+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как принять к вычету НДС по аренде госимущества?

Налоги при аренде муниципального имущества — Moneyprofy.ru

Как принять к вычету НДС по аренде госимущества?

Налоговики разъяснили, что при предоставлении органами госвласти и управления, а также органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (письмо ФНС России от 14 декабря 2017 г. № СД-4-3/[email protected]). Аналогичный вывод следует из решений Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 309-КГ17-16472, определение ВС РФ от 27 сентября 2017 г. № 301-КГ17-13104, определение ВС РФ от 26 марта 2015 г. № 310-КГ15-1150).

Напомним, что операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса).

При этом к казенным учреждениям относится государственное (муниципальное) учреждение (ст. 123.22 Гражданского кодекса).

За государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (ст. 214, 215, 296 ГК РФ).

Соответственно, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

В то же время при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы имущества.

Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В свою очередь госсобственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями, составляют госказну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Узнать, как получить вычет по НДС при аренде госимущества, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

www.garant.ru

При аренде муниципального имущества у казенных учреждений НДС не уплачивается

Минфин России разъяснил, что в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы имущества НДС не уплачивают.

Это правило действует, в том числе в случае заключения договора аренды с муниципалитетом, который владеет казенным учреждением на праве оперативного управления (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2017 г. № 03-07-11/43774).

В рассмотренном примере организация просит дать разъяснения по поводу необходимости исполнения ей функций налогового агента по НДС при оплате услуг по договору аренды имущества муниципального образования.

При этом организация арендует часть нежилого помещения у Администрации города, причем в договоре отражено, что здание закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением.

Арендодателем по договору аренды является Администрация города, а участие казенного учреждения в качестве третьей стороны договора не предусмотрено.

В ответе финансисты напомнили, что в Налоговом кодексе установлен особый порядок применения НДС при предоставлении на территории РФ органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами – арендаторами имущества (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса).

В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено.

Поэтому при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения).

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В связи с этим услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом налогообложения данным налогом.

В свою очередь налоговыми агентами признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, представленного в аренду на территории РФ органами госвласти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).

www.garant.ru

Аренда муниципального имущества и НДС 2016 — 2017

Актуально на: 17 февраля 2017 г.

Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях.

Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст.

161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

Источник: http://moneyprofy.ru/nalogi-pri-arende-municipalnogo-imu/

Счет-фактура налогового агента в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0

Как принять к вычету НДС по аренде госимущества?

В конфигурациях 1С 8.3 реализовано несколько основных видов учета НДС налоговыми агентами:

  • Уплата НДС при покупке товаров у иностранной фирмы (нерезидента)
  • Аренда
  • Реализация имущества

В плане счетов для учета операций налоговых агентов используются счета 76.НА и 68.32.

Рассмотрим особенности оформления счетов-фактур налоговыми агентами.

Уплата НДС при покупке товаров у иностранного поставщика (нерезидента)

При покупке импортного товара главное — корректно заполнить параметры договора:

  • вид договора;
  • признак «Организация выступает в качестве налогового агента»;
  • вид агентского договора.

Рис.1

Документ поступления оформляется так же, как и для любых других товаров (рис.2), но, в отличие от обычных приходных накладных, счет-фактуру создавать не требуется.

Рис.2

В проводках по отражению НДС вместо привычного счета взаиморасчетов используется новый субсчет – 76.НА.

Для формирования счетов-фактур этого вида используется обработка, которая вызывается из соответствующего пункта раздела «Банк и касса»(рис.4).

Рис.4

На рис.5 показана форма этой обработки.

Все приходные накладные, оформленные по агентским договорам и оплаченные в выбранном периоде, автоматически попадут в табличную часть (кнопка «Заполнить» рис.5).

По кнопке «Выполнить» сформируются и зарегистрируются счета-фактуры.

Рис.5

На следующем рисунке представлен сам счет-фактура (рис.6).  Заметим, что ставка НДС выбирается «18/118», а код операции в данном случае  —  06.

Рис.6

Как видим, в проводках (рис.7) задействованы новые субсчета, специально добавленные в план счетов 1С (76.НА и 68.32).

Рис.7

Сумму  НДС, которую мы должны заплатить в бюджет, можно проверить в отчете «Книга продаж»и в «Декларации по НДС» .

Книга продаж (рис.8) формируется в разделе «Отчеты по НДС»

В графе «Контрагент» указывается организация, которая осуществляет уплату налога.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Рис.8

Декларация по НДС в 1С формируется из раздела Отчетность. В подразделе «Регламентированные отчеты» нужно выбрать соответствующий вид («Декларация по НДС»).

Строка 060 (стр.1 Раздел 2) будет заполнена суммой, которую нужно заплатить в бюджет (рис.9).

Рис.9

Уплата налога в бюджет оформляется типовыми документами 1С («Платежное поручение» и «Списание с расчетного счета»). Оба документа должны иметь вид операции «Уплата налога» (рис.10).

Рис.10

При списании денег важно указать тот же счет, что и при начислении налога — 68.32 (рис.11).

Рис.11

Наконец можно принять НДС к вычету. Проводки создает документ «Формирование записей книги покупок»:

Операции –> Регламентные операции НДС –> Формирование записей книги покупок  –> закладка «Налоговый агент» (рис.12).

Рис.12

После проведения документа «Формирование записей…» (проводки представлены на рис.13) можно сформировать книгу покупок. Этот отчет вызывается аналогично отчету «Книга продаж» из раздела Отчеты по НДС.

Рис.13

В колонке «Наименование продавца» фигурирует не агент, а сам продавец (рис.14).

Рис.14

В разделе 3 декларации по НДС (рис.15) появятся суммы, которые можно будет вычесть по операциям налоговых агентов.

Рис.15

Аренда и реализация имущества

Оформление операций по НДС при реализации имущества и аренде муниципального имущества принципиальных отличий от вышеприведенной схемы не имеет.

Главное, необходимо выбрать правильный вид агентского договора (рис.16).

Рис.16

Кроме того, при оформлении документа оприходования услуг по аренде нужно правильно указать счета и аналитику затрат (рис.17).

Рис.17

Проводки представлены на рис.18. В них также есть специальный счет 76.НА.

Рис.18

При реализации имущества налоговым агентом также важно выбрать правильный вид агентского договора и соблюдать регламент учета основных средств.

В заключение – общая схема учета счетов-фактур налогового агента в 1С:

  • Оформление договора с признаками агентского
  • Оприходование товаров или услуг по агентскому договору
  • Оплата товаров или услуг поставщику
  • Регистрация счетов-фактур налогового агента
  • Оплата НДС в бюджет
  • Принятие НДС к вычету (Формирование записей книги покупок)

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить детальную проработку фирмой 1С достаточно сложного процесса работы с агентскими договорами. При соблюдении несложных правил оформления договоров и документов удается избежать длительной и кропотливой работы – программа все сделает за нас!

К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

Источник: https://programmist1s.ru/schet-faktura-nalogovogo-agenta-v-1s-8-3-buhgalteriya-3-0/

Как принять к вычету ндс по аренде госимущества? – все о налогах

Как принять к вычету НДС по аренде госимущества?

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Источник:

Налоговые последствия при аренде госимущества | Статьи

Агрофирма арендовала помещение, находящееся в госсобственности, на безвозмездной основе. По мнению финансистов, в этом случае предприятию придется начислить НДС к уплате в бюджет. Однако точка зрения чиновников не бесспорна. Есть и другие особенности, о которых следует помнить… (Письмо Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100)

Налог на добавленную стоимость По общему правилу, арендуя государственное или муниципальное имущество, организация признается налоговым агентом по НДС. То есть следует исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога. Таково требование пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА РОССИИ Специалисты главного финансового ведомства настаивают, что компания должна исполнить агентские обязанности даже в том случае, если речь идет о безвозмездной аренде объекта, находящегося в госсобственности. Свою позицию чиновники обосновывают так. О казание услуг на безвозмездной основе в целях расчета НДС признается реализацией (п. 1 ст.

146 Налогового кодекса РФ). Значит, в этой ситуации арендодатель формально признается обязанным начислить НДС к уплате в бюджет. Однако при аренде имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, данный налог исчисляет арендатор – налоговый агент.

Следовательно, арендуя помещение у государства на безвозмездной основе, необходимо начислить «агентский» НДС. Его нужно рассчитать исходя из рыночной стоимости данной услуги с учетом налога. В частности, такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100.

ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ В пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговый агент – арендатор должен удержать НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю. При этом налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Однако в рассматриваемой нами ситуации организация освобождается от платы за пользование помещением.

Поэтому никаких сумм, выплачиваемых собственнику имущества, нет. Значит, источник для удержания НДС отсутствует. Причем действующее законодательство не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, у агрофирмы не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна.

Отметим, что есть судебные решения, в которых указано, что у лица, получившего имущество в безвозмездное пользование, обязанности налогового агента не возникает. В частности, постановления: – ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1; – ФАС Северо-Западного округа от 8 сентября 2005 г. № А52-479/2005/2.

КАК ПОСТУПИТЬ НА ПРАКТИКЕ? ВЫБОР ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ В том случае, если организация решит не исчислять НДС, ей нужно быть готовой к претензиям со стороны контролеров. Однако приведенные аргументы могут помочь отстоять свою правоту (как в вышестоящей налоговой инстанции, так и в суде). По мнению автора, вероятность выигрыша судебного процесса в данном случае весьма высока.

В том случае, если агрофирма не готова к налоговым спорам, придется последовать рекомендациям финансистов и исчислить «агентский» НДС. Чтобы определить сумму налога, рыночную стоимость аренды нужно умножить на расчетную ставку (18/118). Основание – пункт 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Рыночную стоимость определяют по правилам статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Поскольку в данной ситуации получается, что налог все-таки будет удержан из собственных средств арендатора (других источников нет), его сумму, по мнению автора, нужно отразить на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Особых сроков уплаты «агентского» НДС для арендаторов государственного (муниципального) имущества не установлено. Налог нужно перечислить в бюджет по итогам того квартала, в котором он был начислен (и отразить в декларации за этот квартал).

ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР ССУДЫПоскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о безвозмездном пользовании помещением, грамотнее (с точки зрения гражданского законодательства) оформить это договором ссуды, а не договором аренды.

Дело в том, что арендные отношения предполагают предоставление имущества во временное пользование за плату (ст. 606 Гражданского кодекса РФ). А вот договор ссуды как раз предусматривает возможность безвозмездного пользования объектом (ст. 689 Гражданского кодекса РФ).

При таком развитии событий споров с контролерами по поводу уплаты НДС, вероятно, удастся избежать.
В этом случае ссудополучатель безвозмездно обретает право пользования имуществом (письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/125).


А МОЖНО ЛИ ПРИНЯТЬ НАЛОГ К ВЫЧЕТУ?
По общему правилу НДС, удержанный из доходов арендодателя, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ). В нашем случае никаких сумм собственнику не выплачивается. Поэтому нельзя говорить о налоге, удержанном из его доходов.

То есть, если буквально читать пункт 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ, НДС к вычету принять не удастся. Однако если этого не сделать, будет нарушен общий принцип возмещения косвенного налога.

Ведь согласно ему НДС, подлежащий уплате одной стороной сделки (в данном случае этот налог исчисляет агент), может быть принят к вычету другой стороной. Иными словами, раз налог необходимо начислить к уплате в бюджет, то и зачесть его тоже можно.

Исходя из этих рассуждений, по мнению автора, при бесплатной аренде госимущества агрофирма вправе принять исчисленный «агентский» НДС к вычету. Однако для этого необходимо соблюдение ряда условий: – арендатор является плательщиком НДС; – арендованное помещение используется в облагаемой НДС деятельности (п.

2 ст. 171 Налогового кодекса РФ); – исчисленный налог уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ); – агент располагает счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Исчисленный «агентский» налог будет отражен в декларации за текущий квартал. Поэтому уплаченным в бюджет он будет считаться только после того, как организация перечислит НДС за данный квартал. Значит, принять эту сумму к вычету можно будет только в следующем налоговом периоде. Что касается счета-фактуры, то налоговый агент должен выписать этот документ себе сам.Налог на прибыль

Обратимся к пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что стоимость безвозмездно полученных ценностей (работ, услуг, имущественных прав) признается внереализационным доходом. Следовательно, арендатор должен включить в состав внереализационных доходов рыночную цену на аренду идентичного имущества.

Подтверждает такой подход и письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/125. Поясним сказанное на примере.ПРИМЕР Агрофирма ООО «Торжок» заключила с местной администрацией договор о безвозмездной аренде коровника, находящегося в муниципальной собственности.

Договор аренды оформлен на срок с 1 апреля по 30 июня 2009 года включительно. Допустим, бухгалтер решил не спорить с контролерами, исчислить и уплатить в бюджет НДС. Рыночная цена аренды идентичного имущества (за квартал) составляет 150 000 руб. Значит, сумма «агентского» НДС такова:150 000 руб. х 18% : 118% = 22 881,36 руб.

По мнению автора, бухгалтер агрофирмы должен сделать следующие записи.

В июне 2009 года:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 22 881,36 руб. – начислен «агентский» НДС по безвозмездной аренде муниципального имущества. Рыночная стоимость аренды (150 000 руб.) включена в состав внереализационных доходов при расчете авансового платежа по налогу на прибыль за полугодие 2009 года.

Источник: http://nalogmak.ru/bankrotstvo/kak-prinyat-k-vychetu-nds-po-arende-gosimushhestva-vse-o-nalogah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.