+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменится порядок представления бухгалтерской отчетности

Содержание

Представление бухгалтерской отчетности: без ошибок и проблем

Изменится порядок представления бухгалтерской отчетности

Своевременный, полный и достоверный учет финансовых и производственных (хозяйственных) операций должен сопровождать деятельность каждой российской организации.

Результатом такого учета после окончания отчетного периода должны стать сведенные воедино стоимости нематериальных активов и основных средств, размеры убытка или прибыли, сумм различных видов кредиторской и дебиторской задолженностей, а также остальная существенная информация о финансовом состоянии организации.  Такая отчетность совмещает в себе итоговые данные бухгалтерского учета и финансовых результатов и является источником сведений для государственных органов и собственников предприятия. Представление годовой бухгалтерской и финансовой отчетности вменено в обязанность всем юридическим лицам, включая малые предприятия.

Представление годовой бухгалтерской отчетности обязательно также для компаний, работающих на упрощенной системе налогообложения, применяющих ЕНВД, либо совмещающих УСНО и ЕНВД.

Состав финансовой и бухгалтерской отчетности

Составленная по итогам отчетного периода финансовая и бухгалтерская отчетность включает в себя:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств;
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • Аудиторское заключение о достоверности отчетности (в том случае, если деятельность организации подлежит обязательному аудиту).

Годовая бухгалтерская отчетность до представления в государственные органы утверждается общим собранием учредителей организации, о чем должен быть обязательно составлен протокол с соблюдением наличия всех обязательных реквизитов.

Если организация не вела деятельность в течение отчетного периода, это не освобождает ее от необходимости формирования и сдачи бухгалтерской отчетности, а также соблюдения сроков предоставления годовой бухгалтерской отчетности.

Куда и кому сдавать

Финансовая и бухгалтерская отчетность составляется в обязательном порядке по итогам календарного года. Она должна быть представлена не позднее определенных законодательством сроков в:

  • Орган налоговой инспекции по месту регистрации предприятия;
  • Орган статистического управления, в котором зарегистрирована организация;
  • Учредителям и руководству компании.

Если организация имеет обособленные подразделения, то по месту их нахождения предоставление бухгалтерской отчетности не предусмотрено – она должна быть сдана по месту регистрации головной компании.

Когда сдавать

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности в налоговые и статическое управление установлен не позднее трех месяцев после окончания календарного года.

Достаточно продолжительный срок предусмотрен для того, чтобы компания могла проверить полноту и правильность отражения всех операций в учете, заранее провести инвентаризацию своих активов, обязательно сверить с контрагентами состояние расчетов, включая платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Наказания за нарушение сроков

Если сроки представления годовой бухгалтерской отчетности будут нарушены, оштрафуют организацию и должностное лицо, ответственное за сдачу отчетности. Санкции будут наложены как налоговой инспекцией, так и органом статистики.

Как сдавать

Порядок предоставления бухгалтерской отчетности установлен административным регламентом Министерства Финансов. Документы можно сдать в налоговые органы двумя способами:

  • На бумажных носителях. В отличие от налоговых деклараций, на бумаге могут представлять бухгалтерскую отчетность все предприятия, независимо от количества сотрудников. Сдать документы лично в инспекцию без доверенности может только директор организации. Остальные сотрудники должны предъявить доверенность и паспорт. Также можно отправить отчеты по почте, воспользовавшись услугой отправки ценным или заказным письмом. Подтверждением факта и даты отправки служит квитанция и печать почтового отделения на описи вложения;
  • Электронным способом с помощью телекоммуникационных средств связи. Как правило, зашифрованный файл, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) отправляют по Интернету. Датой сдачи отчетности считают дату отправки файла, в ответ должна поступить квитанция о приеме, также подписанная ЭЦП налоговой инспекции. Если в отчете допущены ошибки, с которыми принятие файла невозможно, в течение 5 рабочих дней инспекция обязана сообщить об отказе. После исправления ошибок файлы нужно представить снова.

Аналогичный порядок представления бухгалтерской финансовой отчетности предусмотрен для отделов статистического управления.

Для малых предприятий

Малые предприятия имеют право на представление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, в которых показатели укрупнены. Также они могут выбрать вариант представления финансовой отчетности, ограниченной бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах.

Проверьте с помощью онлайн-сервисов, не отнесено ли ваше предприятие в категории малых. Это облегчит составление отчетов.

Другие пользователи бухгалтерской отчетности

Существуют и другие пользователи информации, содержащейся в финансовых отчетах организации: учредители, банки, инвесторы или контрагенты. Они могут затребовать предоставить отчеты в середине года.

В таких случаях обычно порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности оговариваются отдельно, а отчетность составляется по итогам истекшего квартала, реже, по требованию учредителей – по итогам истекшего месяца.

У ряда организаций, например, акционерных обществ, также есть обязанность публиковать годовые финансовые результаты в СМИ.

Источник: http://buh-spravka.ru/buhgalterskij-uchet/buhgalterskaya-finansovaya-otchetnost/predostavlenie-buhgalterskoj-otchetnosti.html

Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, Информационное сообщение Минфина России от 13 декабря 2018 года №ИС-учет-12

Изменится порядок представления бухгалтерской отчетности

Федеральными законами от 28 ноября 2018 г.

N 444-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и N 447-ФЗ “О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности.

Цель изменений – снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухгалтерской отчетности в государственные органы, а также упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Установлен новый порядок представления годовой бухгалтерской отчетности организаций

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Организации, отличные от кредитных и некредитных финансовых организаций

Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранееворгангосударственнойстатистики(заисключениеморганизацийгосударственногосектораиБанкаРоссии)иналоговыйорган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:

формапредставления – в виде электронного документа (ранеенабумажномносителеиливвидеэлектронногодокумента);

способпредставления – по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срокпредставления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранеенепозднее31мартагода,следующегозаотчетным);

форматыпредставления – утверждаются ФНС России;

порядокпредставления – утверждается ФНС России (ранееутверждалсяРосстатом).

Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

в виде электронного документа (ранеенабумажномносителеиливвидеэлектронногодокумента);

вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации

Кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору, представляют свою годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России.

К таким организациям относятся: кредитные организации; страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда; клиринговые организации, лица, осуществляющие функции центрального контрагента; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организаторы торговли; акционерные инвестиционные фонды; микрофинансовые организации; жилищные накопительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды; кредитные рейтинговые агентства.

Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливается соответствующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранееонибылиобязаныпредставлятьсвоюотчетностьвналоговыеорганыиворганыгосударственнойстатистики).

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г.

такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Бухгалтерская отчетность религиозных организаций

Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранеегодоваябухгалтерскаяотчетностьрелигиознойорганизациипредставлялась:ворганыгосударственнойстатистики;вналоговыеорганы,еслизаотчетные(налоговые)периодыкалендарногогодаунеевозникалиобязанностипоуплатеналоговисборов).

Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (далее – ГИРБО) – совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранеетолькоорганизацийгосударственногосектораиБанкаРоссии). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранееподлежалавключению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранееРосстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России.

Банк России передает в ГИРБО сведения в электронном виде, содержащие годовую бухгалтерскую отчетность поднадзорных ему организаций, а также аудиторские заключения о ней (если такая отчетность подлежит обязательному аудиту).

Передача сведений осуществляется в форматах, порядке и сроки, определяемые соглашением между Банком России и ФНС России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранееРосстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство Российской Федерации, за предоставление информации будет взиматься плата.

В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе.

Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО.

В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014-2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате.

Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона “О бухгалтерском учете”, т.е. не менее 5 лет после отчетного года.

Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014-2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

Установлен специальный порядок представления бухгалтерской отчетности для отдельных организаций

Статьей 18 Федерального закона “О бухгалтерском учете” (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ) и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ) определен специальный порядок представления годовой бухгалтерской отчетности:

для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

для организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность таких организаций не включается в ГИРБО (ранеевключалась). Однако эти организации по-прежнему обязаны представлять по одному экземпляру своей годовой бухгалтерской отчетности:

в налоговый орган по месту своего нахождения;

в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

Срок представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Данные нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г.

Составление бухгалтерской отчетности организации

Статья 13 Федерального закона “О бухгалтерском учете” дополнена положением, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора – со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Уточнен порядок признания бухгалтерской отчетности составленной

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации.

Однако уточненная редакция части 8 статьи 13 Федерального закона “О бухгалтерском учете” более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе (ранеетолькопослеподписанияэкземпляраотчетностинабумажномносителе).

Таким образом, бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра бухгалтерской отчетности на бумажном носителе – в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью – в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора – со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Департаментрегулированиябухгалтерскогоучета,

финансовойотчетностииаудиторскойдеятельности

МинфинаРоссии

Электронный текст документа

подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

официальный сайт

Минфина России

www.minfin.ru, 13.12.2018

Источник: http://docs.cntd.ru/document/551938919

Порядок сдачи квартальной отчетности изменился

Изменится порядок представления бухгалтерской отчетности

Как известно, в Инструкцию № 191н были внесены изменения, которые в т. ч. необходимо учесть при подготовке бюджетной отчётности по итогам квартала. Отметим основные новшества, на которые бухгалтерам стоит обратить внимание.

Напомним, что квартальная отчётность составляется на следующие даты: 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года (п. 2 Инструкции № 191н). Она является промежуточной и формируется нарастающим итогом с начала текущего финансового года (п. 3 Инструкции № 191н).

Инструкцией № 191н предусмотрены квартальные формы:

  • Справка по консолидируемым расчётам (ф. 0503125) – формируется так же, как и ежемесячная, по денежным расчётам и по неденежным расчётам в части некассовых операций;
  • Отчёт об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
  • Отчёт о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) – в составе квартальных таблиц и приложений, а также текстовой части, если возникла необходимость пояснения отдельных показателей бюджетной отчётности.

Перед представлением Справки (ф. 0503125) обязательно нужно провести сверку взаимосвязанных показателей по консолидируемым расчётам (п. 23 Инструкции № 191н), независимо от того, на какую дату представляется данная форма.

Подробнее остановимся на тех формах квартальной отчётности, которые были откорректированы в результате нововведений.

Для справки

Кроме форм, которые предусмотрены Инструкцией № 191н, квартальная бюджетная отчётность может содержать дополнительные формы, которые для казённого учреждения вправе установить ГРБС, финансовый орган или главный администратор доходов (источников финансирования дефицита бюджета) (п. 5 Инструкции № 191н).

Порядок формирования квартального Отчёта (ф. 0503127) немного уточнён для администраторов (главных администраторов) доходов бюджета и для администраторов (главных администраторов) источников финансирования дефицита бюджета.

Теперь в инструкции есть указание на использование данных по счетам 1 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» при заполнении графы 4 в разделах «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета». Для того чтобы быстро получить правильно заполненный с помощью программных средств Отчёт (ф.

0503127), учреждению потребуется проверить в т. ч. и данные по счетам санкционирования.

Отчёт (ф. 0503128)

По новым правилам Отчёт (ф. 0503128) представляется ежеквартально, а не дважды в год – по итогам полугодия и года. При этом финансовый орган или ГРБС (РБС) вправе дополнительно установить иную отчётную дату в рамках осуществления ими внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности (п. 68 Инструкции № 191н).

Шаблон Отчёта (ф. 0503128) существенно откорректирован и содержит следующие разделы:

1. Бюджетные обязательства текущего (отчётного) финансового года по расходам.

2. Бюджетные обязательства текущего (отчётного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения.

3. Бюджетные обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчётным) финансовым годом.

Первые два раздела заполняются по статьям (подстатьям) КОСГУ. А заключительный раздел – по финансовым периодам (годам) без разбивки по кодам КОСГУ (п. 72.1 Инструкции № 191н). Кроме того, в Отчёте (ф. 0503128) появились две новые графы, порядок заполнения которых приведён в таблице:

Заметим, что до нововведений показатели Отчёта (ф. 050128) выстраивались в красивую последовательность и соответствовали своеобразному общему неравенству.

Разумеется, если учреждение заключало договоры и проводило их оплату в пределах дозволенного бюджетной сметой. После того как в Отчёт (ф. 0503128) вклинились две новые графы, общего стройного неравенства не получится.

Хотя указанное соотношение между старыми графами, безусловно, сохранится.

Учреждением заключены договоры (приняты обязательства, денежные обязательства и надлежащим образом проведены принимаемые обязательства) по подстатье 226 КОСГУ «Прочие услуги» в пределах утверждённых лимитов (300 000 руб.): 1) на сумму 150 000 руб.

по результатам запроса предложений (оказаны услуги, но окончательный расчёт не произведён – частично оплачено 60 000 тыс. руб.);

2) на сумму 100 000 руб. на оказание услуг единственным поставщиком (услуги оказаны частично на сумму 50 000 руб.

и на эту сумму произведена оплата).

Особое внимание по-прежнему стоит уделить правилам заполнения графы 10 «Исполнено денежных обязательств». Показатель в этой графе не обязательно будет соответствовать общей сумме произведённых кассовых расходов.

В неё не включаются данные операций по перечислениям (и восстановлениям) денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами счёта 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчёты».

Вместе с тем в указанную графу необходимо включить показатели исполнения бюджетных обязательств некассовыми операциями.

Очевидно, что в разделе 3 «Бюджетные обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчётным) финансовым годом» графа 10 должна остаться пустой.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/98315

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.