+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Содержание

Оштрафуют ли компанию за ошибки прошлых лет? · Энциклопедия начинающего предпринимателя

Каков максимальный срок трудовой проверки?

4:29, 05 мая 2015 3   4   7462

Вопрос, который задала наша читательница, очень актуальный, поскольку штрафы с 2015 года ощутимые. Никто не застрахован от ошибок.

Рано или поздно перед нами встает вопрос: начинать всё правильно делать с сегодняшнего момента или нужно исправить все найденные ошибки, переделывая документы задним числом? Переделывать документы прошлых лет ох как не хочется, это такая нудная и неблагодарная работа! Особенно когда исправляешь чужие промахи.  Давайте вместе разберемся, стоит ли это делать.

Сроки давности

Ни для кого не секрет, что существуют сроки давности привлечения к ответственности. Если эти сроки прошли, то наказать уже не могут. Сроки давности за нарушения ТК РФ устанавливает статья 4.5. КоАП РФ:

«Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения».

Итак, с 2015 года срок давности – целый год. Это достаточно большой промежуток времени. Раньше, до 01.01.2015. этот срок был гораздо меньше – всего 2 месяца, поэтому многие работодатели не получали штрафы только потому, что 2 месяца истекали к моменту проверки.

Когда начинается отсчет срока давности

Дело в том, что правонарушения бывают различные, и еще в 2005 году Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении №5 разъяснил, с какого дня нужно начинать считать срок привлечения к ответственности при различных видах нарушений:

  • Если совершено разовое правонарушение (например, неправильно оформлен приказ, неправильно рассчитан отпуск или компенсация за отпуск, работник был незаконно привлечен к работе в выходной день, неправильно было оформлено привлечение к сверхурочной работе и т.д.), то срок давности начинает течь со следующего дня после совершения этого действия.
  • Если правонарушение выразилось в форме бездействия (например, работодатель не выплатил зарплату в установленный договором срок, не выплатил отпускные за три дня до начала отпуска, не выдал работнику трудовую книжку на руки при увольнении и т.п.), то срок давности исчисляется с момента наступления этого срока.
  • Если нарушение длящееся, то есть постоянно не выполняются или ненадлежащее выполняются какие-либо требования ТК РФ (например, у работодателя нет обязательных локальных актов, или в локальных актах и трудовых договорах с работниками отсутствуют обязательные условия, не проведена спецоценка условий труда, т.п.), то срок давности начинается со дня обнаружения этого правонарушения.

Последний вид правонарушения самый опасный, поскольку год начинает отсчитываться не с момента оформления неправильного документа, а со дня обнаружения правонарушения во время проверки.

Нужно ли исправлять документы прошлых лет?

Теперь мы сами можем разобраться, в каких случаях стоит, а в каких не стоит исправлять ошибки прошлых лет.

Совершенно очевидно, что разовое нарушение подвергает работодателя риску получить штраф в течение года со дня совершения.

Это значит, что если вы обнаружили ошибки в документах двухлетней давности, то беспокоиться особо не стоит. Срок давности привлечения к ответственности по этому нарушению уже истек.

Если недочеты в документах текущего года, то их лучше исправить, даже если вы не ждете проверку.

Обращаю ваше внимание, Верховный Суд РФ считает, что
«добровольное устранение работодателем последствий своих правонарушений не влечет отмену производства по делу, но должно учитываться как смягчающее обстоятельство при назначении штрафа».

А если вы устранили длящиеся нарушения? Например, до 2015 года у вас не было локальных актов,  или трудовые договоры не содержали всех необходимых  условий. Но вы, прочитав наши статьи, всё исправили и правильно оформили.

Будут ли у проверяющих основания для наказания за нарушения прошлого года? Думаю, что в этом случае инспекторы не смогут выписать штраф, поскольку на момент проверки все нарушения устранены, а, следовательно, момента обнаружения не будет.

За какой период ГИТ проверяет документы?

Закон не определяет период, за который ГИТ имеет право проверять документы. Инспектор может запросить документы за любой период, естественно, учитывая сроки хранения кадровых документов (Перечень документов со сроками хранения — ссылка). Чаще всего проверка затрагивает последние три года.

Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/oshtrafuyut-li-kompaniyu-za-oshibki-proshlyx-let/

Плановая проверка трудовой инспекции: что и за какой период проверяют

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Государственная инспекция труда — надзорная организация, контролирующая соблюдение норм Трудового кодекса на предприятии.

Работодатели обязаны строго соблюдать трудовые нормативы, независимо от формы организации трудовой деятельности. Инспекции сформированы во всех субъектах федерации и имеют централизованное управление.

Плановые проверки на предприятии проводятся по утвержденному регламенту и установленным правилам.

1. Положения по плановой проверке 2. Период проведения плановых проверок 3. Документальные и выездные проверки 4. Что проверяет инспекция по труду

Правилами установлены определенные виды проверок: плановые и внеплановые ревизии. В обоих случаях для процедуры необходимы законные причины и основания.

 Задачей проверяющих является контроль соблюдения правовых нормативов по трудовым взаимоотношениям на предприятии и выполнение руководством ранее выданных предписаний. Если работодатель учел указанные замечания и исправил положение дел на предприятии в срок, то взыскание снимается.

Плановая проверка проводится в сроки, зависящие от присвоенной предприятию категории риска. Чем выше категория (всего их пять), тем чаще инспекция организует плановый контроль. Например, компании с высоким риском производства проверяются 1 раз в два года. Если объекту присвоена низкая категория риска, то плановые проверки не проводятся.

При проведении инспекций должны быть строго соблюдены ст.ст. №353, 356 ТК РФ, регламентирующие цели и назначение ревизий. Перечень не может быть расширен контролирующими органами, в том числе в целях проверки соблюдения ТК РФ.

 Законодатель указал некоторые организации, в отношении которых правило не действует. Два и более раз в течение трехлетнего срока контролируются предприятия, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере и некоторых энергетических, тепловых направлений.

Важно

Права проверяемых (юрлиц и ИП) отражены в ФЗ-№294, где указаны возможности муниципальных и государственных комиссий. Превышение полномочий, несоответствие актов и предписаний требованиям ФЗ со стороны инспекторов позволят считать проверку недействительной. Официальные лица обязаны придерживаться  правил и следить за законностью своих действий.

Период проведения плановых проверок

График проведения проверок находится в свободном доступе на сайте Генпрокуратуры РФ на отчетный год. Информация формируется до наступления отчетного периода, в конце предшествующего года. Если руководитель организации не согласен с графиком и самим фактом предстоящей проверки, то существует возможность обжаловать действие, заранее написав заявление и изложив свою позицию.

Важно

Региональное отделение Роструда обязано официально уведомить организацию за три рабочих дня до плановой инспекции. В противном случае результаты действия не имеют юридической значимости.

Длительность плановых проверок не может превышать 20 дней для крупных предприятий. Для малого бизнеса период посещения составляет максимально 50 часов, микро предприятия проверяются в течение 15 часов.

Если сроки грамотно продлеваются по объективным причинам, то руководителя уведомляют об этом за три дня до окончания ревизии.

Отсутствие официального уведомления не позволяет продлевать контрольные действия дольше установленного законом регламента.

 В настоящее время для предприятий малого и среднего бизнеса установлены «надзорные каникулы», действующие до конца 2018 года. Если трудовой инспекцией выявлены грубые нарушения в течение последних трех лет деятельности, то для таких субъектов льготы по отсутствию проверок не действуют.

Документальные и выездные проверки

Документальная ревизия проводится непосредственно в отделении государственной трудовой инспекции. Сотрудники учреждения запрашивают документы по трудовым отношениям и проверяют их законность.

Например, могут быть рассмотрены коллективный трудовой договор и выборочно личные трудовые договора работников.

Кроме стандартного набора документов, трудовой надзор имеет право запросить дополнительные сведения официальным письмом с уведомлением.

Руководитель должен подготовить информацию и выслать в течение 10 рабочих дней. К рассмотрению принимаются заверенные копии или электронные варианты нужных сведений. Если руководитель сочтет, что требуемые документы не относятся к теме проверки (трудовые отношения), то спор может решаться в суде.

Выездная плановая проверка проводится на предприятии, куда приходят представители трудовой инспекции. Руководитель или его законный представитель имеет право сопровождать инспекторов и давать пояснения по задаваемым вопросам. По результатам обеих видов проверок составляется акт, который подписывают члены комиссии и руководитель компании.

Проверяемая сторона имеет право отразить в акте свое мнение о правильности проверки. На оспаривание сведений, указанных в акте, предприятию предоставляется 15 дней. Заявление подается на имя руководителя трудовой инспекции с аргументированной позицией. Если выявлены нарушения ТК РФ, то предприятию выдается предписание и указывается срок для исправления недочетов.

Обязательно должны быть указаны основания (правовые нормы), которые были нарушены. Кроме предписания, административное взыскание может быть вынесено руководителю компании, ее управляющему звену.

Штрафные санкции могут быть обжалованы в судебном порядке. При обнаружении грубых нарушений трудового законодательства деятельность компании может быть приостановлена до полного исправления ситуации.

Важно

С 2017 года установлен новый регламент плановых проверок. Если проведена документальная проверка, то трудовые инспекторы не имеют права вновь запрашивать ранее проверенные документы при выездной ревизии.

Что проверяет инспекция по труду

Согласно ст.357 ТК РФ, инспекторы имеют право запрашивать документы, освещающие трудовую деятельность и взаимоотношения работодателя и работников. Основными направлениями контроля являются:

  • коллективный и личные трудовые договора работников. Вся информация должна быть законна и содержать актуальные сведения;
  • приказы по кадрам (прием, увольнение, отпуска, переводы) должны фиксироваться и храниться в надлежащих архивах. Кадровые документы должны подписываться работником, иметь порядковый номер и основание;
  • локальные приказы, внутренний распорядок и ведение журналов учета по всем кадровым вопросам;
  • личные карточки, трудовые книжки, протоколы обучения по технике безопасности, прохождения медосмотров и др.

Важно

Давность запрашиваемых сведений ограничивается только установленным периодом хранения. Если документы уже ликвидированы по существующим правилам, то запрос будет незаконным.

В первую очередь комиссия проверяет соответствие документов правилам делопроизводства. Типовые распоряжения, приказы и другая локальная документация должны быть заполнены на утвержденных бланках, с точным соблюдением государственных требований.

Обязательна нумерация страниц в учетных журналах, быть в наличии подписи исполнителей и печать предприятия. К такому масштабному событию, как плановая проверка комиссии по труду, за несколько дней подготовиться невозможно.

Если на предприятии своевременно проводится внутренний аудит, то претензий к ведению документации и соблюдению трудового регламента не возникнет.
(119 голос., 4,39 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/planovaya-proverka-trudovoj-inspekcii/

Проверки инспекции труда

Каков максимальный срок трудовой проверки?

У вас намечается проверка инспекцией труда? Не стоит паниковать. Все может пройти гладко, если знать какие документы следует привести в порядок, а также какие именно мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Трудовая инспекция контролирует процесс выполнения работодателями норм и требований трудового законодательства. Она производит проверки в отношении юрлиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физлиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Такая проверка может отнять много сил и времени у работодателя, поскольку в период ее проведения проверяются практически все документы, связанные с кадровой работой (например, трудовые договоры, приказы и т.п.

), а также документы, касающиеся охраны труда.

Чтобы избежать излишней траты времени и нервотрепки, лучше всего подготовиться заранее (привести в порядок трудовые документы, проверить соблюдение требований законодательства об охране труда и т.д.).

Что следует проверить?

Инспекторы уделяют особое внимание изучению кадровых документов. Следовательно, работодателю до начала проверки стоит проверить и сравнить, соответствует ли содержание трудовых договоров требованиям трудового законодательства.

Так, в контрактах должны присутствовать существенные условия, указанные в статье 57 Трудового кодекса.

Если какие-либо условия отсутствуют, то необходимо заключить с сотрудниками дополнительные соглашения, в которых “потерявшиеся” условия будут указаны.

Помимо этого, надо сопоставить трудовые договора с коллективным договором, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда и премировании и т.д.

Часто можно обнаружить, что для одних и тех же должностей в разных документах могут содержаться отличные друг от друга условия труда (например, может не совпадать режим работы, система оплаты труда, даты получения заработной платы и т.п.). При обнаружении таких нестыковок необходимо все исправить и привести к “общему знаменателю”.

Следует проверить всю документацию, связанную с отпусками сотрудников.

В частности, отследить всем ли работникам за последнее время предоставлялся отпуск, соответствует ли время отдыха периоду (28 дней), установленному законом (ст.

 115 ТК РФ), и соблюдается или нет график отпусков. Если по заявлению работника ежегодный отпуск делился, то хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 дней (ст. 125 ТК РФ).

Наличие графика отпусков является обязательным для работодателей. Данный документ утверждается ежегодно не позднее, чем за две недели до наступления нового календарного года. Если есть сотрудники, которые ходили в отпуск не по графику, то в него надо внести соответствующие изменения.

Работникам, которые давно не ходили в отпуск (больше двух лет), его лучше предоставить до начала проверки. В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Не помешает проверить, совпадают ли даты выдачи зарплаты с датами, указанными в локальных нормативных актах. По общему правилу, таких дат должно быть две с интервалом в полмесяца.

Если, помимо оклада, сотрудникам выплачиваются какие-либо премии, то у работодателя обязательно должно быть положение об оплате труда и премировании, в котором четко и детально будет обозначен порядок, основания, критерии расчета и начисления таких выплат.

Также следует знать о том, какие мероприятия вправе проводить проверяющие и на каких основаниях.

Формы контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Документарная проверка проводится Рострудом (его территориальными органами) по месту своего нахождения. В ходе данного мероприятия инспектора могут запрашивать:

– документы, которые подтверждают трудовые отношения (трудовые договоры, трудовые книжки (книгу учета движения книжек), приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.);

– нормативные акты, издаваемые работодателем. К ним относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, инструкции по охране труда и т.д. Представляются данные бумаги в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

– документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

– расчетные листки, лицевые счета работников, платежные ведомости на выплату заработной платы и т.д.

При этом проверяющие не имеют права требовать у работодателя документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля.

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и правдивости сведений, которые содержались в документации проверяемого, либо не смогла оценить, как выполняются требования законодательства.

При выездной проверке инспекторы устанавливают, какие меры предпринимаются работодателем для исполнения требований трудового законодательства, рассматривают все сведения, которые содержатся в документах и т.д. Также, проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров.

Плановая проверка

Роструд каждый год составляет план, определяющий работодателей, которых необходимо проверить. В этом же плане указывается форма проведения проверки (документарная или выездная).

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

– государственной регистрации;

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Данный список является закрытым, то есть трудовые инспекторы не вправе по каким-либо иным основаниям назначить проверку.

Согласно приказу Роструда от 28.10.2010 N 455 плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами, могут носить как комплексный, так и тематический характер.

Комплексная проверка представляет собой контроль по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства).

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства, например, соблюдение порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, выполнение требований законодательства об оплате труда, ведение трудовых книжек, условия труда работников особых категорий и т.д.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, проверки могут проводиться два раза и более в течение трех лет.

Чтобы начать проверку, руководитель инспекции должен издать распоряжение, которое составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В данном документе указывается:

– номер и дата издания;

– наименование государственной инспекции труда;

– должностное лицо, уполномоченное провести проверку;

– сроки, основания, а также цели и задачи проверки;

– форма проведения проверки;

– наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя;

– другие необходимые сведения.

Работодатель должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление может быть направлено различными способами (например, посредством направления копии распоряжения заказным письмом с уведомлением о вручении, вручения под роспись копии распоряжения уполномоченному представителю проверяемого лица, направления копии распоряжения факсом и т.д.).

Если проверка будет документарной, то вместе с копией распоряжения в адрес работодателя также направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения бумаги или их копии. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое лицо обязано представить в трудовую инспекцию на проверку истребуемые документы.

При направлении уведомления заказным письмом работодатели, отказавшиеся от его получения или не явившиеся за его получением, несмотря на почтовое извещение, признаются извещенными надлежащим образом.

Проверка вне плана

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми. Основаниями для их назначения являются:

– истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

– поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан; обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Данные обстоятельства являются обязательными основаниями для проведения проверки.

Однако если обращение не позволяет установить лицо, обратившееся в Роструд, или не содержит сведений о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан (невыплата заработной платы, непредоставление отпусков и т.д.), оно не может являться основанием для проведения проверки.

О проведении проверки работодатель должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до ее начала, если причина ее назначения связана с изданием руководителем инспекции соответствующего распоряжения в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо с неисполнением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.

Внеплановые выездные проверки, основанием которых является возникновение угрозы или уже произошедшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

При этом, если основанием признается причинение вреда жизни или здоровью граждан, в связи с необходимостью принятия неотложных мер Роструд может приступить к проверке незамедлительно.

Однако в данном случае инспекторы обязаны известить прокуратуру об осуществлении мероприятий по контролю в течение 24 часов.

Сроки

По общему правилу, срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Но существуют исключения, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, для которых срок проведения плановой проверки составляет:

– 50 часов – для малого предприятия;

– 15 часов – для микропредприятия.

Однако при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки субъектов малого предпринимательства вышеназванное правило не действует, а применяется общеустановленное (20 рабочих дней).

При наличии филиалов срок проверки устанавливается специально для каждого обособленного подразделения, но общий срок не может быть выше 60 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки. Стоит отметить, что продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Проверка должна быть прекращена, если отсутствуют основания для ее проведения, предмет внеплановой проверки не соответствует полномочиям органов Роструда, проведение проверки противоречит требованиям законодательства.

Итоги проверки

По окончании проверки составляется акт. Он оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под роспись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. Также в случае отказа ознакомиться с актом, он может быть направлен заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указывается, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. К нему могут прилагаться протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников, ответственных за нарушение требований законодательства и т.д.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо представить в соответствующий орган письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении.

Предписание (обязательное для исполнения работодателем) не должно содержать требований и рекомендаций, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности и т.д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения законодательства, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. Также в данном документе указывается, в чем конкретно выразилось правонарушение (например, непредставление отпуска и т.п.) и в отношении кого оно было допущено.

При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Также работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/proverki-inspekcii-truda

Проверки трудовой инспекции: какие документы могут запросить у Работодателя и за какой период?

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Одним из видов проверок, которым могут подвергаться в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, является проверка трудовой инспекцией. Трудовая инспекция в лице своих государственных инспекторов осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1 первая ст. 353 ТК РФ).

Проверки могут быть плановые и внеплановые, то есть проводится по заранее утвержденному плану или по конкретной жалобе, например работника, и первые и вторые могут быть проведены в форме выездной или документарной. 

Разница между выездной проверкой и документарной состоит в том, что в первом случае инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему, а во втором случае, проверка будет проходить по месту нахождения работодателя. Но в любом случае, трудовая инспекция проводит проверку на основании представленных работодателем документов и письменной информации.

В своей деятельности инспекции труда руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г.

N 354н “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (далее по тексту «Административный регламент № 354н), а также Федеральным законом от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее по тексту «Закон № 294-ФЗ»).

АУДИТ КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

О проведении любой проверки работодатель должен быть уведомлен (способ уведомления может быть любым: заказное письмо с уведомлением, нарочный, факс и др.)

 Ему направляется копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст.

14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Одновременно с этим документом направляется запрос о предоставлении документов, на основании которых инспекторы будут делать выводы о соблюдении работодателем трудового законодательства.

Если проверка документарная, то истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст.

11 Закона N 294-ФЗ). Если выездная, то работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).

СНИЖЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ

При проведении плановой проверки, трудовая инспекция самостоятельно решает что, в каком объеме и на основании каких документов будет осуществляться надзор

Однако инспекторы не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Административного регламента N 354н).

Отступление от этого правила возможно, тогда, когда проверка проводится по жалобе конкретного работника с просьбой о соблюдении конфиденциальности.

В этом случае, инспекторы могут проверить не только документы, которые относятся к данному работнику, но и запросить документацию по другим работникам (тех же должностей, например).

БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ С ROSCO!

Максимальный срок, в течение которого работодатель обязан подготовить и представить указанные в запросе документы и письменную информацию составляет 10 дней с момента со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Данная норма усыновлена для проверок, проводимых в документарной форме, что касается выездных, то здесь такого требования законодателем не установлено, одна на практике применяется тот же срок в 10 дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ. Ответственность установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 тысяч рублей. 

Обращаем Ваше внимание, что в отличие от иных видов проверок, в отношении проверок трудовой инспекцией законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы работодателя

 Поэтому трудовые инспекторы вправе запросить необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников.

Однако, если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, то работодатель вправе такие документы не предоставлять.

Для инспектора необходимо будет подготовить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.

2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

Для справки укажем, что сроки хранения кадровой документации и иных документов, связанных с трудовыми отношениями установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558). 

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ

Так, например, хранятся:

  • заявления, не вошедшие в личное дело – 5 лет (п. 665 Перечня);
  • заявления претендентов на замещение вакантных должностей — 3 года после проведения конкурса на замещение вакантных должностей (п. 672 Перечня);
  • заявления лиц, не принятых на работу — 3 года (п. 663 Перечня);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных – 75 лет, если ЭПК данные документы не отнесены к сроку хранения “постоянно” (п. 666 Перечня).

Как следует из п. 1.2 Перечня, все указанные в нем правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности.

Для документов акционерных обществ установлен специальный порядок хранения документов. Он приведен в постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Хранить документы можно как в организации, так и в архиве.

Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.

За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности

Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).

Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.

В этом случае работодатель обязан не только обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ). Если предоставить документы в текущий момент не представляется возможным, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы (оригиналы и копии). 

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК 

Срок предоставления документов законодательством не регламентирован, поэтому инспектор устанавливается его самостоятельно либо по согласованию с работодателем. Обычно работодателю дается на это несколько дней

Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.

7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.

2 КоАП РФ). 

Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки. После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.   

Источник: https://rosco.su/press/proverki-trudovoy-inspektsii-kakie-dokumenty-mogut-zaprosit-u-rabotoda/

Срок проведения проверок

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Данная статья посвящена срокам проведения проверок, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинским и фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели.

Сроки проведения проверок являются важным составляющим любой проверки.

В целях соблюдения баланса интересов медицинских (фармацевтических) организаций и органов надзора в сфере здравоохранения, недопущения произвольного и неограниченного вмешательства органов надзора в деятельность проверяемых ими лиц, действующее законодательство устанавливает конкретные сроки, в рамках которых допускается проведение проверки в отношении медицинских (фармацевтических) организаций. В данной статье сроки проведения проверок будут рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Законные основания проведения проверок

По общему правилу сроки проведения проверок и случаи продления сроков проведения проверок регламентируются Законом № 294-ФЗ. Исключение составляют прокурорский, налоговый и другие формы контроля, указанные в п. 3, 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.

Однако особенности организации и проведения проверок в части, касающейся (в том числе) сроков проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора). К таким видам контроля, например, относится лицензионный контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Общий срок проведения проверок

В отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций могут проводиться плановые и внеплановые проверки, в документарной или выездной формах. Срок проведения каждой из форм проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения проверок в отношении медицинской (фармацевтической) организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Сроки проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

В соответствии со ст.

13 Закона № 294-ФЗ общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия.

Критерии для отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства даны в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Правила исчисления срока

Необходимо обратить внимание, что сроки проведения проверок исчисляются в рабочих днях. В рабочие дни не включаются выходные и нерабочие праздничные дни, официально установленные действующим законодательством.

Действующее законодательство устанавливает максимальную продолжительность проведения проверки – 20 рабочих дней.

На практике срок проверки может составлять менее 20 дней, в приказе (распоряжении) о проведении проверки указывается конкретное количество рабочих дней, в течение которых будет проводиться проверка и превысить которое должностные лица органа контроля не имеют право.

Продление срока проведения проверки

Согласно действующему законодательству, продление срока проверки допускается только в случаях, предусмотренных законом. Далее в статье будут рассмотрены случаи продления сроков проведения проверок.

Продление срока проведения плановых выездных проверок

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем соответствующего органа контроля на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку.

Срок выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов. Необходимо обратить внимание, что срок проведения остальных проверок (документарные плановые проверки, внеплановые проверки в любой форме) продлению не подлежит.

Приостановление срока проведения проверки

В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Причем повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Следует отметить, что законодатель предусмотрел положения о том, что на период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с проверкой действия органа надзора на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъектов малого предпринимательства (п.2.2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Таким образом, данная норма никоим образом не касается иных хозяйствующих субъектов и срок приостановления проведения проверки никак не повлияет на действия контролирующего органа по проведению проверки в их отношении.

Привлечение экспертов и экспертных организаций при проведении выездной проверки

Органы государственного контроля привлекают к проведению выездной проверки медицинских и (или) фармацевтических организаций экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с медицинской и (или) фармацевтической организациями, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Понятие аффиллированных и лиц дано в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Под экспертами, экспертными организациями, в соответствии с п. 7 ст.

2 Закона № 294-ФЗ понимаются граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, в связи с их участием в мероприятиях по контролю, может производиться в установленных случаях за счет соответствующего государственного или муниципального бюджета или за счет медицинской (фармацевтической) организации, в отношении которой проводится проверка, в том числе, на основании предписания о проведении экспертизы.

Сроки проведения проверок отдельными органами контроля (надзора)

В данной статье рассматриваются правила проведения проверок некоторыми из органов государственного контроля (надзора) в соответствии с Законом № 294-ФЗ, с учетом особенностей, установленными иными федеральными законами.

Сроки проведения проверки радиационной безопасности

Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/proverki-organami-nadzora/sroki-provedeniya-proverok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.