+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Бюджетно-налоговая политика – понятие и виды

Бюджетно-налоговая политика государства 2

Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 5

1.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.. 6

1.2. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. 9

2. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 14

2.1. Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок 14

2.2. Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск 18

2.3. Налогообложение. Налоговый мультипликатор. 20

3. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ». 25

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48

Введение

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего.

На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой.

В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами.

Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

1. Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;

2. Изучение видов бюджетно-налоговой политики;

3. Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;

4. Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Объектом исследования является бюджетно-налоговая политика, предметом ее роль в государственной экономике.

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Бюджетно-налоговая политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности [1, c. 31].

1.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты

Все цели макроэкономической, а следовательно, бюджетно-налоговой политики разделяются на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные.

Конечные цели определяются посредством таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. К промежуточным принадлежат цели, способствующие достижению конечных. Они определяются посредством широкого круга показателей.

Применение промежуточных целей дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные цели.

Это дает возможность предварительно определять соответствие применяемых мероприятий конечным целям и при необходимости своевременно вносить необходимые коррективы в свои действия. При определении промежуточных целей возникает вопрос относительно их количества.

Чем больше промежуточных целей, тем более контролируемыми могут быть последствия проводимой политики. Однако существует и проблема противоречия между ними. Это означает, что проблема выбора между противоречивыми промежуточными целями может решаться лишь в зависимости от приоритетов макроэкономической политики.

Постановка краткосрочных и долгосрочных целей зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Национального банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов (G), увеличение налогов (Т) или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета осуществляется пропорционально и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Здесь необходимо ввести понятие планируемых расходов (E), представляющих собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир предполагают истратить на товары и услуги.

Функция планируемых расходов E = C + I+G + Xn изображается графически как функция потребления С = а + b(Y- T), которая «сдвинута» вверх на величину I + G + Хn.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно – трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода.

Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода.

Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Источник: http://MirZnanii.com/a/259744/byudzhetno-nalogovaya-politika-gosudarstva-2

Бюджетно-налоговая политика – понятие и виды

Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Плюсы и минусы фискальной политики

Итоги

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Фискальная политика
Дискреционная (объявляется государством).Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому.

При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается).

Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла.

Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/byudzhetnonalogovaya_politika_ponyatie_i_vidy/

Виды бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды

Изначально считалось, что финансовая или бюджетно-налоговая политика государства направлена на определение величины совокупного объема производства и пропорции его распределения между реальным и частным секторами экономики.

Кроме того, она влияла на величину налогового бремени.

После появления кейнсианской экономической школы, стало понятно, что бюджетная политика воздействует на краткосрочные макроэкономические показатели, а именно, динамику производства, занятость и колебание цен.

Замечание 1

Бюджет страны представляет собой денежную совокупность, находящуюся в управлении государственного аппарата. Полнота бюджета важна для каждого индивида, так как она влияет на благосостояние. Баланс бюджета достигается равновесием его доходов и расходов. Бюджетные доходы обеспечивают нужды государства, а расходы направлены на удовлетворение потребностей, возникающих в обществе.

Фискальная или налогово-бюджетная политика оказывают прямое воздействие на формирование государственной казны. Можно сказать, что сущность данного политического направления заключается в таком управлении финансами страны, которое позволит решать социальные и общественные задачи, стоящие перед правительством.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными направлениями фискальной политики являются – мобилизация и аккумуляция необходимого объема денежных средств в государственную казну, а так же распределение и рациональное применение финансов по выбранному назначению.

Цели политики в сфере управления бюджетом и налогообложением можно выделить следующие:

  1. обеспечение стабильности экономического роста;
  2. создание условий для повышения уровня занятости;
  3. управление или сдерживание инфляционных процессов в целях стабилизации цен.

Достижение поставленных целей реализуется через решение следующих задач:

  • повышение собираемости налоговых отчислений;
  • выполнение задолженностей по бюджетным обязательствам;
  • управление бюджетным дефицитом;
  • управление государственным долгом;
  • обеспечение бюджета валютой и монетизацией;
  • создание условий для роста внутреннего валового продукта;
  • проведение мероприятий по сдерживанию безработицы;
  • обеспечение надзора за соблюдением законодательства в данной сфере деятельности.

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

В зависимости от состояния экономической системы, а так же задач, стоящих перед правительством бюджетно-налоговую политику могут подразделять на два вида, а именно, на стимулирующую и сдерживающую.

Замечание 2

Стимулирующая фискальная политика применяется в случаях, когда идет экономический спад, либо в хозяйственной деятельности страны наблюдаются кризисные события. Основной целью данного направления воздействия на экономическую систему является преодоление негативных тенденций в ней.

Воздействие оказывается на два макроэкономических показателя – совокупное предложение и совокупный спрос. Спрос стимулируется через увеличение объемов государственных закупок продукции и услуг. При этом стараются снизить налоговое бремя на объекты предпринимательства.

Так у них освобождаются денежные средства, которые можно вновь вложить в воспроизводство или в другие сферы экономики. Кроме того, государство может увеличить объемы субсидий, если такое возможно из резервов бюджета. Стимуляция спроса автоматически воздействует на рост предложения.

При повышении потребностей общества, производственный сектор стремится к производственному расширению и выпуску больших объемов продукции.

Другое направление фискальной политики называются сдерживающим. Оно необходимо в периоды, когда происходит перекредитование экономики. Государственные деньги вложены в экономический рост.

Последующее увеличение вложений может вызвать негативные инфляционные события. Тогда со стороны правительства реализуются меры по сокращению государственных расходов и субсидий.

При этом увеличивается налоговое бремя на реальный сектор и на население.

Таким образом, достигается сдерживание роста спроса и предложения, а значит оказывается воздействие на уровень инфляции.

Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика

Фискальная политика может подразделяться на дискреционную и недискреционную или автоматическую. Ее автоматизм достигается встроенным экономическим стабилизаторам.Дискреционное направление связано с искусственным управлением налогообложением и расходами государственного бюджета для того, чтобы воздействовать на объемы производства, инфляционные темпы и рост безработицы.

Под государственными расходами понимается увеличение числа государственных субсидий и закупок. Можно сказать, что государством проводится инвестиционная деятельность, только вложения производятся в собственную экономику. При этом формируется дефицит бюджета.

Такой подход реализуется в моменты спада или кризисов. Государство осознанно идет на увеличение расходов в целях стимуляции экономических процессов в хозяйственной системе страны.

Другим инструментом дискреционной политики является снижение налогового бремени при сохранении прежних объемов государственных расходов. Такой подход так же увеличивает совокупное воспроизводство, однако, в меньше степени, чем при увеличении расходов бюджета.

Дискреционная фискальная политика эффективно ликвидирует последствия циклических событий в экономике. Она применяется для стимулирования и для сдерживания повторяющихся процессов. Единственным минусом такого подхода является долгосрочность исполнения определенных государственных вложений.

Не дискреционная или автоматическая политика основана на действии стабилизаторов. То есть, в периоды экономического подъема и роста увеличивается объем доходов государственного бюджета.

Растет спрос, предложение, увеличивается число хозяйствующих субъектов, способных выплачивать налоговые отчисления в пользу государственной казны.

Регуляция налогообложения и трансфертных платежей происходит автоматически.

Замечание 3

Примером трансфертных платежей может послужить пособие по безработице. В периоды, когда идет экономический спад и повышается уровень безработицы, данная выплата является стабилизаторов доходов индивида. Как только он устраивается на работу, выплаты прекращаются.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_byudzhetno-nalogovoy_politiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.