая сумма их претензий на возмещение налога — около 200 млн рублей.

Как рассказали в этих компаниях, возврата НДС всегда приходится добиваться через суд. Но в этом году даже после принятия судом решения о возврате налога денег получить не удалось. НИ в каждом случае перечисляла средства в казначейство и тут же инициировала возбуждение уголовного дела по ст.

159 УК РФ (“мошенничество”) в отношении неустановленных лиц, якобы действовавших по указанию гендиректора компании. Деньги фирме не поступают, пока ведется следствие, а возвращаются налоговикам. В течение полугода следователи должны найти повод, чтобы конкретизировать обвинение в адрес компании.

Если это сделать не удастся, дело закрывается, и налогоплательщик может возобновить претензии на возмещение НДС.

Проблема в том, что предприятие может разориться, не выдержав судебных разбирательств, ведь обычно участники таких процессов — небольшие компании, говорит руководитель петербургского филиала бюро “Хренов и партнеры” Инна Серова. Другие налогоплательщики, боясь, что следствие найдет в их работе недочеты, могут отказаться от налоговых претензий. Компания может также быть ликвидирована по причинам, не связанным со следствием.

В любом случае невозмещенные суммы НДС зачитываются в доход бюджета, улучшая отчетность налоговой инспекции.

Полицейские меры

По словам экспертов, в последнее время налоговые органы активизировали работу по взиманию НДС. Это связано с общей политикой правительства РФ, которое изыскивает способы наполнения казны.

По расчетам Министерства финансов, в 2017 году доходы бюджета сократятся до 18,1% ВВП против 19,6% в 2015–м. В прошлом году президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу увеличить объем налоговых поступлений.

Сейчас обсуждается сразу несколько предложений по изменению налогового законодательства (см. справку).

Одно изменение, касающееся НДС, уже вступило в силу в 2014 году: отменен возврат этого налога в тех случаях, если компания вкладывала в проект не собственные, а бюджетные средства. По подсчетам Минфина, это позволит в 2015 году сэкономить на налоговых возмещениях 15,6 млрд рублей.

Еще один из способов пополнения бюджета — сократить число возвратов НДС. В июне глава ФНС Михаил Мишустин доложил президенту, что только благодаря внедрению автоматизированной системы контроля за возвратом НДС в 2013 году удалось оставить в бюджете 83 млрд рублей.

Новый курс

В качестве оснований для отказов в возврате НДС налоговики стали приводить доводы, которые, казалось, уже лет пять назад умерли, рассказали в KPMG.

Например, заявляют, что сделка экономически нецелесообразна.

То есть оценивается не правильность оформления документов, совершения сделок, применения налоговых последствий, а то, грамотно ли бизнесмен вел свои дела, все ли он сделал для того, чтобы получить прибыль.

“Налоговая служба часто использует полицию, чтобы припугнуть налогоплательщиков. Полицейский говорит им: ребята, у вас могут появиться проблемы, если вы не пересмотрите свое отношение к возврату НДС. Если налоговые органы отказывают в возмещении НДС, полицейские радостно возбуждают уголовное дело по попыткам мошенничества”, — отмечает Михаил Орлов из KPMG.

Руководитель петербургской практики “Налоговое право и налоговые споры” компании “Пепеляев и партнеры” Сергей Сосновский знает о случаях, когда главу компании, по которой ведется камеральная проверка по заявке на возврат НДС, приглашают на беседу в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, намекая на возможность обвинения в мошенничестве.

Однако до сих пор не было случаев, когда уголовное дело возбуждалось после того, как арбитражный суд вынес решение о возврате НДС. Как рассказал гендиректор ООО “Интерсталь” Сергей Гладун (компания рассчитывает на возврат налога в размере 9,5 млн рублей), в НИ ему ответили: свои обязанности налоговый орган исполнил, так что компания не получила деньги по не зависящим от инспекции причинам.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов считает незаконным то, что деньги компании не были перечислены: решение суда может отменить только суд.

Хорошие перспективы

Юрист ООО “Свежий продукт” (претендует на возврат 35 млн рублей НДС) Матвей Закоморный сообщил, что, несмотря на возбуждение уголовного дела, компания продолжает оспаривать в суде действия НИ. У таких процессов хорошие перспективы, считает Сергей Сосновский.

“Суд признает, что НДС подлежит возврату. Причем суд не обрадуется такой креативности налоговых органов, ведь это явное неуважение к судебной власти”, — говорит он.

Пока деньги не вернутся налогоплательщику, бюджет должен начислять на них проценты по ставке рефинансирования.

Ответный удар

С ужесточением действий налоговых органов совпал скандал с участием главы регионального Управления ФНС Валентины Корязиной (самая влиятельная женщина Петербурга в 2012 году, по версии “ДП”).

Год назад ее сына Виталия Корязина обвинили в хранении наркотиков и арестовали. Следствие еще не завершено. Эксперты связывают эту историю с борьбой Валентины Корязиной против незаконного возмещения НДС.

Наркотики могли быть подброшены, чтобы скомпрометировать семью Корязиной и вынудить главу УФНС смягчить позицию, считают они.

НДС — самый криминальный налог, механизм его возмещения часто используется для получения незаконных доходов не только мелкими, но и крупными игроками. Так, в 2014 году был арестован экс–сенатор Александр Сабадаш, которого обвиняют в мошенничестве при возврате НДС в размере 1,8 млрд рублей.

На рынке действуют десятки фирм, предоставляющих услуги по возврату НДС. Стандартные расценки: 2 – 5% от возмещенной суммы или почасовая оплата (не менее 5 тыс. рублей в час). По данным экспертов, общая сумма возврата НДС в Петербурге может составлять 150 – 200 млрд рублей в год. Доля незаконного возврата — не меньше 50 млрд рублей.

Расходы бюджета растут, доходы из–за снижения темпов экономического роста не такие, как хотелось бы. С этим и связано ужесточение позиции налоговых органов.

ФНС, например, умудрилась в этом году собрать налог на прибыль больше, чем в прошлом, хотя консолидированная прибыль компаний меньше, чем в тот же период. Возврат НДС — это расходы бюджета, их требуется сокращать, поэтому налоговые органы обращают пристальное внимание на этот процесс.

Правда, я пока не видел каких–то экстраординарных способов противодействия возврату НДС, которых не применялось до сих пор.

Михаил Орлов

партнер налогового отдела KPMG (Россия), общественный омбудсмен по налогам

Если уголовное дело будет возбуждено, а потом прекращено, например из–за отсутствия события преступления, компания получит право на возмещение убытков, только если будет доказана незаконность возбуждения дела. Это практически невозможно.

Поэтому обычно возместить убытки, связанные с заморозкой денег на период расследования уголовного дела, не удается.

Нельзя в этом случае и взыскать проценты за просрочку возврата НДС, так как налоговый орган своевременно принял решение о возмещении, но действие этого решения было приостановлено следователем.

Егор Батанов

партнер юридической компании “Некторов, Савельев и партнеры”

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2014/07/09/Vozvrat_NDS_grozit_srokom/

Как бороться с незаконными действиями налоговиков

Банки помогут налоговикам бороться с незаконным возмещением НДС

Жалоба в прокуратуру — эффективный инструмент борьбы с налоговиками, которые превышают свои полномочия.

Такой способ защиты позволит налогоплательщику отстоять свою позицию и к тому же сэкономить на судебных расходах. Однако прежде чем обращаться в прокуратуру нужно оценить свои шансы и доказательную базы.

А также быть готовым к тому, что прокуроры проверят не только ревизоров, но и инициатора жалобы.

В каких случаях стоит обращаться в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру подействует только в случае, если налоговики допустили грубые нарушения и налогоплательщик способен это доказать. А именно, обращаться в прокуратуру стоит в следующих случаях.

Незаконно заблокировали расчетные счета. Например, если компания вовремя не подала декларацию по налогу на прибыль за квартал. Пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса не говорит об обеспечительных мерах, в случае если налогоплательщик не предоставил квартальный расчет авансового платежа. Следовательно, налоговики не вправе блокировать счета компании.

Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Ревизоры в извещениях о рассмотрении материалов налоговой проверки указали неверные дату и время. Это нарушает пункт 1.25 приказа ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

Представитель проверяемой организации вправе ознакомиться с материалами проверки в течение двух дней с момента подачи заявления (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, ему нужно направить  в течение месяца со дня получения акта письменные возражения (абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ).

Когда налоговики указывают неправильное время и дату рассмотрения материалов, это затрудняет защиту прав налогоплательщика.

Не учли в акте проверки смягчающие обстоятельства. В описательной части акта проверки налоговики должны указать документально подтвержденные факты правонарушений, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность (п. 3.2 приложения № 24, п. 3 приложения № 23 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

Налоговики обязаны определить перечень смягчающих обстоятельств уже при оформлении акта. Однако практика показывает, что они этого никогда не делают, хотя у них есть для этого вся необходимая информация. Дело в том, что ревизоры ждут, когда налогоплательщик сам в возражениях на акт попросит снизить штраф и опишет причины.

Но если в акте проверки отсутствуют смягчающие обстоятельства, это процессуальное нарушение. Компания вправе  обратиться в прокуратуру даже не дожидаясь рассмотрения возражений.

Истребовали документы, которые не связаны с проверкой. К примеру, налоговики заявляют компании, что та получит возврат НДС, только если представит дополнительные документы. При этом их составление не предусмотрено Налоговым кодексом или они не имеют отношения к объекту проверки. Подобный запрос – прямое превышение полномочий инспекции, оговоренных в статье 31 НК РФ.

Привлекли к ответственности после истечения срока давности. К примеру, налоговики привлекли руководителя организации к административной ответственности спустя четыре месяца со дня совершения правонарушения.

В этом случае ревизоры нарушают статью 4.5 КоАП РФ и часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Закон указывает, что постановление должно быть вынесено не позднее двух месяцев.

В случае если дело дошло до суда, постановление представляют в течение трех месяцев.

Неверно возбудили административное дело. К примеру, ИФНС возбудила дело об административных правонарушениях и не предупредила об этом компанию. По крайней мере протокол об этом умалчивает. КоАП РФ так делать запрещает.

В протоколе должны быть указаны:

  • место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • место, время и факт преступления.

При составлении протокола инспектор обязан разъяснить нарушителю его права и обязанности.

Проигнорировали запрос. Если инспекторы игнорирует заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных налогов, он вправе пожаловаться на ревизоров в прокуратуру.

Согласно пункту 8 и 9 статьи  78 НК РФ инспекторы обязаны вынести решение о возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или акта совместной сверки. Руководитель компании или его представитель под расписку должен получить это решение в течение пяти последующих дней.

Если налоговики нарушили сроки возврата переплаты, налогоплательщик вправе получить проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на дни задержки.

Не соблюли процедуру ареста имущества. К примеру, во время ареста имущества контролеры не пригласили двух понятых. Это нарушает пункт 7 статьи 77 НК РФ и статью 198 НК РФ. Арестовывать имущество налоговики вправе только при участии понятых в дневное время. Ночью арест имущества возможен в случаях, «не терпящих отлагательств».

Кроме этого ревизоры не вправе запретить представителям компании присутствовать во время ареста имущества. Свидетельства понятых налоговики обязаны отразить в протоколе. Понятые должны сверить арестованные предметы с имуществом, указанным в документе.

Разгласили коммерческую тайну. Для налоговых инспекторов разглашение коммерческой тайны может закончиться уголовной ответственностью (ст. 183 УК РФ) — штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы сроком до трех лет.

Так же обратиться в прокуратуру можно, если инспекторы без разрешения разгласили персональные данные налогоплательщика.

Не ответили на обращение. Если инспекция не отвечает на письменные обращения компании, например, о тех же налоговых переплатах, обращайтесь в прокуратуру. Срок рассмотрения письменного обращения — 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон от 02.05.06 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Пример из представления прокуратуры Воронежской области:

дословно

«В период с 2012 по 2015 гг. заявителю, являющемуся собственником менее 20% доли жилого дома, расчет налога на имущество физических лиц производился исходя из инвентаризационной стоимости всего домовладения. В итоге Иванову А.Н.

на протяжении 4 лет предъявлялись требования о уплате налога в десятикратном размере. Несмотря на многочисленные обращения заявителя, нарушения инспекцией не устранялись. (…) Вопреки положениям п. 2 ч. 1 ст. 32, п. 1.1 ст. 139 НК РФ в ходе разрешения управлением жалобы Иванова А.Н.

на действия инспекции меры по устранению нарушений прав лица не приняты.

Лишь после вмешательства прокуратуры области доводы Иванова А.Н. признаны обоснованными, ему произведен перерасчет налога, уплачиваемого с 2010 года».

Не приняли жалобу. Ситуация: УФНС дважды не приняла у организации апелляционную жалобу на решение ИФНС. Налоговики посчитали, что у заявителя было недостаточно полномочий. Однако на документе была подпись генерального директора компании. Такие действия контролеров нарушают статью 139.3 НК РФ и право на использование внесудебных процедур разрешения спора.

Отказались рассматривать пояснения после проверки. Ситуация: по итогам выездной налоговой проверки проверяющие доначислили налоги и пени. Компания не согласилась с решением налоговиков и пожаловалась на акт ИФНС. Однако в досудебном порядке решить спор не удалось. Ревизоры так и не дали оценку пояснениям и документам заявителя и оставили решение без изменения.

Позже суд встал на сторону налогоплательщика. Пункт 2 статьи 140 Налогового кодекса указывает, что в ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Руководитель вышестоящего налогового органа обязан известить налогоплательщика-заявителя о времени и месте рассмотрения аппеляционной жалобы. Срок вынесения решения — от 15 до 30 дней.

Он может быть продлен еще на 15 дней, если руководитель потребует дополнительные документы.

Когда нужно действовать заранее

В прокуратуру можно подавать жалобу не только постфактум. В статье 25.1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокурор вправе действовать на опережение. А именно, направить предостережение должностному лицу. Для этого у него должны быть сведения о том, что налоговики планируют нарушить закон.

К примеру, в компании прошла выездная налоговая проверка. Из решения по итогам проверки видно, что вышестоящая налоговая инспекция готовится к повторной проверке. Но у них нет оснований, чтобы ее провести. Компания вправе пожаловаться в прокуратуру и попросить вынести прокурорское предостережение.

Если должностное лицо не исполнит требования, указанные в предостережении, ему грозит выговор или штраф. Но скорее всего ревизоры не пойдут на конфликт и откажутся от проверки.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/4136-kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovikov

Возмещение НДС как способ незаконного обогощения

Банки помогут налоговикам бороться с незаконным возмещением НДС


.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….4

I. ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ

1.1.                 Уплата НДС и его возмещение из бюджета…………………………..4

1.2.                 Когда экспортеры на подозрении………………………………………5

II.                       ЭКСПОРТНЫЕ СХЕМЫ………………………………………………7

2.1.                 Фиктивная «экспортная» деятельность……………………………….7

2.1.1.           Создание оснований для возмещения «экспортного» НДС…………7

2.1.2.           Как строятся налоговые схемы по фиктивному экспорту……………8

2.1.3.           Разоблачение схемы по фиктивному экспорту…………………………..9

2.1.4.           Ситуация……………………………………………………………….10

2.2.                 Завышение цены экспортного товара………………………………..12

2.2.1.           Налоговая выгода от завышения цены экспортного товара………..12

2.2.2.           Искусственное наращивание цены товара, отправляемого на экспорт…………………………………………………………………13

2.2.3.           Опасности завышения «экспортного» НДС……………………………14

2.2.4.           Ситуация……………………………………………………………….15

III.                    ТРУДНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕПРАВРМЕРНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС…………………………………………………………………….17

IV.                    СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ВОЗМЕШЕНИЕМ НДС…………………………………………………………………….20

V.                      ДИНАМИКА  ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС………………………………..21

VI.                    ПРАКТИКА ВОЗВРАТА НДС В МИРЕ…………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…..27

ВВЕДЕНИЕ.

     Существенная доля хищений путем мошенничества, приходится на различного рода правонарушения, связанные с уплатой и возмещением налога на добавленную стоимость (НДС), в частности, с хищением денежных средств путем необоснованного возвращения НДС.

      Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании уже разоблаченных схем они формулируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

     По законодательству, когда товар вывозят с территории России в таможенном режиме экспорта, ставка НДС равна нулю (п. 1 ст. 164 НК). Но право на налоговый вычет у экспортера сохраняется (п. 3 ст. 172 НК). Сумма возмещаемого налога может быть выплачена непосредственно из бюджета (ст. 176 НК) либо погашена (п. 1 ст. 173 НК).

     Такая простая схема оказалась весьма привлекательна для мошенников. Для того чтобы незаконно получить от государства деньги (в виде возвращенного налога на добавленную стоимость), недобросовестные предприниматели разрабатывают различные «серые» схемы.

     Именно поэтому цель работы заключается в  попытке разоблачения некоторых экспортных схем.

     Достижение указанной цели определило необходимость решения следующих задач:

– исследовать действующее  налоговое законодательство РФ;

– проанализировать  незаконные схемы возмещения НДС;

– выявить трудности, с которыми сталкиваются налоговые органы при выявлении неправомерного возмещения НДС;

– ознакомиться с практикой возврата НДС в мире.

I.                    ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ.

1.1.         Уплата НДС и его возмещение из бюджета.

     Дело в том, что любой продавец товара (в том числе, экспортер), который сам этот товар не производит, а закупает его у производителей (поставщиков), вынужден уплачивать НДС дважды: один раз – в стоимости приобретаемого товара, а второй раз – при его реализации.

Поэтому в целях избежания двойного налогообложения одной и той же операции законодатель предусмотрел возможность применения налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).  Вычет представляет собой часть суммы налога, на которую уменьшается общая сумма налога, подлежащая перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), когда они приобретаются для перепродажи.

     Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, в соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ полученная разница подлежит возмещению (зачету или возврату).  

     Такая ситуация у экспортеров возникает постоянно. Дело в том, что, приобретая товары (работы, услуги) на территории России, им приходится вместе со стоимостью этих товаров платить также НДС, как правило, по ставке 18 %. В то же время к экспортным сделкам применяется ставка НДС 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ).

  Получается, что сумма налога, которую надо уплатить в бюджет с экспортных операций, равна нулю. При этом в случае соблюдения условий, содержащихся в ст. 171 НК РФ, экспортер получает также право на налоговый вычет по НДС. В результате налогоплательщик вправе потребовать возмещения этой суммы уплаченного им НДС из бюджетной системы России, т.е.

государство остается «должно» экспортеру.     В этом-то и состоит привлекательность экспортных операций.

1.2.         Когда экспортеры на подозрении.

     Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов подписал приказ “Об утверждении Регламента формирования и использования программно-информационного комплекса “НДС” при осуществлении контроля за возмещением из бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров”. В этом документе со сложным названием были сформулированы критерии, по которым налоговики смогут выявить неблагонадежных экспортеров. Всего таких признаков в регламенте названо 36. Как рассказал “Российской бизнес-газете” главный редактор издания “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков, с точки зрения налоговиков каждый из них в отдельности, сам по себе еще не свидетельствует о попытке незаконного возмещения НДС. Но если есть сразу пять, шесть, десять и так далее, то инспектор должен задаться вопросом, все ли чисто.    

     Сформулированные ФНС признаки неблагонадежности теоретически должны стать основанием для отказа в возмещении налога недобросовестным компаниям. Однако эксперты высказывают опасения, что и добросовестные налогоплательщики могут попасть в зону риска из-за нечестных поставщиков или из-за незначительных объемов экспорта.

     Итак, в каких же случаях налоговики могут заподозрить экспортера в незаконном возмещении НДС. Как рассказал Алексей Стариков, всего было выделено четыре блока критериев. Во-первых, признаки, связанные с регистрацией экспортера и его контрагентов.

Например, регистрация экспортера или поставщиков по адресам массовой регистрации юридических лиц, то есть таких, по которым “прописано” десять и более компаний. Или отсутствие налогоплательщика по адресу, заявленному в учредительных документах.

Или незначительная численность сотрудников организации экспортера (1-3 человека) при предъявлении к возмещению значительных сумм.

      Во-вторых, признаки, касающиеся движения денежных средств по оплате товара.

В частности, подозрения налоговиков может вызвать движение денежных средств экспортера и его контрагентов по сделке по расчетным счетам, открытым в одном банке. Или если расчеты между всеми участниками цепочки перепродажи товаров осуществляются в пределах одного-трех банковских дней. Еще один признак – осуществление расчетов через российский или иностранные банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения НДС.

     В-третьих, признаки, связанные со спецификой экспортируемого товара.    Речь идет о том, что экспортер осуществляет реализацию товаров, используемых в схемах неправомерного возмещения НДС.

Таких, как лом черных и цветных металлов, вторичный алюминий, станки и оборудование.
     И, наконец, признаки, касающиеся движения товара.

Например, низкая рентабельность либо убыточность экспортной сделки.

     Все сведения будут заноситься налоговиками, проводящими камеральную проверку в ПИК “НДС”. Эта система автоматизирует проверку экспортных деклараций и позволит выявлять признаки недобросовестности в автоматическом режиме. А в случае выявления признаков недобросовестности это станет основанием для отказа в возмещении НДС и назначения проведения выездной налоговой проверки.
 

II.                ЭКСПОРТНЫЕ СХЕМЫ.

2.1.         Фиктивная «экспортная» деятельность.

     К числу нашумевших относятся схемы по фиктивной экспортной деятельности. Они выделяются на фоне других экспортных схем благодаря своей запутанности и продуманности.

2.1.1. Создание оснований для возмещения НДС.

     Суть схем по фиктивной экспортной деятельности состоит в том, что налогоплательщиками создаются условия для признания деятельности экспортной с соответствующим применением ставки НДС 0 процентов и правом возмещения НДС. При этом вовсе не обязательно осуществлять экспортную деятельность в реальности: достаточно создать видимость ее осуществления, зафиксировав это документально, и уже можно вести речь о возмещении налога из бюджета.

     Казалось бы, что может быть проще: экспортер приобретает товар, который на самом деле не существует или существует, но в совершенно ином качестве, и «отправляет» его на экспорт – в итоге товар якобы за границей, а у экспортера появляется право на возмещение экспортного НДС.

     Иным вариантом данной налоговой схемы является оказание фиктивных услуг, сопутствующих экспорту, которые также как и экспортируемые товары облагается по налоговой ставке 0 %.

В таком случае экспортер делает вид, что оказывает какие-либо услуги по перевозке, погрузке экспортируемого товара, а на самом деле либо вовсе не оказывает никаких подобных услуг, либо такие услуги оказываются совершенно другим лицом.

    И в том и в другом случае экспортная операция носит фиктивный характер, то есть в реальности либо вовсе не осуществляется, либо осуществляется в ином виде, чем это заявляется налогоплательщиком, но при этом экспортер все равно получает налоговую выгоду в виде незаконно возмещенного НДС.

       Все подобные схемы базируются на следующем: для получения права на налоговый вычет (возмещение налога) необходимо его документальное подтверждение, поэтому главное представить документы, свидетельствующие об осуществлении экспортной операции (том числе с отметкой таможенных органов о пересечении товара границы). И неважно, что сама экспортная операция фактически не осуществлялась или осуществлялась в ином виде.

       Для того, чтобы иметь такие «надлежаще оформленные документы» недобросовестными экспортерами используются различные способы: во-первых, можно «договориться» с таможенными органами и фактически просто подделать документы, не заботясь об упаковке, транспортировке, погрузке товара и о пересечении таким товаром границы, тем более если самого товара на самом деле не существует.

       Во-вторых, можно сделать вид о том, что товар действительно пересекает границу и убедить в этом таможенников, которые проставят на документах соответствующие отметки.

Способов пустить пыль в глаза таможенников достаточно много, например, можно собрать ближайший к таможенной границе мусор со свалки, упаковать его и сказать, что это дорогостоящие варисторы или микросхемы, или любые иные наукоемкие нанотехнологии, стоимость которых превышает все мыслимые пределы, а соответственно и НДС по таким «дорогостоящим» товарам составляет ощутимую сумму.

       Получив подтверждение того, что товар границу пересек, экспортер заявляет о своем праве получить налоговый вычет и предоставляет налоговым органам документы на экспортированный товар.

Понятно, что такие документы, скорее всего, окажутся подделкой, а в результате окажется, что указанный в документах поставщик экспортера либо является фирмой-однодневкой либо с незапамятных времен не производит никаких варисторов.

      С фиктивными услугами еще проще. Поскольку услуги сами по себе не имеют овеществленного результата, довольно сложно доказать видимость предоставления тех или иных экспортных услуг. Тем не менее, положительный опыт налоговые органы имеют и в этом случае.

       Следует учитывать, что срабатывает схема с фиктивными экспортными операциями только при условии, что экспортер и иностранный контрагент являются «родственными» организациями, поскольку «уговорить» добропорядочное иностранное лицо купить воздух достаточно сложно.

На практике налоговики выявляют, что в реальности экспортер и иностранный покупатель имеют общих учредителей, участвуют друг в друге либо иным образом взаимосвязанными.

Зачастую выясняется, что финансирование всей экспортной операции производится за счет именно иностранного контрагента, который таким образом пополняет свой собственный карман, благодаря значительному навару, получаемому экспортером в результате возмещения НДС из российского бюджета.

2.1.3. Разоблачение схемы по фиктивному экспорту

       Как бы то ни было, раскрываются подобные схемы достаточно просто.

Основным доводом налоговых органов становится то, что товар, заявленный в декларации, не существовал и не мог существовать, а все действия, осуществляемые налогоплательщиком в рамках договора об оказании услуг, никогда не производились.

Доказать то, что товар фактически не существовал, по крайней мере в тех объемах, о которых заявил налогоплательщик помогают различные факты, начиная от норм потребления электричества и, заканчивая данными журнала охраны.

Источник: http://freepapers.ru/82/vozmeshhenie-nds-kak-sposob-nezakonnogo/176658.1067602.list1.html

Незаконные схемы возмещения НДС

Банки помогут налоговикам бороться с незаконным возмещением НДС

Налоговики отказывают компаниям в возмещении НДС не только потому что всеми силами стараются сберечь бюджетные деньги: слишком часто им приходится сталкиваться с попытками недобросовестных организаций обогатиться за счет казны. Каким образом организации обманывают государство?

Мошенничества налоговиков

Скрыть преступные схемы довольно часто помогают сами инспекторы. За минувшие месяцы немало налоговиков оказалось на скамье подсудимых за махинации с НДС.

Так, например, начальник пензенской ИФНС предстал перед судом за мошенничество, суть которого состояла в незаконном возмещении налога на добавленную стоимость По версии следствия, начальник ИФНС Пантюхин был вовлечен в преступную группу, создававшую «фирмы-однодневки».

На них злоумышленники получали кредиты в московских банках с целью приобретения котельного оборудования. После этого заключали фиктивные договора по его купле-продаже, монтажу и транспортировке.

Одному из своих подчиненных Пантюхин поручил правильно оформлять все необходимые для проверок документы, и потому сомнений в законности операций ни у кого не возникало. В результате из федерального бюджета преступной группой было получено 49,8 миллионов рублей с фиктивных сделок.

В Карачаево-Черкесии при поддержке налоговиков государственная казна была опустошена на 60 млн. рублей. Следствие считает, что ключевой фигурой в изъятии денег явилась руководитель межрайонной инспекции ФНС № 4 по КЧР, которая организовала незаконное возмещение НДС через подконтрольные ей компании.

В Краснодарском крае завершено расследование уголовного дела против двух сотрудников инспекции региона.

По мнению следователей, схема была организована таким образом: заместитель начальника отдела оперативного контроля и государственный налоговый инспектор того же отдела ИФНС проводили осмотры складов коммерческих предприятий Краснодара и Динского района, для того чтобы зафиксировать факт наличия товарно-материальных ценностей.

Присутствие товара в данных помещениях должно было подтверждать законность права на возмещение уплаченного НДС. Специалисты инспекции составили заведомо подложные протоколы осмотров, опровергнув обвинения в фиктивности сделки. Это позволило компании получить более 7,5 миллиона рублей в качестве возмещенного налога.

Старые схемы

О некоторых схемах налоговикам известно давно, поэтому, если у компании нет покровителя, который закроет глаза на столь распространенное преступление, то шансов получить налог таким нехитрым способом просто нет.

К изжившим себя схемам можно отнести алгоритм возврата НДС при отсутствии выручки. Он довольно прост. Фирма покупает оборудование для реализации на сумму 50 миллионов рублей, но не успевает его продать: не всегда удается найти желающих купить дорогостоящую технику.

А декларацию по НДС подавать надо. Вот и заявляет организация возмещение 9 миллионов рублей с приобретенной продукции. Бороться с такими мошенниками ревизоры научились при помощи осмотра складов, на которых начали находить коробки с кирпичами.

Сегодня при отсутствии выручки НДС не возмещается, пока инспекторы не посетят помещения для хранения товаров.

Существует ряд схем, которые никак не удастся уложить в рамки закона. Один из них столь распространен, что даже получил собственное название – «лжеэкспорт».

Также сегодня не стоит надеяться на возврат налога недавно созданной организации. Огромное количество дел по НДС связано с фирмами, которые были специально открыты для получения вычетов.

Инспекторы заметили, что «однодневки» ведут себя особенно скрытно, они не могут доказать поставку товара, его наличие, перечисление денег. То есть вся операция «нарисована» лишь на бумаге. Фирма покупает оборудование, но прописывает в договоре отсрочку платежа на год.

А если ревизоры хотят видеть сам груз – предоставляют документ хранения. То есть, все оформлено правильно, но была ли продукция, сказать никто не может. Фискалы отказывают таким организациям по формальным обстоятельствам, но судиться руководство «однодневок», естественно, не желает.

Фиктивные учредители, поддельные печати, адреса массовой регистрации всплывают в процессе рассмотрения спора.

Также считается невозможной сегодня схема по накручиванию стоимости товара для экспорта через цепочку поставщиков. Продукция пропускается через целый ряд контрагентов и ее стоимость возрастает в среднем в 10 раз, как и сумма к возмещению.

При этом сам груз зачастую вообще никуда не вывозится, а фирмы, которые являются продавцами, бесследно исчезают, так что запросить у них документы и проследить за механизмом «накрутки» цен невозможно. Инспекторы активно работают по восстановлению всей цепочки фирм, по которой проходил товар.

И если обнаруживаются «однодневки», компания получает отказ в возврате НДС.

На грани

Существует большое количество схем возмещения НДС, которые находятся на грани законности.

Так недавно открывшиеся и не имеющие авторитета в налоговых органах фирмы продают товар за рубеж не напрямую, а через «нужную» компанию, потому что та имеет связи в определенной инспекции. Результат – НДС возвращается заказчику.

При этом продукция действительно существует и уходит за границу, однако в операции задействуется чиновник, который должен принять «правильное» решение, и, конечно, делает он это не бесплатно.

Несмотря на свою известность, «игрушечная» схема возмещения НДС работает по сей день, так как она создана на законах, умело использованных в целях обогащения.

Несмотря на свою известность, «игрушечная» схема возмещения НДС работает по сей день, так как она создана на законах, умело использованных в целях обогащения. Механизм получения НДС основан на передаче давальческого сырья для производства детских товаров. Организация приобретает материалы и передает их организациям, изготавливающим готовую продукцию.

Далее давалец реализует изделия покупателям. При высокой стоимости сырья и больших суммах «входного» НДС стоимость переработки, облагаемая по ставке 18 процентов, минимальна. Не велика наценка и при реализации со ставкой НДС уже в 10 процентов.

Все это приводит к тому, что сумма налога по сырью и услугам, предъявленная к вычету, значительно превышает те средства, которые компания должна уплатить при реализации.

Черный НДС

Существует ряд схем, которые никак не удастся уложить в рамки закона.Среди них, к примеру, механизм, который очень распространен среди любителей получить деньги из бюджета.

Он так часто встречается на просторах нашей страны, что даже получил собственное название – «лжеэкспорт». Способ заключается в том, что фирма имеет право на 0 ставку налога и вычет по НДС при реализации товара за рубеж.

Однако отправляется продукция в другие государства лишь по документам, на самом же деле она остается в пределах страны или ее вовсе не существует.

Довольно часто можно встретить желающих возместить налог «по мелочи». Если сумма вычета большая, инспекция проводит полномасштабное расследование законности возврата средств. Другое дело, если речь идет о небольших деньгах. 

«Самая известная незаконная схема – это когда предприниматель действует в сговоре с налоговиками. Компания подает декларацию о возмещении НДС. И если вычет составляет менее 3 миллионов рублей, отдел камеральных проверок самостоятельно готовит положительное заключение.

Ведь в этих случаях сообщать в вышестоящую инстанцию, комиссию субъекта РФ, которая обычно и принимает решение о возврате налога, необязательно. Такие суммы считаются «незначительными» и не попадают в общую статистику» – рассказывает Сергей Заведеев,бухгалтер г. Клин.

 

В подобных махинациях задействована не одна фирма, а несколько десятков. Несмотря на то, что летом 2011 года было раскрыто довольно громкое преступление по этой схеме с участием руководителя Межрайонной инспекции ФНС РФ № 2 по Московской области, суть не изменилась. Судьба небольших вычетов, как и прежде, решается внутри инспекции.

Несмотря на большую осторожность инспекторов в вопросе возмещения средств, заявлять о своем праве на вычет можно и нужно. Огромное количество дел завершается положительным решением арбитров. Судебная практика складывается в пользу компаний, и фискалы не могут уклониться от выполнения требований служителей Фемиды. 

Ирина Голова, эксперт журнала “Расчет”

Источник: http://www.buhgalteria.ru

Источник: https://otchetonline.ru/pomoshh-buxgalteru/buhuchet/22610-nezakonnye-shemy-vozmescheniya-nds.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.