+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Содержание

Партнерство, нормы трудового кодекса РФ

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Согласно статье 27 трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется в формах:- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;- участия работников, их представителей в управлении организацией;

– участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Итак, трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает четыре формы социального партнерства, отраслевое соглашение – восемь основополагающих, в нарушение статьи 6 кодекса о труде.

В соответствии с ней к ведению федеральных органов государственной власти России в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения трудовых договоров и соглашений.

А по сути, например, пункт 2.2.1 “Обязательность ведения коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных договоров во всех организациях, соглашений” не основан на законе России.

Согласно статье 21 трудового кодекса РФ работник имеет право (а не обязан) на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

Противоречия соглашения трудовому кодексу

Не согласуются с федеральным законом РФ о труде также следующие “основополагающие формы социального партнерства”:- 2.2.3. Участие представителей профсоюза в разработке и осуществлении планов социально-экономического развития организаций и других социально значимых документов.

– 2.2.4. Согласование с соответствующим органом профсоюза проектов локальных нормативных актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников организаций.

В случае если соответствующий орган профсоюза не согласовал проект локального нормативного акта в течение пяти рабочих дней, работодатель может направить проект локального нормативного акта в соответствующий вышестоящий орган профсоюза, который в течение пяти рабочих дней должен согласовать проект либо дать мотивированный отказ.

– 2.2.5. Участие представителей профсоюза в управлении организациями.

В соответствии со статьей 31 трудового кодекса России в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным анием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Локальные нормативные акты и кодекс о труде

Кроме того, в содержании пункта 2.2.

4 не учтено, что в случаях, предусмотренных трудовым кодексом России, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, дополнительными соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом. Следовательно, в соглашении игнорируются нормы трудового кодекса об ином представительном органе работников.

Более того, пункт 2.2.4 отраслевого соглашения не соответствует статье 372 ТК РФ.

В данной статье предусмотрено, что выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Источник: http://www.personalkadry.management/trudovoy-kodeks-rossii-socialnom-partnerstve-codexrussia-tkrf.html

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Сторонами социального партнерства являются обычно работники и их работодатель. Однако возможно взаимодействие групп этих лиц и присоединение к ним третьей стороны, в качестве которой выступает государство. Рассмотрим возможные варианты взаимоотношений сторон при социальном партнерстве по ТК РФ.

Трудовое законодательство о социальном партнерстве

Социальное партнерство, основные положения которого содержит раздел II ТК РФ, ставит своей целью возможность урегулирования в рабочем порядке вопросов по трудовым взаимоотношениям, возникающих при взаимодействии работников и их работодателей (ст. 23 ТК РФ).

Задачи этого процесса направлены не только на согласование действий в рамках трудового законодательства, но и на возможное увеличение эффективности работы организации-работодателя (в т. ч.

за счет повышения заинтересованности работников в труде) без ущемления интересов сторон.


Поскольку принятие решений по темам, требующим обсуждения, может не только затрагивать интересы одного трудового коллектива, но и быть значимым для более широкого круга заинтересованных лиц (от их группы до масштабов всего государства), необходимость соцпартнерства может возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральном, значимом для всей страны;
  • региональном или межрегиональном, касающемся одного или нескольких регионов государства;
  • отраслевом или межотраслевом, относящемся к одной или нескольким отраслям экономики;
  • территориальном, связанном с конкретным муниципальным образованием;
  • локальном, определяющем правила взаимодействия у одного работодателя.

К соцпартнерству, осуществляемому на уровне более высоком, чем локальный, по решению основных его участников (ст. 45 ТК РФ) в качестве третьей стороны могут быть привлечены органы государственной власти соответствующего значения (ст. 23 ТК РФ). Обязательным участие государства в этом взаимодействии будет в случаях, когда тема обсуждения:

  • относится к сфере, затрагивающей государственные интересы, и решения по ней могут привести к принятию законодательных решений;
  • затрагивает направления, частично или полностью финансируемые за счет средств соответствующего бюджета;
  • касается интересов государственного органа как работодателя, и в этом случае он может оказаться как второй, так и третьей стороной взаимодействия.

О роли государства в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами

Итак, сторонами социального партнерства являются:

  • коллектив или коллективы работников;
  • работодатель или группа работодателей;
  • государство (не всегда обязательно).

На чем же базируются отношения при социальном партнерстве по ТК РФ? Принципы их изложены в ст. 24 ТК РФ и определены как наличие у сторон:

  • равных прав;
  • взаимного уважения и заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободы обсуждения, выбора решений, принятия обязательств;
  • обязанности принять на себя выполнение принятых решений с ведением необходимого контроля за этим.

Для участия в непосредственной работе органа, обычно создаваемого при соцпартнерстве (комиссии), каждой из сторон необходимо направить туда своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Эти полномочия могут устанавливаться:

  • законом или другим нормативным документом;
  • учредительными документами;
  • специальным решением коллектива или уполномоченного на такие действия лица (лиц).

Формы, в которых происходит взаимодействие сторон при соцпартнерстве, перечислены в ст. 27 ТК РФ. Они предусматривают возможность:

  • ведения переговоров по разработке и подписанию коллективных документов (договоров или соглашений);
  • проведения консультаций по вопросам, относящимся к трудовому законодательству;
  • привлечения работников к процессу управления организацией;
  • участия в спорах по трудовым вопросам.

Стороны при таких взаимодействиях фактически выполняют такие процедуры:

  • осуществление переговоров, консультаций, обмен информацией;
  • разработка решений и принятие текстов документов по ним;
  • формирование постоянно действующих (как 2-, так и 3-сторонних) рабочих органов (комиссий, комитетов).

При этом законодательство не ограничивает формы возможных действий и не делает их обязательными. То есть стороны вправе самостоятельно выбрать способ наиболее подходящего им взаимодействия.

Кто выступает со стороны работников?

Представителями со стороны работников могут быть органы:

  • профсоюзные, от имени которых обычно действуют их руководители, получающие такое право в соответствии с учредительными документами профсоюза;
  • непрофсоюзные, избираемые на общем собрании членов того коллектива, который они будут представлять.

Чем выше уровень взаимодействия социальных партнеров, тем больше масштаб профсоюзного органа, участвующего в нем.

При этом допускается создание объединенных (общероссийских, региональных, отраслевых, межотраслевых) органов.

Они формируются за счет включения в них пропорционального количества представителей каждого из профсоюзов-участников или делегирования полномочий самому представительному из них.

В ряде случаев (при ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора) законодательство обязывает первичный профсоюзный орган быть представителем всего трудового коллектива, даже если не все работники состоят в этом профсоюзе. Это происходит, если (ст. 37 ТК РФ):

  • членами профсоюзной организации является большая часть всех работников;
  • имеется несколько профсоюзов, и они образуют единый орган, уполномоченный представлять в переговорах интересы большинства работников;
  • общим собранием работников профсоюзной организации первичному профсоюзному органу поручено вести переговоры от имени всего трудового коллектива.

Непрофсоюзный выборный орган избирается на общем собрании членов трудового коллектива (коллективов) и создается при:

  • отсутствии соответствующего профсоюзного органа;
  • наличии нескольких профсоюзных органов, членами которых (по отдельности или совместно) является меньше половины работников, если ни один из этих органов не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

Когда представители избираются от нескольких коллективов, они до начала переговоров формируют общую позицию по намеченным к рассмотрению вопросам и в процессе обсуждения выступают как единый орган.

Определение представителей работодателя

На локальном уровне (одного трудового коллектива) работодателя обычно представляет:

  • руководитель организации;
  • работодатель-ИП;
  • уполномоченное работодателем лицо, при этом возможен вариант, когда это лицо участвует только в разработке документа, а окончательное решение по нему принимается руководителем работодателя.

Интересы работодателя могут также представлять:

  • члены правления или совета директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • руководитель обособленного подразделения, которому даны такие полномочия;
  • министерство, когда вопросы затрагивают интересы работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

При необходимости представления на каком-либо из уровней соцпартнерства интересов нескольких работодателей они объединяются в соответствующую некоммерческую организацию (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскую или общероссийскую отраслевую (межотраслевую);
  • межрегиональную или межрегиональную отраслевую (межотраслевую);
  • региональную и региональную отраслевую (межотраслевую);
  • территориальную и территориальную отраслевую (межотраслевую).

На уровне постоянно действующих 3-сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, сформированных на федеральном уровне, работодатели могут быть представлены только соответствующим объединением (ст. 35 ТК РФ).

Допускается участие работодателя через делегирование объединению работодателей полномочий на представление его интересов.

Объединения работодателей считаются законодательно независимыми и не подвержены вмешательству в их работу органов государственной власти (ст. 6 закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ). Принятые ими решения по вопросам соцпартнерства становятся обязательными для исполнения (ст. 48 ТК РФ):

  • всеми членами этого объединения;
  • работодателями, делегировавшими объединению представление их интересов;
  • работодателями, не участвовавшими в разработке соглашения ни прямо, ни косвенно, но присоединившимися к нему после его подписания.

Роль государства в соцпартнерстве

Государство в соцпартнерстве выполняет 2 роли:

  • содействия в укреплении и развитии этого процесса (ст. 24 ТК РФ), что выражается в законодательном регулировании процедур взаимодействия, установлении гарантий и ответственности для участников переговоров;
  • участия в работе 3-сторонних комиссий, которое является обязательным, если прямо предусмотрено в ТК РФ или других законах соответствующего уровня.

Привлечение государства к процессу соцпартнерства позволяет ему быть в курсе тенденций, возникающих в обществе в части трудовых взаимоотношений, и своевременно принимать управленческие решения в этой области.

Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах

Основным и наиболее распространенным документом, формируемым при соцпартнерстве, является коллективный договор (ст. 27 ТК РФ).

Он позволяет установить ряд правил взаимодействия между работодателем и работником, дополняющих правила трудового законодательства и направленных на улучшение положения работников (ст. 41 ТК РФ).

Колдоговор может создаваться как для конкретного работодателя, так и в целом по отрасли, в которой он работает, или по отдельности для каждого из его обособленных подразделений.

Объем, содержание, форму, состав приложений договора социальные партнеры определяют самостоятельно. Наиболее часто в нем находят отражение (ст. 41 ТК РФ) положения:

  • по применяемой системе оплаты труда и ее параметрам;
  • дополнительно выплачиваемым компенсациям и пособиям;
  • индексации зарплаты в связи с ростом инфляции;
  • правилам премирования;
  • гарантиям, связанным с возможностью повышения квалификации, получения дополнительного образования;
  • режиму труда и отдыха, в т. ч. по установлению дополнительных отпусков и их продолжительности;
  • системе мероприятий, дополнительно улучшающих условия охраны труда;
  • льготам в отношении бесплатно предоставляемых или частично оплачиваемых питания, служебного транспорта, путевок, проезда к месту проведения отпуска;
  • гарантиям, предоставляемым членам семей работников;
  • перечню тех условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • применяемой системе контроля за исполнением колдоговора, устанавливаемой ответственности сторон за неисполнение, условиям работы для представителей работников, порядку внесения изменений в колдоговор и обнародования информации по нему;
  • иным вопросам, определенным сторонами колдоговора.

О том, будет ли необходима замена колдоговора при смене собственника, читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Сторонами социального партнерства являются 2 обязательных стороны (работники и работодатель) и 3-я сторона (государство), которая участвует в нем либо по приглашению обязательных сторон либо в случаях, определенных законодательно. Стороны равны в своих правах, но различаются в порядке формирования состава представителей, которые от их имени участвуют в работе основного органа соцпартнерства.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Источник: http://nanalog.ru/kto-yavlyaetsya-storonami-sotsialnogo-partnerstva-po-tk-rf/

Кто является сторонами социального партнерства

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

В соответствии с положениями статьи 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются трудящиеся и работодатели.

В некоторых ситуациях их интересы могут представлять уполномоченные представители при наличии соответствующих документов и условий.

Государственные структуры могут выступать стороной социального партнерства в ситуациях, предусмотренных законодательством, а также когда они представляют интересы предпринимателей.

Стороны, участвующие в социальном партнерстве

В первую очередь стороны социального партнерства – это наниматели рабочей силы и трудящиеся коллектива. Для участия в переговорах третьей стороны необходимы условия, предусмотренные трудовым законодательством. В качестве третьей стороны могут выступать такие структуры:

  • Правительство РФ;
  • Правительственные органы региона;
  • Минтруд России;
  • служба занятости населения.

Государство выступает стороной социального партнерства, если конфликты решаются на таких уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • территориальном.

При решении проблемы на локальном уровне, государство не привлекается к системе урегулирования социально-производственных вопросов. Но, если стороны не приходят к единому мнению, то конфликт может быть вынесен на более высокий уровень.

Мы разобрались, сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве. Основные участники – это:

  • трудящиеся – физические лица, заключившие трудовой договор с предпринимателем (юридическим лицом);
  • наниматели рабочей силы – юридические или физические лица, вступившие в трудовые взаимоотношения с трудящимся.

Действия сторон партнерства осуществляются в соответствии с законодательными положениями Федеральных законов, Трудового Кодекса, а также основываются на нормах, оговоренных учредительными документами и коллективным договором.

Уполномоченный представитель любой стороны социального партнерства в сфере труда обязан иметь документы, подтверждающие его полномочия. Из представителей образуется трехсторонняя комиссия, которая и выполняет основные задачи урегулирования конфликтов.

По итогам переговоров оговаривается текст документа, который обязуется утвердить весь состав комиссии. При несогласии одной из стороны составляется протокол, что переносит разрешение вопросов на новый уровень.

Последовательность дальнейшей процедуры продиктована главой 61 ТК РФ.

Система социального партнерства в РФ

Представители стороны трудящихся

Трудовым кодексом определено понятие стороны и значение социального партнерства, исходя из положений ТК РФ, сторону работников представляют профсоюзные организации. Они могут быть:

  1. Традиционные. Это комитеты, сформировавшиеся на локальном уровне под командно-административным началом. В профсоюзный состав входят работники одного предприятия. Председатель комитета, выбранный на общем собрании коллектива, возлагает на себя обязательства по решению конфликтных социально-трудовых ситуаций, возникающих в процессе работы.
  2. Альтернативные (новые). Это профсоюзные комитеты, сформировавшиеся на фоне массовых забастовок. Они исполняют функции стороны трудящихся в социальном партнерстве на федеральном, региональном и территориальном уровне.

Представители стороны работодателей

Сторона работодателя чаще всего представляется:

  • руководителем (директором) компании;
  • предпринимателем (ИП);
  • уполномоченным представителем нанимателя.

Законодательством не запрещено исполнение обязанностей стороны работодателя уполномоченным лицом, при этом окончательный вердикт будет принимать сам руководитель компании.

Тем уполномоченным лицам, кто участвует в системе социального партнерства необходимо четко знать законодательные положения, регламентирующие порядок ведения переговоров по вопросам социального партнерства.

Сторона работодателя как никто заинтересована в мирном урегулировании возникающих конфликтов, ведь от стабильности в трудовом коллективе зависит производительность труда, и, соответственно, рост прибыли.

Если социально-трудовые конфликты невозможно разрешить внутренними коллективными переговорами, тогда проблема выносится на более высокий уровень. Полномочия стороны работодателя передаются сообществу предпринимателей, при этом допустимо отсутствие прямого участия руководителя компании в этом сообществе.

Государство, как третья сторона социального партнерства

Третьими участниками социального партнерства являются органы государственной власти. На них возложены более значимые функции в урегулировании социально-производственных конфликтов. Третья сторона привлекается в том случае, если вопросы не решаются мирными переговорами между основными участниками партнерства.

Государство является независимой стороной соцпартнества. Его основные задачи – это:

  • урегулирование конфликтных ситуаций между работодателем и трудящимися;
  • обеспечение социальной справедливости для обеих сторон;
  • установление факта нарушения законодательства и условий коллективного договора, возложение ответственности на виновную сторону.

При исполнении своих функций Государство руководствуется Федеральным законом, региональными нормативными актами и локальными документами. При вынесении решения третья сторона обязана учитывать мнения и интересы каждой стороны социального партнерства.

Источник: https://okbuh.ru/otchetnost/kto-yavlyaetsya-storonami-sotsialnogo-partnerstva

Профсоюзы как участники правоотношений

В роли транслятора позиции сотрудников как стороны социального партнерства выступают профсоюзные организации. Их создание соответствует тексту Конституции РФ, где говорится, что работники вправе объединяться для защиты собственных интересов.

Профсоюзами называются добровольные объединения лиц, имеющих сходные профессиональные интересы, для отстаивания собственных трудовых прав. Согласно положениям ФЗ-10, эти организации наделены широким перечнем прав, а именно:

  • ведение коллективных переговоров и заключение соглашений с работодателями;
  • контроль выполнения достигнутых договоренностей;
  • решение возникающих трудовых споров;
  • контроль соблюдения работодателем законодательства о труде;
  • защита интересов персонала в уполномоченных органах (например, инспекции по труду).

Объем правомочий профсоюзов зависит от уровня, на котором они действуют. Так, общероссийские структуры участвуют в законотворческой деятельности. Проекты нормативных актов высылаются им на проверку, а полученные комментарии учитываются при дальнейшем согласовании. Объединения работников могут вносить собственные предложения по совершенствованию трудовых правоотношений в РФ.

Профессиональные союзы, действующие в масштабе предприятия, правомочны получать информацию о решениях руководства, меняющих условия труда специалистов. Например, согласно ст. 12 ФЗ №10, их обязаны уведомлять о предстоящей ликвидации предприятия или сокращении штата за три месяца до этого события. Увольнение сотрудника по желанию руководства возможно только после согласования с профсоюзом.

В ТК РФ (ст. 31) говорится, что участниками социального партнерства являются не только профсоюзы, но и другие представители персонала. Подобные структуры избираются по желанию коллектива путем ания. В их функции входит защита интересов сотрудников, лоббирование их позиции во взаимоотношениях с администрацией нанимателя.

Другие структуры-представители назначаются методом ания по инициативе наемных специалистов. Потребность в них возникает, если в компании отсутствует профсоюз, правомочный говорить и вносить предложения администрации от лица всего коллектива.

Кто представляет интересы организаций-нанимателей?

В ТК РФ четко прописано, что фирма-работодатель выступает стороной социального партнерства. У нее есть собственная позиция по возникающим вопросам, которую она транслирует и защищает через представителей. К числу последних относятся:

  • руководство или иные должностные лица, уполномоченные внутренней документацией фирмы;
  • объединения нанимателей – некоммерческие структуры, аналогичные профсоюзам, но защищающие интересы противоположной стороны правоотношений.

Когда стороны социального партнерства в сфере труда сходятся в диалоге, объединениям работодателей отводятся следующие функции (согласно 156-ФЗ):

  • формулировать собственное мнение по возникающим вопросам;
  • защищать его в диалоге с наемными специалистами и властными структурами;
  • участвовать во взаимных консультациях с профсоюзами и органами власти;
  • участвовать в законотворческой деятельности, вносить предложения по реализации госпрограмм.

Объединения работодателей формируются по региональному и отраслевому принципу. На самом верху иерархии находится Общероссийское объединение.

Применительно к фирмам-нанимателям в действующем законодательстве используется еще один термин – «прочие представители». Он используется в ситуациях, когда в роли работодателей выступают казенные и бюджетные формирования. Их позицию транслируют и защищают исполнительные органы соответствующего уровня.

Государство: участник или внешний наблюдатель?

Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:

  • создать законодательную базу для соцпартнерства;
  • обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
  • создать систему страхования специалистов.

Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/storony-socialnogo-partnerstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.