+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудиторский финансовый контроль — совокупность процедур, имеющих большую значимость с точки зрения анализа финансовой устойчивости предприятия и эффективности управления его капиталом. Каковы его наиболее примечательные нюансы?

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Внешний и внутренний аудит

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Аудиторский финансовый контроль или аудит — разновидность контроля над эффективностью управления финансами организации, главным субъектом которого являются независимые (в юридическом или функциональном аспекте) фирмы, физлица либо должностные лица.

Юридически независимые субъекты аудита — это специализированные аудиторские организации либо самостоятельно работающие эксперты-аудиторы. И те, и другие должны быть участниками какой-либо саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Функционально независимые субъекты контроля — это штатные подразделения компаний или специалисты, которые наделены полномочиями по осуществлению необходимых проверок.

Действиям юридически и функционально независимых субъектов аудита соответствуют внешний и внутренний аудит. Изучим их особенности подробнее.

Внешний и внутренний аудит

Внешний аудиторский финансовый контроль может быть добровольным или обязательным.

В первом случае обращение к аудиторам может быть инициировано собственниками фирмы, топ-менеджерами, отдельными компетентными специалистами.

Второй тип внешнего аудиторского контроля должен осуществляться в силу требований законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ аудит обязателен для организаций, которые:

  • зарегистрированы как АО;
  • осуществляют оборот акций на организованных торгах;
  • являются банком, БКИ, трейдинговой фирмой, страховой компанией либо иным субъектом бизнеса, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ;
  • имеют выручку от продаж за год, предшествовавший отчетному, в размере, превышающем 400 000 рублей (и не являются при этом субъектами бюджетной системы, а также сельхозкооперативами);
  • имеют активы по состоянию на конец года, который предшествует отчетному, в размере, превышающем 60 000 рублей (также при условии, что они не входят в бюджетную систему и не являются сельхозкооперативами);
  • формируют консолидированную отчетность (и не являются при этом организациями бюджетной системы РФ);
  • попадают под юрисдикцию иных НПА, которые предписывают проходить обязательный аудиторский контроль.

Проведение внутреннего аудита также может быть обусловлено инициативой организации либо предписаниями законодательства. Однако первый сценарий — когда аудиторский финансовый контроль является добровольным — характерен главным образом для негосударственных организаций. Второй можно назвать свойственным, прежде всего, бюджетным структурам.

При этом в бюджетном законодательстве РФ предусмотрено 2 типа процедур оценки качества управления финансами организации — внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит. В чем их специфика?

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Если следовать логике положений ст. 160.2-1 БК РФ, то оба направления деятельности — как внутренний финансовый контроль, так и аудит — являются прерогативой таких субъектов, как:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • главный администратор доходов бюджета;
  • главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Если речь идет о внутреннем финансовом контроле, то деятельность указанных субъектов будет направлена на обеспечение соблюдения внутренних регламентов составления и исполнения различных статей бюджета, формирования отчетности и ведения специализированного учета (п. 1–3 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь внутренний финансовый аудит, реализуемый указанными субъектами, в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ, направлен на:

  • оценку качества внутреннего контроля, а также на повышение его эффективности;
  • верификацию отчетности, а также подтверждение соответствия установленного порядка ведения учета тем регламентам, что утверждены Минфином РФ;
  • выработку предложений по улучшению эффективности расходования средств.

При этом законодатель отмечает, что внутренний финансовый аудит реализуется указанными субъектами исходя из их функциональной автономии. Что касается финансового контроля, то подобный критерий не обозначен в БК РФ. Таким образом, можно обратить внимание на тот факт, что законодатель определяет независимость как один из ключевых признаков аудита также и в бюджетном праве.

В частных организациях функциональная классификация внутрикорпоративных структур, подобная той, что установлена бюджетным законодательством РФ, также может использоваться. Однако соответствующие им направления деятельности, как правило, объединены в одну группу и рассматриваются как разновидности аудиторского финансового контроля.

Подробнее о некоторых распространенных разновидностях аудита читайте в статьях:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/audit/kakie_osobennosti_u_auditorskogo_finansovogo_kontrolya/

Какие особенности у аудиторского финансового контроля? – все о налогах

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудиторский финансовый контроль – не что иное, как вневедомственный контроль независимого характера, который осуществляется как предпринимательская деятельность. Необходимо дополнить, что последняя именуется аудиторской.

Каково значение представленной категории на сегодняшний день? Какое место занимает аудиторский контроль в системе финансового контроля? Почему? В данной статье подробным образом рассмотрены эти и другие не менее занимательные вопросы.

Аудиторский контроль, его место в финансовом контроле

Сегодня под аудиторским финансовым контролем необходимо понимать независимый контроль вневедомственной направленности, который осуществляется как аудиторская предпринимательская деятельность.

Подобный вид контроля наделен немаловажным значением в условиях распространения и развития рыночного типа экономики. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает то, что сегодня есть возможность сочетать интересы экономических субъектов и государства.

Кроме того, подобное сочетание подразумевает исключение затрат в плане денежных средств из бюджета на осуществление контрольной деятельности.

В процессе становления и развития российского аудиторского контроля в сфере финансов весьма ярко отразился опыт наиболее развитых иностранных государств. Именно там все виды аудиторского финансового контроля имеют широкое распространение.

Важно отметить, что урегулирование порядка организации и реализации аудиторского контроля в области финансов осуществляется посредством Федерального законодательного акта «Об аудиторской деятельности».

В соответствии со статьей первой данного закона под аудитом или аудиторской деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с независимой проверкой бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности и бухгалтерии, как масштабных структур, так и индивидуальных предпринимателей.

Понятие аудиторского финансового контроля предполагает, что под аудируемыми лицами в данном случае необходимо рассматривать индивидуальных предпринимателей и предприятия различных уровней.

Цель и результат

Какова же цель осуществления изучаемой процедуры? Рассмотрев аудиторский финансовый контроль кратко, можно сделать вывод о том, что основной целью аудиторских проверок стратегической направленности является не что иное, как выражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности аудируемой структуры как многочисленной категории. Помимо этого, посредством проведения аудита определяется соответствие порядка ведения бухгалтерии российскому законодательству.

Результатом же аудиторской деятельности следует рассматривать аудиторское заключение. Так, независимый финансовый контроль, аудит, аудиторское заключение (РБ, например) – категории, тесно связанные между собой.

Необходимо отметить, что под последней необходимо понимать документ официального характера, сформированный по федеральным правилам, именуемым стандартами, и включающий в себя мнение индивидуального предпринимателя данной сферы или же аудиторской организации, выраженное в установленной законодательством соответствующей страны форме, по поводу достоверности бухгалтерской (другими словами, финансовой) отчетности аудируемого предприятия или же индивидуального предпринимателя, а также соответствия порядка ведения ее (его) бухгалтерии определенным законодательный актам.

В представленном выше Законе есть упоминание о том, что аудиторская проверка не может служить заменой государственному контролю в плане достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности, который осуществляется строго по российскому законодательству посредством усилий уполномоченных органов власти (пункт четвертый статьи первой Закона «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный характер аудита

Сегодня аудиторский финансовый контроль используется государством при условии предписания его обязательности в определенных случаях, указанных в законодательстве (статья седьмая рассмотренного выше Закона).

Данное положение относится в первую очередь к страховым и кредитным организациям, муниципальным и государственным унитарным предприятиям, фондам внебюджетных средств и так далее. Необходимо отметить, что правовые основы аудиторского финансового контроля во многом наделены публичным характером.

Так, посредством юридических норм предписываются государственно-властные правила (иными словами, стандарты) аудиторской деятельности в общем, а также выявляется организация, порядок ее реализации и контроля.

Вместе с тем характеризующее аудиторский контроль финансовое право предполагает независимость соответствующих организаций и отдельных аудиторов, а также самостоятельность подписания аудируемыми лицами договоров по поводу оказания аудиторских услуг.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели данной сферы и аудиторские организации в соответствии с законодательством не имеют права продвигать какую-либо иную предпринимательскую деятельность, помимо организации и проведения аудиторских проверок, а также сопутствующих данному делу услуг. Для того чтобы гарантировать качество аудиторской деятельности, сегодня практикуется установка аттестации обязательного характера лиц, которые желают осуществлять рассматриваемую в статье деятельность. Помимо этого, в особенности аудиторского финансового контроля входит обязательное наличие у индивидуального аудитора или аудиторской структуры лицензионного разрешения (лицензии) на его проведение. Кстати, сегодня реализовывать проверки в отношении качества деятельности аудиторских структур или же индивидуальных аудиторов имеет право уполномоченный на это федеральный орган власти.

Ответственность и дополнительные нюансы

Важно отметить, что за нарушение законодательства по поводу аудиторской деятельности в процессе деятельности, которой сопутствует аудиторский финансовый контроль, Законом устанавливается ответственность в отношении аудиторских структур, их руководства, индивидуальных предпринимателей (такие, как выяснилось, именуются индивидуальными аудиторами), аудируемых лиц, а также лиц, которые, так или иначе, подлежат обязательной аудиторской проверке. В определенных законодательством ситуациях перечисленные субъекты могут нести гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Ниже перечислены ключевые функции уполномоченного федерального органа власти (Минфина России) по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • Формирование нормативные актов правового характера, которые регулируют аудиторскую деятельность.
  • Представление в целях утверждения Правительству России федеральных стандартов (правил), которые затрагивают аудиторский финансовый контроль.
  • Организация системы, а также проведение аттестации.
  • Лицензирование (выдача лицензионных разрешений) аудиторской деятельности.
  • Организация надзирательской системы в отношении соблюдения лицензионных стандартов, регламентирующих независимый аудиторский финансовый контроль.
  • Контроль в плане соблюдения индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов (правил) в отношении аудиторской деятельности.
  • Ведение реестров государства, в которые включены аттестованные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
  • Аккредитация аудиторских объединений, ведущих профессиональную деятельность, продвигающую независимый аудиторский финансовый контроль.

Классификация аудиторского финансового контроля

Сегодня классификация в отношении аудиторского контроля в сфере финансов имеет весьма разветвленную сеть. Именно поэтому все виды аудиторского финансового контроля классифицируются в соответствии со следующими признаками:

  • Стадия развития.
  • Характер заказа.
  • Периодичность проведения.
  • Сфера деятельности хозяйствующего субъекта.
  • Исполнители.

Так, по ступени развития принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Подтверждающий аудиторский контроль состоит, главным образом, в проверке и последующем подтверждении достоверности документации и бухгалтерской отчетности.
  • Системно-ориентированный финансовый контроль предназначен в первую очередь для ознакомления с системой внутреннего контроля структуры. Так, данный вид является элементом аудиторской проверки по внутреннему финансовому контролю.
  • Аудиторская проверка, основанная на риске. Данная ситуация имеет место, когда все силы аудита направляются на сферы с возможной высокой степенью риска. Необходимо дополнить, что столь интересный вариант существенно упрощает произведение аудиторской проверки в остальных областях.

Периодичность проведения и характер заказа

В соответствии с периодичностью проведения принято выделять следующие виды аудиторского контроля:

  • Первоначальный финансовый аудит всегда осуществляется в той или иной организации впервые.
  • Согласованный финансовый аудит проводится в организации повторным образом. Важно дополнить, что он наделяется перед первой разновидностью рядом преимуществ. К ним относится существенное снижение рисков структуры, постоянное улучшение трудовой деятельности на предприятии и так далее.

Разновидности финансового аудита в соответствии с характером заказа:

  • Обязательной аудиторский контроль в сфере финансов – не что иное, как ежегодная поверка обязательного характера, проводимая усилиями индивидуального аудитора или аудиторской организации по поводу ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности и бухгалтерского учета структуры или же индивидуального предпринимателя. Необходимо дополнить, что произведение обязательного аудита осуществляется в соответствии с требованиями актуального российского законодательства.
  • Инициативный аудиторский контроль в сфере финансов – это проверка, осуществляемая по инициативе руководства предприятия.
  • Налоговый аудиторский контроль – не что иное, как аудиторская проверка структуры, направленная на определение степени правильности ведения учета предприятия в сфере налогов. Помимо этого, в процессе данной проверки учитывается минимизация рисков, связанных с налогообложением.

Сфера деятельности

В соответствии со сферой деятельности принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Общая аудиторская проверка подразумевает утверждение бухгалтерской отчетности за год в отношении торговых, производственных и сервисных структур.
  • Страховая аудиторская проверка предполагает проверку достоверности отражения деятельности страховой структуры, носящей финансово-хозяйственный характер.
  • Инвестиционная аудиторская проверка – проверка достоверности финансовой отчетности, а также расходования денежных средств на определенные цели; проверка целесообразности решений по поводу вложений инвестиций.
  • Банковская аудиторская проверка – аудиторская проверка в плане деятельности банков и иных кредитных учреждения, носящая финансово-хозяйственный характер.

Классификация в зависимости от исполнителей

Виды аудиторских поверок финансового плана в зависимости от исполнителей классифицируются следующим образом:

  • Под внешней аудиторской проверкой в финансовой сфере следует понимать независимую проверку и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности некоторой организации аудиторской структурой или же индивидуальным аудитором для того, чтобы определить ее достоверность, полноту, а также соответствие действующему российскому законодательству. Помимо этого, в число обязанностей произведения внешнего аудита включается консультирование в соответствии с различными вопросами. Последние, как правило, носят финансовый, налоговый или организационный характер.
  • Под внутренней аудиторской проверкой финансового плана необходимо понимать аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности структуры ее специально назначенным работником для определения достоверности и полноты документации, а также выявления в ней ошибок.

Все приведенные выше разновидности и направления аудиторских проверок предназначены для нахождения ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности структуры.

Так, их своевременное исправление позволяет, как избежать штрафов, так и улучшить работу компании в целом.

Именно поэтому к определению аудиторской организации или индивидуального аудитора следует относиться с большой степенью ответственности.

Формы аудиторского финансового контроля

Под формой финансового контроля следует понимать метод конкретной организации и выражения контрольных операций. Помимо этого, в литературе формы финансового контроля нередко рассматриваются как отдельные стороны проявления его сущности. Главным образом, это зависит от времени осуществления мероприятий контрольного плана.

Теория и практика финансово-правового характера выделяют в традиционном аспекте следующие формы, относящиеся к финансовому контролю: предварительный, текущий, последующий. Тем не менее, несколько отечественных ученых предпочитают не выделять вторую из представленных форм как самостоятельную категорию.

Они аргументируют столь нелогичную позицию тем, что предварительный и последующий контроль, так или иначе, осуществляется в процессе текущей деятельности объектов контроля и в полной мере выражает содержание оперативной работы в отношении соответствующих органов, носящей текущий характер.

Так, под текущим контролем необходимо рассматривать проводимый повседневным образом последующий или предварительный контроль в финансовой сфере.

Подробнее

Проведение предварительного финансового контроля уместно до осуществления операций финансового плана, то есть в процессе обсуждения и последующего утверждения «законодательных» решений, относящихся к финансовым вопросам; оценки разделов бизнес-планов, носящих финансовый характер; прогнозирования налоговых поступлений в государственные бюджеты и так далее. Необходимо отметить, что особо важным значением предварительный контроль наделяется в процессе оценки правовых, политических и экономических последствий, относящихся к законопроектам финансового плана; введения в действие принципиально новых норм финансово-правового характера, которые, так или иначе, регулируют экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Важно дополнить, что предварительное осуществление муниципальными образованиями или государством собственных контрольных функций наделено большим значением в плане предупреждения правонарушений. Кроме того, оно способствует существенному укреплению дисциплины финансов.

Источник: http://nalogmak.ru/drugoe/kakie-osobennosti-u-auditorskogo-finansovogo-kontrolya-vse-o-nalogah.html

Аудит как вид финансового контроля

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
    • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
    • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
    • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  2. По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  3. С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  4. По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

Методы финансового контроля

На текущий момент есть пять основных способов проверки:

1)ревизия;

2)оценка документации;

3)анализ финансового планирования;

4)изучение отчетности;

5)оценка информации о руководящем составе.

Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2–5.

Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

Как оформляются результаты аудита?

Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

  • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
  • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
  • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

Источник: https://hi-audit.ru/publikatsii/3-stati/134-audit-kak-vid-finansovogo-kontrolya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.