+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

Содержание

Налоговые органы будут истребовать пояснения в 2017, Отчётсдан, пояснение о снижении ндс

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений.

Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

— Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений. если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС. в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.

Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

— Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений — по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Источник: https://aulawac.ru/buh13/nalogovye-organy-budut-istrebovat-poyasneniya-v-2017-otchyotsdan-poyasnenie-o-snizhenii-nds/

Истребование налоговыми органами пояснений у налогоплательщиков | Отчётсдан

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

 Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.
Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

Вызов в налоговую для дачи пояснений

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В уведомлении указывается на обязательность явки в налоговый орган руководителя и главного бухгалтера ООО «ХХХ». Между тем, ни подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, ни какая-либо иная норма не дает налоговым органам права вызывать в качестве представителей налогоплательщика каких-либо определенных лиц.

Данная норма дает налоговому органу право вызывать именно налогоплательщика, а не его руководителя. Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ руководитель организации является её законным представителем.

При этом право налогоплательщика на участие в налоговых отношениях через представителя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 НК РФ и пункт 1 статьи 26 НК РФ) предполагает возможность такого участия не только через законного представителя, но и через уполномоченного представителя (статья 29 НК РФ).

Налоговый орган не вправе указывать налогоплательщику, кого именно из своих представителей тот должен выбирать в той или иной ситуации.

2.

4. Ответ на требование налогового органа дать пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки и (или) о высокой доле налоговых вычетов

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше требование, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

1. Относительно требования пояснить причины «низкой налоговой нагрузки» ООО «ХХХ» поясняет, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ни понятия «налоговая нагрузка», ни критериев, по которым она идентифицируется, как низкая или высокая. Ни один нормативный правовой акт не возлагает на налогоплательщиков обязанность давать налоговым органам пояснения по таким поводам.

Что касается Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, то данный документ не содержит обязательных норм и предписаний, не прошел регистрацию в Минюсте России и официально не опубликован, в связи с чем не влечет для Общества каких-либо правовых последствий.

2.

Относительно требования о представлении письменных пояснений «по высокой доле налоговых вычетов» ООО «ХХХ» поясняет, что подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусматривает право налоговых органов истребовать у налогоплательщика пояснения исключительно по тем вопросам, которые упомянуты в данной норме (при этом обязанность давать пояснения исключительно в письменной форме данная норма не предусматривает). Правом истребовать у налогоплательщика пояснения «по высокой доле налоговых вычетов» подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы не наделяет.

Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит критериев, по которым доля налоговых вычетов идентифицируется, как низкая или высокая. Сами понятия «высокий» и «низкий» являются крайне субъективными.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

2.

5. Ответ на уведомление налогового органа о вызове для представления объяснений причин низкой заработной платы

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (при этом обязанность давать пояснения исключительно в письменной форме данная норма не предусматривает).

Из содержания данной нормы следует, что вызов в налоговый орган может быть связан исключительно с вопросами исполнения законодательства о налогах и сборах. Вызывать налогоплательщиков по иным поводам налоговый орган не вправе.

Как следует из Вашего требования, представителю Общества предложено явиться на заседание комиссии по вопросу повышения уровня оплаты труда работникам.

ООО «ХХХ» доводит до Вашего сведения, что вопросы оплаты труда являются сугубо внутренним делом Общества и его работников.

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Общество обеспечивает своим работникам достойный уровень оплаты труда, соблюдая при этом государственные гарантии, предусмотренные статьей 130 ТК РФ. Вопросы оплаты труда не регулируются законодательством о налогах и сборах. Следовательно, вызов представителя Общества в налоговый орган никоим образом не связан с целями, указанными в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Если Ваш налоговый орган располагает доказательствами нарушения трудовых прав работников ООО «ХХХ», то данную информацию следует адресовать органам Федеральной службы по труду и занятости.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.09.

2012 № 875 полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предоставлены именно этой службе, а не налоговым органам.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Учитывая изложенное, Ваше требование исполнению не подлежит.

2.

6. Ответ на уведомление налогового органа о вызове налогоплательщика для представления документов

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Данная норма предполагает обязанность налогового органа четко обосновать мотивы вызова налогоплательщика, что подтверждается Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, согласно которому в уведомлении должно быть указано подробное описание оснований для вызова налогоплательщика.

В нарушение указанных требований в обжалуемом уведомлении налоговый орган приводит расплывчатую ссылку на некие ошибки, якобы выявленные им в расчете. Что это за ошибки, и каким образом они выявлены, налоговый орган не поясняет.

2.

Характер требований, содержащихся в обжалуемом уведомлении, идентичен содержанию пункта 3 статьи 88 НК РФ, регулирующему действия налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки.

В частности, заявляя о выявлении неких ошибок в расчете, представленном Обществом, налоговый орган указывает, что эти ошибки были выявлены им именно в ходе камеральной налоговой проверки.

Между тем, в ходе указанной проверки, а также по её результатам в адрес Общества не направлялось никакой информации о выявленных нарушениях и (или) ошибках, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 12.07.

2006 № 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов.

Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

Данная правовая позиция корреспондирует разъяснениям ФНС России, приведенным в письме от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693 (ответ на 1-й вопрос):

«В случае если трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки истек, а все необходимые ответы на запросы и поручения, направленные в рамках проведения мероприятий налогового контроля, инспекцией еще не получены и при этом должностные лица налогового органа не установили факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе из-за отсутствия указанных ответов, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта.»

Таким образом, отсутствие со стороны налогового органа претензий в ходе камеральной налоговой проверки, а также несоставление им акта по результатам данной проверки, однозначно указывают на то, что никаких ошибок в расчете при проверке выявлено не было.

Данное обстоятельство неопровержимо указывает либо на ложность утверждения о якобы выявленных в ходе проверки ошибках, либо на то, что налоговый орган в нарушение пункта 2 статьи 88 НК РФ проводил камеральную налоговую проверку после истечения срока, установленного законом.

3. Обстоятельства, приведенные выше, свидетельствуют о попытке налогового органа осуществлять проверочные мероприятия вне рамок камеральной налоговой проверки и вне сроков, установленных для её проведения.

Правила проведения камеральной налоговой проверки, установленные статьей 88 НК РФ, не только предусматривают право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков в определенных случаях документы и пояснения (пункт 3), но и ограничивают возможность реализации данного права сроком, установленным для проведения камеральной налоговой проверки (пункт 2 данной статьи).

Как отметил Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.

2009 № 10349/09, 3-месячный срок для проведения камеральной налоговой проверки является пресекательным, и истечение этого срока препятствует выявлению инспекцией фактов неуплаты налогов, принятию мер по их принудительному взысканию, как и является основанием для неисполнения налогоплательщиком предложений (требований) налогового органа о представлении пояснений и (или) документов.

Источник: https://3zprint-msk.ru/vyzov-v-nalogovuju-dlja-dachi-pojasnenij/

Вызов в налоговую для дачи пояснений. Истребование документов при проверке

Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика

Мы поможем вам!

  • Защитим ваши интересы в ходе камеральной проверки налогового органа;
  • Подготовим документы для предоставления в налоговый орган по требованию инспектора;
  • Проведем анализ оснований для проведения камеральной проверки;
  • Представим Ваши интересы в налоговой инспекции.

Задайте вопрос юристу, мы поможем!

Если вы декларируете доходы самостоятельно, например, в случае сдачи жилья в наем (аренду), или при получении любого другого дохода, подлежащего налогообложению, а также, если вы хотите получить налоговый вычет, то вам необходимо подавать налоговую декларацию в налоговый орган по месту регистрации. В этом случае при проведении камеральной проверки налоговые органы наделены правом истребовать дополнительные документы у налогоплательщика, а также запрашивать устные и (или) письменные объяснения (ст. 93 НК РФ).

Безусловно, к проведению проверки стоит подготовиться, поскольку ошибки в расчетах и неверно составленные документы повлекут неблагоприятные последствия, вплоть до привлечения к ответственности!

Что такое «камеральная проверка»?

Камеральная проверка – это проверка, проводимая налоговым органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок плательщика налогов. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах.

В соответствии со ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое проводит налоговую (камеральную) проверку, вправе истребовать у налогоплательщика, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Что будет, если найдут ошибки?

Если в процессе проведения такой проверки налогоплательщика – физического лица налоговый орган выявляется ошибки или противоречия, он направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений или внесении исправлений в налоговую декларацию (расчет). В свою очередь, налогоплательщик обязан в течение 5 дней ответить налоговому органу письменно. Если истребуются документы, то согласно п.2 ст. 93 НК РФ их необходимо предоставить в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Что будет, если не предоставить документы для проверки?

В случае если налогоплательщик отказывается от представления документов на проверку, или не представляет их в установленные сроки, это признается налоговым правонарушением и лицо несет ответственность в виде взыскания штрафа.

Также возможен вызов налогоплательщика в налоговую инспекцию на основании письменного уведомления для дачи пояснений. Вызов в налоговую для дачи пояснений осуществляется только в том случае, если в представленной налогоплательщиком декларации (расчете) обнаружены ошибки или имеются другие основания, указанные в п.3 ст.88 НК РФ.

Когда налоговая может истребовать документы?

Истребование документов в рамках проверки может осуществляться налоговым органом на основании его решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые проводятся после составления акта камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Основаниями для истребования документов являются:

  • применение налогоплательщиком налоговых льгот;
  • заявление в налоговой декларации по НДФЛ права на возмещение налога;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе камеральной проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Какую помощь окажет налоговый юрист?

Налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (п.2 ст.101 НК РФ), о времени и месте проведения которого он должен быть извещен. Если налоговый орган нарушает закон и не уведомляет заблаговременно о грядущей проверке, нужно подавать жалобу! В этом вам поможет юрист нашей компании.

Как и во всех прочих вопросах:

  • составить налоговую декларацию,
  • проверить документы на предмет их соответствия требованиям закона,
  • обжаловать неправомерные действия должностных лиц налогового органа,
  • проконсультировать по вопросу любой сложности в сфере налогового права
  • и многое другое,

если вам нужна помощь юриста по налогам, обращайтесь в «Мой Семейный Юрист»!

Источник: http://xn--e1aajbcaqcle3afio4k0b.xn--p1ai/uslugi/nalogi/vyzov-v-nalogovuyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.