+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новая льгота по НДС может появиться в Налоговом кодексе

10 важных налоговых изменений в одном законе: НДС, НДФЛ, акцизы, вычеты и страховые взносы

Новая льгота по НДС может появиться в Налоговом кодексе

27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон с масштабными поправками в Налоговый кодекс РФ. Изменения коснутся НДС, страховых взносов, акцизов, налога на движимое имущество, новых налоговых вычетов. Мы собрали в этот материал те из них, которые затронут большинство предпринимателей и организаций.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Президент России подписал Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Документ насчитывает 122 страницы и содержит множество поправок в налоговое законодательство России. Это один из самых объемных и разноплановых законов, которые были приняты в этом году.

Поэтому мы остановимся подробнее только на самых важных изменениях, которые затрагивают большое число налогоплательщиков.

1. Инвестиционный налоговый вычет

Глава НК РФ о налоге на прибыль дополнена новой статьей 286.1 НК РФ, регламентирующей инвестиционный налоговый вычет.

Суть этой льготы состоит в том, что налогоплательщик получает право уменьшить исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Для получения такой возможности организациям придется соблюдать установленные условия.

В связи с этим перечень контролируемых сделок между взаимозависимыми российскими лицами дополнен новым условием: если одно из них применяет инвестиционный вычет, то сделка будет являться контролируемой. Лимит суммы доходов по таким сделкам между взаимозависимыми лицами будет составлять от 60 млн рублей в год.

Основные средства, в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет, не будут подлежать амортизации.

В статью 270 НК РФ внесены поправки, в соответствии с которыми расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение таких объектов также не будут учитываться при этом.

При проведении камеральной проверки налоговых деклараций, в которых будет заявлен такой вычет, специалисты ФНС получают право требовать у налогоплательщиков не только подтверждающие документы, но и пояснения.

2. Льготы по движимому имуществу

Отдельные поправки в Налоговый кодекс коснулись налогообложения движимого имущества. С 2018 года данная льгота действовать не будет.

Принятым законом вводится норма, предусматривающая право субъекта РФ установить в этом случае ставку налога на 2018 год на уровне не более 1,1%.

Это значение законодатели понизили в два раза: до сих пор ставка налога на имущество организаций не могла быть более 2,2%. Кроме того, региональные власти имеют право сохранить льготу, установив ставку 0%.

3. НДС заплатят покупатели

Законодатели одобрили эксперимент по перенесению обязанности оплачивать НДС с продавцов на покупателей. Идея Минфина теперь закреплена в Налоговом кодексе и касается таких сфер, как:

  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов;
  • реализация сырых шкур животных;
  • реализация вторичного алюминия и его сплавов.

Организации и ИП, приобретающие эти товары, получат статус налоговых агентов. Продавец, как и сейчас, будет выставлять счет-фактуру.

Но сумму НДС он в этом документе указывать не будет, вместо этого он будет делать отметку о том, что НДС исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре налоговый агент можно будет принимать НДС к вычету, включая сделанную предоплату.

В результате покупатель должен будет исчислить НДС к уплате с учетом новой обязанности. Если продавец таких товаров не является плательщиком НДС, то в договоре и первичном документе (накладной или акте) он должен проставить отметку «Без НДС».

Если такая отметка оказалась дезинформацией, то в дальнейшем НДС будет платить сам продавец, а не покупатель — налоговый агент. Физлица от статуса налоговых агентов пока избавлены.

4. Раздельный учет

Законодатели изменили «правило 5%», которое действовало для налоговых периодов, в которых расходы на необлагаемые НДС операции составили менее 5% в общем объеме расходов. Теперь налогоплательщики обязаны в этом случае вести раздельный учет.

Правда, соблюдать пропорцию для учета входящего НДС в вычетах и расходах им по-прежнему не нужно. Теперь они могут принимать к вычету весь НДС по купленным товарам, работам или услугам, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций.

До сих пор к вычету можно было принять «все суммы налога, предъявленные … в указанном налоговом периоде».

5. Акцизов стало больше

Операции по получению средних дистиллятов (приобретение в собственность), а также операции по их оприходованию в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности, теперь будут отнесены к объектам налогообложения акцизами. Уточнено определение средних дистиллятов, установлен порядок применения налоговых вычетов по операциям со средними дистиллятами. Таблица со ставками акцизов на 2018, 2019, 2020 годы изложена в новой редакции.

6. НДФЛ: льготы и отчетность

От налога на доходы физических лиц законодатели освободили:

  • компенсацию из бюджета части первоначального взноса по автокредиту, оформляемому в порядке, утвержденном Правительством РФ;
  • долги физлиц, признанные безнадежными и списанными с баланса организации. До сих пор, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ, датой фактического получения физлицом налогооблагаемого дохода признавалась дата списания таких долгов. Теперь это правило сохранилось только для организаций, взаимозависимых по отношению к налогоплательщику-физлицу.

Кроме того, изменился порядок обложения НДФЛ сумм дохода, полученного физлицом при реализации ранее приобретенных ценных бумаг.

До сих пор в расходах можно было учесть суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении этих ценных бумаг, и сумму самого уплаченного налога. В силу новой редакции пункта 13 статьи 214.

1 НК РФ теперь сумма налога в расходах налогоплательщика учитываться не будет.

Также изменился порядок сдачи отчета по форме 6-НДФЛ. Теперь, если реорганизуемые организации, которые выступают в качестве налоговых агентов по НДФЛ, для своих работников не представили в орган ФНС справки 2-НДФЛ или расчет 6-НДФЛ, то обязанность отчитаться ложится на их правопреемников. Законодатели расширили перечень ошибок, в случае которых 6-НДФЛ будет считатся непредставленным.

7. Транспортный налог

Налог на новые и дорогие автомобили для организаций станет меньше. Законодатели упразднили два повышающих коэффициента:

  • 1,3 — для транспортных средств, выпущенных в эксплуатацию менее двух лет назад;
  • 1,5 — для новых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей.

Теперь для последней ценовой категории будет действовать только один повышающий коэффициент — 1,1. Его нужно будет применять при исчислении транспортного налога для автомобилей не старше трех лет.

8. Кадастровая стоимость

После внесения поправок в НК РФ, в целях исчисления земельного налога изменение кадастровой стоимости земельного участка из-за новых характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади) будет учитываться со дня внесения в ЕГРН новых сведений.

Кроме того, законодатели сохранили еще на два года за местными властями право примения пункта 4.

1 статьи 75 НК РФ в регионах, где введен «кадастровый» налог на имущество физических лиц, давать налогоплательщикам отсрочку по уплате пеней.

Если соответствующий региональный закон будет принят, пени по налогу на имущество физлиц будут начисляться только с 1 июля 2018 года, а за 2017 год — с 1 июля 2019 года.

9. Новый порядок признания безнадежных долгов

В Налоговом кодексе уточнен порядок признания дебиторской задолженности контрагента налогоплательщика сомнительным долгом.

Теперь при наличии встречной кредиторки — если есть долги перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения — можно будет уменьшить дебитовую задолженность на кредитовую, начиная с первой по времени возникновения. Кроме того, расширен перечень безнадежных долгов.

Законодатели включили в него задолженность физического лица, признанного банкротом. При условии, что есть решение суда, которым он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов по закону о банкротстве.

10. Уплата наследниками налоговой задолженности

Законодатели избавили наследников умершего гражданина погашать перед бюджетом его задолженность по торговому сбору.

В силу новой редакции пункта 3 статьи 44 НК РФ за счет наследственного имущества теперь нужно погасить только долги умершего по транспортному и всем остальным местным налогам (земельный и налог на имущество физлиц).

Это связано с тем, что плательщиками торгового сбора не являются физлица без статуса индивидуального предпринимателя.

Источник: http://ppt.ru/news/140998

Налоговая льгота по НДС: конец ли спорам?

Новая льгота по НДС может появиться в Налоговом кодексе

Рабинович А.М., к.и.н., главный методолог группы компаний Энерджи консалтинг, HLB Russian Group

Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.

Действие второе – промежуточные итоги

Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п.

3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п. 3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст.

146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.

2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой по НДС. И это важный аспект.

Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд. 7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст.

149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.Тут уместно напомнить, что в разд.

7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст.

56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст.

149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом.

Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.

И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.

Действие третье – завуалированное несогласие.

Источник: https://www.audar-press.ru/lgota-po-nds

Чем чреват для компании отказ от применения льгот по НДС

Новая льгота по НДС может появиться в Налоговом кодексе

Налоговые льготы – инструмент налоговой политики государства, позволяющий стимулировать социальные или экономические процессы в обществе путем облегчения налоговой нагрузки на ту или иную категорию налогоплательщиков.

Однако налогоплательщику далеко не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными законодательством. Зачастую выгоднее отказаться от их применения. Причиной отказа может стать как незначительность получаемой выгоды (при значительно возрастающем документообороте), так и прямые убытки, вызванные применением льготы (например, необходимость восстановить ранее принятый к вычету налог).

ДЕТАЛЬНО
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОТКАЗ ОТ НИХ

Льготы по налогам и сборам – предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Причем такие преимущества не могут носить индивидуальный характер.

Плательщик может воспользоваться налоговой льготой при наличии определенных оснований, установленных законодательством (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Также налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (п.

2 ст. 56 НК РФ).

В определенных случаях плательщик не вправе отказаться от использования льготы ранее определенного срока.

Так, льготой, полученной по статье 145 НК РФ (освобождение от НДС налогоплательщиков, выручка которых не превышает 2 млн. руб. в год) компания должна пользоваться не менее 12 последовательных календарных месяцев (п. 4 ст.

145 НК РФ). Однако это ограничение снимается, если плательщик превысил лимит по выручке (п. 5 ст. 145 НК РФ).

А вот от освобождения от уплаты НДС по пунктам 1 и 2 статьи 149 НК РФ отказаться в принципе нельзя, так как в этой статье прописана специальная норма, позволяющая налогоплательщику отказаться лишь от льгот, установленных пунктом 3 этой статьи.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Георгий АГАДЖАНЯН,
начальник отдела бухучета и налогового консультирования «АКГ АРНИ Polaris International»:
– Компании вовсе не обязательно окончательно расставаться с положенной льготой, можно попросту приостановить ее действие на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Кроме того, отказавшись официально от своих преимуществ, вернуть переплаченную сумму налога будет невозможно.

Но если документально оформленный отказ отсутствует, а компания не применяла льготу, то есть шанс все переиграть: можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее и произвести перерасчет налога в уточненных декларациях (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ п. 16 от 11.06.99 № 41/9).

«ОТКАЗНИКАМ» – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

Чиновники ФНС России неоднократно обращали внимание региональных инспекторов на то, что за отказом компании от льготы по НДС может стоять схема уклонения от уплаты налога.

Так, отказ поставщика компании-экспортера от льгот по статьям 145, 149 НК РФ считается одним из признаков недобросовестности самого экспортера (внутренняя методичка ФНС по проверкам экспортеров*).

А отказ от льготы организацией, продающей металлолом, прямо назван ФНС «признаком, повышающим вероятность риска недобросовестности налогоплательщика как участника схем незаконного возмещения НДС».

Причем опасения инспекторов зачастую небезосновательны. Так, один из сотрудников налоговых органов Приволжского федерального округа поделился с «ПНП» следующей экзотической схемой минимизации НДС, выявленной при проверке (см. схему «Проценты с НДС»).

* Подробнее о проверках экспортеров по НДС читайте в статье «Экспортный НДС: параметры обязательной налоговой проверки» в «ПНП» № 9, 2007, стр. 25.

Проверяемая «белая» компания постоянно привлекала заемные средства у различных организаций на возмездной основе. Процентная ставка находилась в разумных пределах, однако, помимо процентов, компания платила своим кредиторам еще и НДС.

Оказалось, что все заимодавцы проверяемой компании (обладающие признаками «однодневок») написали заявление в налоговый орган об отказе от льготы, предоставленной подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ (операции по предоставлению займов в денежной форме).

После чего на законном основании выставляли счета-фактуры на сумму процентов по займу с выделением НДС. Заемщик уплачивал НДС, после чего ставил его к вычету, а заимодавцы налогов не платили и исчезали.

По словам налоговика, компанию обвинили в недобросовестности и организации схемы незаконного возмещения НДС. Ей был доначислен НДС и налог на прибыль. Так как налоги, штраф и пени были уплачены компанией в добровольном порядке, никаких иных последствий дело не имело.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России:
– Анализ причин отказа от отдельных налоговых льгот позволяет сформулировать две ситуации, когда отказ от налоговых льгот преследует противоправные интересы:

– трудность доказывания правомерности применения льготы и реальный риск уплаты налога за счет собственных средств.

Такие трудности могут возникать при введении товара в легальный оборот из сферы «теневой» экономики, где возмещение НДС на практике не представляется возможным (статья 149 НК РФ);
– отказник фактически является не самостоятельным налогоплательщиком, а лицом, который заведомо не исполнит свои налоговые обязательства и используется с целью уклонения от налогообложения и (или) мошенничества с целью незаконного получения денежных средств из бюджета (статьи 145 и 149 НК РФ).

Именно поэтому отказ от налоговых льгот представляет интерес для налоговых органов как сигнал о возможном нарушении законодательства.

Однако и те компании, которые пользуются некоторыми из льгот (например, «инвалидными»), также находятся под пристальным вниманием налоговиков.

Получается, что ни использование льгот, ни отказ от них фактически не снижают налоговый риск, который возникает уже по факту ведения льготируемой деятельности.

Поэтому, раз уж от налогового риска уйти не удается, рассмотрим ситуации, когда отказ от льгот может принести компании налоговую выгоду. И как в таком случае можно снизить риск предъявления налоговых претензий.

ЛЬГОТЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТКАЗАТЬСЯ

Наиболее спорными в плане целесообразности их применения являются льготы по НДС, предоставляемые по пункту 3 статьи 149 НК РФ. Например, освобождение от НДС реализации изделий художественных промыслов, сельскохозяйственной продукции, лома и отходов цветных и черных металлов или продукции, изготовленной инвалидами, а также раздача товаров в рекламных целях.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена БРЕГИНА,
аудитор ООО «ДЖИ ЭС ЭЛЬ-АУДИТ»:
– Компании не обязательно отказываться одновременно от всех льгот по НДС, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Отказ может быть заявлен лишь по одному из подпунктов (письмо Минфина России от 08.08.06 № ШТ-6-03/784).

Применение таких льгот либо дает весьма незначительный эффект (например, при освобождении от НДС передачи товаров в рекламных целях), либо невыгодно из-за перспективы потери контрагента-плательщика НДС (как в случае с металлоломом или сельхозпродукцией) или перспективы восстановления НДС. Кроме того, применение льгот влечет обязанность вести раздельный учет по льготируемым и нельготируемым операциям, что зачастую увеличивает управленческие расходы компании и повышает риск совершения ошибки в налоговом учете.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России:
– Существует проблема адекватной оценки и сравнения различных режимов налогообложения. Например, оценим выгоды отношений с поставщиками, освобожденными от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ). Действительно, при равных суммах, предъявленных к оплате за поставляемый товар, в том случае, если поставщик – плательщик НДС, часть цены принимается к вычету по НДС, а остаток ставится в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Если поставщик – неплательщик НДС, то при равных уплаченных суммах к вычету по НДС предъявлять нечего, но возрастает сумма расходов по налогу на прибыль. Этот рост не может скомпенсировать отсутствие сумм НДС к вычету. Отсюда делается вывод о невыгодности при равных условиях отношений с неплательщиком НДС.

Однако уровень цен у различных категорий поставщиков не может рассматриваться с бытовой точки зрения – цена при поставке товара неплательщиком НДС обычно равна цене товара без НДС у поставщика – плательщика НДС.

Таким образом, достигается равная налоговая нагрузка – база по налогу на прибыль у неплательщика такая же, как и у плательщика.

Следовательно, плательщик НДС будет согласен приобрести товар у неплательщика только если цена товара будет ниже на сумму НДС по сравнению с ценой у плательщика НДС.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Екатерина ЮЗЧИШИНА,
главный бухгалтер ООО «ТС Комус»:
– Если организация на общем режиме налогообложения и платит НДС без использования льгот, ей невыгодно работать с поставщиками-«льготниками», в том числе с «упрощенцами». Если, конечно, нет договоренности о снижении цены поставщика на товар (работы, услуги) на сумму НДС, что далеко не всегда возможно.

Рассмотрим конкретные случаи, когда отказ от льготы по НДС выгоден компании. p

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НДС

Одна из наиболее весомых причин отказаться от применения льготы – необходимость восстановить НДС по товарам (работам, услугам), используемым в не облагаемых НДС операциях (подп. 3 п. 2 статьи 170 НК РФ).

То есть если компания воспользовалась какой-либо из льгот по НДС, установленных статьей 149 НК РФ, принятый ранее к вычету НДС по товарам, материалам, основным средствам и нематериальным активам, которые используются в этой деятельности, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Но только если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет более 5 процентов общей величины расходов на производство реализуемой продукции (п. 4 ст. 170 НК РФ). Впрочем, это не такой уж и редкий случай.

Ведь, к примеру, к операциям, освобожденным от обложения НДС, относятся услуги по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ – проценты по займам НДС не облагаются) и реализация прав требования (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ). А подобные расходы (особенно у компаний, входящих в холдинг) могут существенно превышать 5 процентов.

ДЕТАЛЬНО
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛЬГОТЫ ПО МЕТАЛЛОЛОМУ НЕВОЗМОЖНО

Отказ от льготы по реализации отходов и лома цветных и черных металлов (до 2008 года – подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 2008 года – подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ) в 2006-2007 годах был наиболее рискованным в плане налоговых претензий. Введением этой льготы законодатели попытались прикрыть схему, при которой металлургические компании покупали лом у фирм-«однодневок» с выделением сумм НДС и ставили эти суммы к вычету, а уплаченный налог в бюджет так и не поступал. Кроме того, льгота соответствовала интересам многочисленных фирм, занимающихся сбором металлолома у населения с последующей перепродажей. Ведь таким компаниям очень невыгодно быть плательщиками НДС – суммы входного налога у них минимальны.

А вот металлургическим компаниям оказалось невыгодно работать с поставщиками, применяющими эту льготу. Ведь для металлургов металлолом – это сырье, используемое в производстве. Таким образом, входной НДС с этого сырья будет потерян. Недовольны оказались и экспортеры – они не могут возместить НДС, полученный от поставщиков лома из бюджета.

Поэтому многие компании отказывались от применения льготы. И вот Федеральным законом от 17.05.07 № 85-ФЗ была внесена поправка в Налоговый кодекс, переносящая льготу по лому цветных и черных металлов из пункта 3 в пункт 2 статьи 149.

Так как налогоплательщик может отказаться лишь от льгот, перечисленных в пункте 3, отказ от льготы по металлолому с 2008 года стал невозможен.

КОНТРАГЕНТ САМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЬГОТОЙ

Очевидно, что не имеет смысла применять любые виды освобождений от НДС (ст. 145, 149 НК РФ), когда основные покупатели компании имеют возможность применять льготную ставку НДС (10 или 0%). Ведь в таком случае для компании-покупателя значительно снижается эффект от применения этой льготной ставки – он не сможет возместить уплаченный поставщикам НДС из бюджета.

Так, производителю товаров детского ассортимента (реализация которых облагается по ставке 10%) невыгодно работать с поставщиками сырья, освобожденными от НДС. А экспортер не сможет в полной мере получить выгоду от ставки 0 процентов, если его поставщики не платят НДС.

Наиболее остро стоит эта проблема при экспорте изделий художественных промыслов (подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), приобретении (и последующем использовании в производстве или экспорте) товаров, произведенных организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) или сельхозпредприятиями (подп. 20 п. 3 ст.

149 НК РФ). От таких льгот выгоднее отказаться.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Павел КОВАЛЕВ,
менеджер группы по разрешению налоговых споров Делойт и Туш СНГ:
– Считаю, что реальная выгода отказа от льгот по НДС в описанном случае может быть получена экспортером только в случае сговора с поставщиком-«однодневкой» с целью незаконного возмещения из бюджета НДС, когда экспортер знает, что уплаченный им НДС в бюджет не попадет. А случай, когда поставщик-льготник завышает цену на сумму своего освобождения от НДС, это вопрос ценообразования, а не налогообложения.

Однако существует опасность, что если компания откажется от невыгодных для нее льгот, налоговики всерьез заинтересуются ее деятельностью. Такие указания прямо даны во внутренней методичке ФНС по проверкам экспортеров.

Там даже приведена схема лжеэкспорта, основанная на отказе от льготы (см.

схему «Лжеэкспорт»): Фирма, чтобы получить НДС из бюджета, организует схему фиктивного экспорта товара, реализация которого льготируется, например, лома цветных металлов.

При этом участники схемы заявляют налоговым органам об отказе от применения льготы по НДС. В результате экспортер требует из бюджета НДС за фиктивно полученный им товар, у фирмы-«прокладки» НДС к уплате не образуется, так как наценки на товар нет (или она минимальна), а фирма-«однодневка» налог в бюджет не уплачивает и исчезает.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Альмин РАБИНОВИЧ,

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/1229-chem-chrevat-dlya-kompanii-otkaz-ot-primeneniya-lgot-po-nds

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.