+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку

Содержание

12 критериев для выездной налоговой проверки | Контур.НДС+

Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений — доначислят и оштрафуют.

В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога — только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП.

Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей.

Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли.

Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов.

Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами.

ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность.

Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду.

Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной долей вычета. Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем.

Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы.

Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/12-kriteriev-dlya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка – налогобзор.инфо

Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г.

№ ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения.

Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок.

Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы.

Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.

2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Проверка филиалов

Если у организации есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по организации), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (абз. 1 и 2 п.

 7 ст. 89 НК РФ). В первом случае принимать решение о проведении проверки будет налоговая инспекция по местонахождению организации, во втором – налоговая инспекция по местонахождению филиала или представительства (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Обособленные подразделения

Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации? Подразделение не является ни филиалом, ни представительством.

Ответ: нет, не может.

Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г.

№ 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).

Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ограничения на проведение проверок

Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки.

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч.

 проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.

Обратную зависимость законодательство не устанавливает.

Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.

Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Место проведения проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее.

Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе.

Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки.

Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakikh_sluchajakh_provoditsja_vyezdnaja_nalogovaja_proverka/14-1-0-300

Налоговая проверка: как ее избежать

Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку

Есть вопросы? Звоните: 642-41-00. Мы всегда рады Вам помочь!

Хотите знать, как налоговая инспекция отбирает фирмы на налоговые проверки? Не секрет, что существуют 12 налоговых рисков, которые желательно не нарушать, чтобы не попасть на проверку налоговыми органами.

Эти критерии для проведения налоговой проверки разработаны не только в интересах налоговых органов (налоговых инспекций) – для усиления дисциплины, но также позволяют налогоплательщикам самостоятельно оценивать финансово-хозяйственную деятельность своего бизнеса в разрезе уплаты налогов.

Налоговая проверка: 12 критериев для отбора налогоплательщика

Существует официальный документ от 14 марта 2011 года, в котором описано 12 критериев налоговых рисков:

Налоговая проверка – 12 рисков и как их избежать

В компьютеры налоговых органов заложена программа, которая автоматически отбирает налогоплательщиков для выездной налоговой проверки на основании этих 12 рисков.

Внимательно проанализируйте финансово-хозяйственную деятельность вашей организации или индивидуального предпринимателя, чтобы не дать налоговым органам ни малейшего шанса привлечь вашу фирму на налоговую проверку! Руководители предприятий, у которых ни один из критериев не задействован, могут не опасаться налоговой проверки и спать спокойно. Давайте более конкретно рассмотрим риски.

  1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой.

Налоговая нагрузка = уплачено налогов / выручка * 100%. Например, в торговле налоговая нагрузка не должна быть меньше 3,8%.

Помощь в объяснении налоговой инспекции: например, организация выходит на рынок с новым товаром или торгует залежалым товаром со склада с минимальной наценкой.

 2. Отражение убытков в течение 2-х и более лет.

Не допускайте показания убытка в одном и более налоговых периодов. Это серьезный риск.

21% фирм показали в прошлом году убыток. Их вызывают на комиссию в налоговые инспекции. Зачем Вам это надо?

Помощь: уберите расходы из налогооблагаемой базы и покажите пусть маленькую, но прибыль, не жадничайте, заплатите налог 3 рубля и все будут счастливы. Вы не обеднеете, но и не покажите убыток.

 3. Значительная доля вычетов по НДС (равна либо превышает 89% за 12 месяцев).

Доля вычетов по НДС = Сумма вычетов по НДС / всего исчислено НДС * 100%.

Показатель должен быть менее 89%. Исчисляется доля на основании декларации по НДС.

Помощь: возможно, ваша организация приобрела и ввела в эксплуатацию дорогостоящее оборудование, или увеличила запасы ТМЦ, оплатила дорогостоящие услуги.

 4. Опережающий темп роста расходов над доходами.

Расходы не должны расти так быстро, как доходы. Показатели берутся из декларации по налогу на прибыль по строкам: 010, 020, 030, 040 листа 2. 

Помощь: возможно, была увеличена зарплата сотрудникам, выросли коммунальные расходы, цены на продукцию растут не так быстро, как цены на сырье, или временно фирма прекратила отгрузку товара.

 5. Выплата среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня.

Средняя зарплата = ФОТ / среднюю численность * количество месяцев.

По Санкт-Петербургу средняя зарплата не может быть менее 8326 руб. в 2013 году.

Помощь: предъявите документы о том, что работники работали не полный рабочий день, 1/2 ставки (4 часа в день) или ¼ ставки (2 часа в день), находились в отпуске без содержания, или что сотрудники не имеют должной квалификации.

 6. Предельные величины показателей для налоговых спец. режимов.

Данные берутся из деклараций по УСН, ЕНВД, ЕСХН. Налоговыми инспекциями запрашиваются дополнительные документы у налогоплательщиков: договор аренды для проверки площади торгового зала при ЕНВД, журнал путевых листов и др. документы.

 7. Отражение предпринимателем суммы расхода, приближенной к доходам.

Данные берутся из декларации 3-НДФЛ и, если сумма расходов равна либо более 83% –

это уже налоговый риск.

Помощь: уберите лишние расходы, чтобы избежать неприятностей с налоговой инспекцией. Лучше заплатить небольшой налог, чем быть приглашенным на проверку.

 8. Цепочки посредников без экономических причин.

Основания:

* невозможность совершения некоторых сделок и операций налогоплательщиком,

* отсутствие ресурсов для заявленного производства, выполнения работ, оказания услуг,

* отсутствие персонала, складов, транспортных средств, иных активов для заявленных работ.

Подсказка: продумайте все до мелочей, ведь вся цепочка действий должна логически объясняться.

 9. Непредставление пояснений на уведомление налоговых органов.

При получении от налоговых органов уведомления с требованием дать пояснения или внести корректировку в отчет – в течение 5 дней постарайтесь выполнить их требование. Обычно это:

-ошибки в налоговых декларациях,

-противоречия сведений, представленных в документах,

-несоответствие представленных сведений в налоговую инспекцию и сведений, имеющихся у налогового инспектора.

Подсказка: поддерживайте диалог с налоговой инспекцией, быстро реагируйте на письма, арендуйте абонентский ящик на почте в случае, если юридический и фактический адрес не совпадают, и нет возможности своевременно получать корреспонденцию.

 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах (2 и более раза).

Подвергаются проверкам организации-налогоплательщики, более 2 раз мигрирующие из одной налоговой инспекции в другую. Особенно, если заявлен адрес «массовой» регистрации.

Подсказка: проверьте на сайте www.nalog.ru свой юридический адрес на сервисе «адреса массовой регистрации».

 11. Значительное отклонение рентабельности от среднеотраслевой (как минимум на 10%).

Рентабельность = прибыль / затраты * 100%.

Налоговые органы проверяют рентабельность продаж, а также активов. Она не должна отклоняться более чем на 10% от среднего уровня рентабельности по данным статистики.

Проверить уровень средней рентабельности по отрасли можно из специальных данных, публикуемых Росстатом или на сайте www.gks.ru 

Подсказка: возможно, низкая рентабельность объясняется мизерной наценкой, скидками,

высокой конкуренцией, удорожанием сырья, привлечением квалифицированных рабочих.

 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Отказ от незаконных налоговых схем – вот к чему призывает налогоплательщиков 12-ый критерий. Таким образом, налогоплательщик адекватно взвесит и оценит возможные риски и примет решение в пользу отказа от сомнительных операций. Для этого необходимо внести поправки в сданную отчетность по налогам, что достигается подачей уточненной декларации в налоговую службу.

Однако эти меры не гарантируют, что налоговый контроль не будет проведен у данного налогоплательщика. Окончательное решение о выездной налоговой проверке принимается по согласованию с ФНС России.

 Существуют 4 критерия, которые опубликованы на сайте www.nalog.ru:

– использование в работе фирм-однодневок;

– использование «вексельной схемы» при работе агентств по недвижимости;

– производств алкоголя из спиртосодержащей продукции (налоговая нагрузка по акцизу ниже), а не из этилового спирта;

– использование формально труда инвалидов для освобождения от НДС, при этом работу выполняют различные «аутсорсинговые» компании.

Налоговая проверка: уверенность в завтрашнем дне только с Бухгалтерским Центром!

Зная о 12 критериях налогового риска, Вы можете уверенно заниматься налоговым планированием, а также уверенно вести свою фирму к победе!

Мы поможем Вам проанализировать риски Вашей фирмы и скорректировать необходимые действия, чтобы избежать неприятного момента – вызова на налоговую проверку.

Остались вопросы? Звоните: 642-41-00. Мы всегда рады Вам помочь!

Еще по теме: 

бухгалтерское обслуживание

регистрация фирм

бухгалтерские услуги

ведение бухгалтерского учета

новое в 2013 году 

ВВЕРХ

Источник: http://www.spbbu.ru/actual/nalogproverka.html

Как проходит выездная налоговая проверка

Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку

Выездники проверяют только те фирмы, которые соответствуют определенным критериям риска.

 И проверка начинается задолго до прихода контролеров, поскольку они постоянно анализируют деятельность и ищут «слабые» места.

Так вот мы решили рассказать о процессе проведения выездной проверки с самого начала, ведь избежать проблем гораздо легче, чем потом решать их.

У истоков выездной налоговой проверки

Одним из самых эффективных методов налогового контроля безусловно является выездная налоговая проверка. Упоминание о ней даже у самых «закаленных» бухгалтеров вызывает некоторое беспокойство, а иные и вовсе на грани паники.

А так ли страшен черт, как его малюют? Чтобы дать ответ на этот вопрос прежде всего необходимо знать, каков порядок проведения выездной налоговой проверки и какие при этом существуют у фирм права и обязанности. Также неплохо будет узнать некоторые процессуальные моменты и какое значение они могут иметь в перспективе. 

Это важно

Бытует мнение, что названия фирм, включенных в план проверки, можно заранее посмотреть на сайте ФНС. Но это не так. Список кандидатов – это документ сугубо для служебного пользования, и публикации он не подлежит. 

В последнее время высшее руководство налоговой службы постоянно отмечает снижение количества выездных налоговых проверок. Вместе с тем их качество и эффективность растут. С чем это связано? Прежде всего с теми мерами, которые предпринимаются налоговым ведомством, и постоянным совершенствованием как законодательства, так и методов контроля.

Так, для повышения эффективности проведения контрольных мероприятий была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г.

№ ММ-3-06/333@).

Целью данной концепции является создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышение дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

Предпроверочный анализ

Выездная налоговая проверка начинается задолго до того момента, когда налоговики постучали к вам в дверь.

Перед тем как открыть проверку в той или иной организации, проделывается огромный объем работы. А именно, проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее контрагентов.

Анализируется вся информация, которой располагает инспекция, как внутренняя, так и внешняя.

Внутреннюю информацию инспекторы получают самостоятельно, в процессе деятельности.

Это могут быть и результаты ранее проводимых камеральных проверок, и проверки отдела оперативного контроля, и, наконец, декларации по налогам самой организации.

Внешние источники информации – это, как правило, различные контролирующие госорганы и правоохранительные органы, с которыми есть соглашения об обмене информацией.

Так, еще на стадии сбора информации инспекторы могут направить запрос в банк о движении денег по расчетным счетам организации. Обычно из выписки становится понятно, по каким контрагентам стоит сделать встречные проверки, а какие могут быть аффилированными лицами. А уж если кто-то из партнеров имеет признаки «однодневки», то вероятность «встречать гостей» возрастает в разы. 

Опасный момент

Приоритет на включение в план проверок имеют те организации, по которым у налоговиков есть информация об участии их в схемах ухода от налогообложения или схемах необоснованной минимизации обязательств. 

Но это далеко не все источники. Довольно часто налоговики используют информацию из неофициальных источников. Это, например, могут быть уволенные недовольные сотрудники компании, а иногда и конкуренты фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет-ресурсах или средствах массовой информации.

На основании полученных результатов уже идет отбор кандидатов на включение в план проверки, который налоговики утверждают в вышестоящем налоговом органе.

На что же опираются налоговики, когда решают: включить фирму в план проверки или нет? Прежде всего это критерии риска, которые прописаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Отметим, что Концепция – это документ, где изложен общий подход к проведению налогового контроля. И единая, открытая и понятная для налогоплательщиков и налоговых органов система планирования выездных проверок базируется на определенных принципах, к которым относятся:

  • режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; – своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  • неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
  • обоснованность выбора объектов проверки.

Первый из приведенных принципов реализован в Концепции следующим образом. Критерии риска, изложенные в документе, являются по определению общедоступными.

Поэтому все организации могут самостоятельно оценить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и определить, насколько вероятно включение их в план проверки.

Кроме этого, подтвердить добросовестные намерения и снизить риск быть включенным в кандидаты на визит налоговиков могут те организации, которые самостоятельно исправят допущенные ошибки, исключат из деятельности операции с высокими налоговыми рисками и уточнят обязательства.

Еще одним из инструментов предпроверочного анализа можно назвать специальную базу данных «Взаимозависимые лица». С помощью этой базы наглядно, в виде схемы, отображаются все аффилированные лица с интересующей организацией.

Также там указаны все фирмы, которые так или иначе связаны с компанией.

При этом схема содержит информацию о размерах уставных капиталов, долях участия в них, степени родства и подчиненности учредителей – физических лиц, а также информацию о руководителях фирм, их смене и изменении состава участников взаимозависимых организаций.

Критерии отбора

Как уже отмечалось, в Концепции содержатся общедоступные критерии отбора компаний на проверку. Но стоит отметить, что если деятельность фирмы соответствует одному или сразу нескольким критериям, то это не означает, что с проверкой придут именно к вам. Ведь такое совпадение в принципе не порождает каких-либо негативных правовых последствий для организации.

Это объясняется тем, что план проверки подлежит защите и утверждению по каждой отдельно взятой организации. В процессе обсуждения плана оценивается не только соответствие критериям риска, но и потенциал проверки.

То есть объективная возможность не только доначислить серьезные суммы, но и суметь их взыскать или передать материалы проверки в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. 

На практике налоговики не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки. 

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков перечислены в разделе 4 Концепции. Ими могут являться нижеперечисленные обстоятельства, но это далеко не исчерпывающий список. Они приводятся для того, чтобы компании могли самостоятельно оценить налоговые риски своей деятельности.

Итак, к критериям отбора относятся:

  • налоговая нагрузка у организации ниже среднего уровня по конкретной отрасли (по виду экономической деятельности). Рассчитывается она как отношение суммы уплаченных налогов и выручки организаций по данным Росстата. Показатели налоговой нагрузки содержатся в Приложении № 3 к приказу № ММ-3-06/333@. Кстати, совсем недавно были внесены некоторые изменения в данный приказ. Кроме всего прочего были установлены обновленные показатели налоговой нагрузки за 2011 год (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/ 297@);
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет;
  • значительные суммы вычетов по налогам за последние 12 месяцев. Критической отметкой является доля вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 89 процентов и более;
  • темп роста расходов опережает темп роста доходов организации. Этот критерий применяется к плательщикам налога на прибыль Сравниваются темпы роста показателей по данным налоговой и бухгалтерской отчетности
  • среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже, чем в среднем по виду экономической деятельности в регионе. Информацию об уровнях зарплат можно найти на сайте www.gks.ru;
  • для спецрежимников неоднократное (два и более раз в течение года) приближение к предельному значению показателей (менее чем на 5 процентов), дающих право применять специальные налоговые режимы;
  • для предпринимателей будет критичным отражение суммы расходов, максимально приближенной к сумме доходов. На бизнесмена обратят внимание, если доля профессиональных вычетов в структуре доходов превысит 83 процента;
  • деятельность строится в основном на договорах с посредниками-перекупщиками (цепочками посредников) и не имеет разумной экономической и деловой цели. При этом налоговики ориентируются на известное постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, в котором описаны обстоятельства, свидетельствующие о получении необоснованной выгоды
  • непредставление пояснений по фактам выявления несоответствия показателей деятельности предприятия. Например, в ходе камералки налоговики выявили ошибки или какие-либо противоречия в сведениях, они высылают уведомления о представлении пояс нений. А вот когда их не получают, то обычно пишут служебную записку в отдел выездных проверок, чтобы на фирму обратили должное внимание;
  • «миграция» между налоговыми органами. Если фирма неоднократно (два раза и более) меняет место налогового учета;
  • значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по статистическим данным. Показатели рентабельности содержатся в Приложении № 4 к приказу № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@);
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. При оценке характера деятельности с высокими налоговыми рисками обычно учитывается отсутствие:
  • личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, сайта контрагента, номеров телефонов, деловой переписки и др.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ

Как начинается налоговая проверка, сколько времени она длится, а также как можно приостановить проверку.

Д. Начаркин, редактор-эксперт 

Источник: http://www.buhgalteria.ru

Источник: https://otchetonline.ru/art/audit/17920-kak-proxodit-vyezdnaya-nalogovaya-proverka.html

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Новые критерии отбора на выездную налоговую проверку

Ежегодно Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит плановые выездные проверки субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Для рядовых граждан принципы формирования списков кандидатов на подобные мероприятия не представляют интереса.

Однако владельцам бизнеса в любых сферах предпринимательства стоит знать о том, по каким критериям отбираются физические и юридические лица в эту группу.

Рекомендуем по настоящей теме так же почитать статью нашего эксперта по вопросам, связанным с налоговыми проверками, налогового адвоката Павла Тылика «Мораторий на плановые проверки в 2018 году…», а так же посмотреть видео на эту тему. 

Ещё несколько лет назад в налоговых органах практиковалась методика тотального контроля, предполагающая отслеживание деятельности всех действующих предприятий на территории страны. По итогам прошедшего отчётного периода представители данной структуры формировали списки практически вслепую, что существенно снижало эффективность самих проверок.

Однако с недавних пор концепция была полностью переработана, и сегодня действует принцип отбора по категориям риска. Данные аспекты регламентируются приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*461@, где чётко описаны приоритетные признаки нарушений действующего законодательства.

Дюжина критериев, как гарант стабильности: для чего предпринимателю необходимо знать о 12 ключевых пунктах?

Казалось бы, анализ действий сотрудников ФНС не должен касаться тех, кого они собираются проверять. Но даже в самом приказе сказано, что установленные критерии общедоступны и могут применяться субъектами финансово-хозяйственной деятельности для решения имеющихся проблем и недочётов.

Таким образом, знание и глубокий анализ с последующими действиями, направленными на искоренение нарушений, являются главным способом выхода из образовавшейся группы риска.

Налоговая проверка: как налоговые органы принимают решение о её проведении?

Пункты, которые мы перечислим ниже, касаются не только конкретных сфер или направлений, но и общей организации бизнеса, взаимодействия между подразделениями, партнёрами, контрагентами и посредниками, а также, непосредственно, самой налоговой отчётности, являющейся ключевой базой для получения необходимой информации. Но это не единственный источник. Налоговый орган может использовать и другие:

  • внебюджетные фонды;
  • выписки и справки по расчётным счетам из банков;
  • сведения от правоохранительных органов и многое другое.

Собрав воедино все данные, налоговая определяет, включать или не включать субъект в список на проверку.

Н2: Отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

В этом разделе перейдём к рассмотрению самих пунктов, заявленных в приказе ФНС, разберём каждый в отдельности и попробуем предоставить доступную трактовку слов автора данного положения.

Налоговая проверка: 12 рисков, и как их избежать:

  1. Уровень налоговых отчислений ниже, чем у других предприятий, занятых в данной сфере деятельности. Если налоговый орган регулярно обнаруживает в обязательных платежах отклонение от среднестатистических показателей, это может стать причиной для внесения организации в список проверяемых.

    Данные рассчитываются на основании общей статистики по конкретному региону, отрасли и в целом.

  2. Согласно отчётности, убыточное предприятие продолжает существовать и функционировать более 2 лет.

    В случае если компания показывает отрицательный баланс и документально подтверждает лишь расходы, при этом, продолжая свою деятельность, налоговый орган может расценить это, как незаконную схему ведения бизнеса.

  3. Расходы превышают доходы на протяжении нескольких отчётных периодов.

    Компания функционирует в своей сфере деятельности, но уровень затрат на существование превышает фактический заработок.

  4. В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов.

    Если организация на протяжении отчётного периода превышает отметку в 89% от общей налоговой базы, списанной на НДС, такая модель поведения может вызвать подозрение у проверяющей инстанции.

  5. Сумма ежемесячной зарплаты среднестатистического работника субъекта финансово-хозяйственной деятельности отличается в меньшую сторону от общепринятых показателей.

    Допускается, что данная цифра может существенно разниться, в зависимости от региона, где функционирует компания. Поэтому статистика из Росстата берётся по конкретному населённому пункту.

  6. Доходы и расходы физических лиц-предпринимателей приблизительно равны. Если быть более точными, сумма расходов за отчётный период превышает 83% от общего показателя доходов.

    Естественно, подобные случаи могут не означать попытку обмана, но озаботиться доказательством данного факта стоит заранее. О том, как это сделать, поговорим ниже.

  7. Частое употребление специальных режимов налогообложения. Некоторые группы субъектов имеют право на применение особых форм расчёта с территориальным налоговым органом.

    Однако чрезмерное использование данного права является веским поводом для инициирования проверки со стороны соответствующей инстанции.

  8. Партнёрская деятельность без очевидной экономической выгоды. В данном случае имеется в виду взаимодействие с контрагентами, посредниками, заказчиками и прочими представителями смежных сфер деятельности без материального вознаграждения.

  9. Частая смена юридической локации предприятия. Если за отчётный период адрес предприятия несколько раз менялся с последующей перерегистрацией в других налоговых подразделениях, подобные манипуляции могут вызвать вопросы у проверяющих.
  10. Ошибки, допущенные в налоговой документации, по требованию ФНС не исправляются и никак не объясняются.

    Допустить неточность или неправильно произвести расчёты в бланках отчёта может каждый. При этом орган, проверяющий данные документы, находит некорректно указанные данные и уведомляет об этом налогоплательщика, чтобы тот исправил или пояснил причину указанных данных. При отсутствии какой-либо реакции на подобные уведомления интерес к вам возрастёт.

  11. Отсутствие целесообразности дальнейшего ведения бизнеса. Показатель рентабельности, высчитываемый из официальных документов, предоставляемых бухгалтерией, является одним из ключевых. Если он существенно отличается от среднестатистического по отрасли в масштабах страны, дополнительных объяснений перед налоговой избежать будет сложно.

  12. В деятельности компании просматриваются активные действия по налоговой оптимизации, сопряжённые с определёнными рисками. В частности, манипуляции, направленные на минимизацию налоговых вычетов, могут привести к финансовым потерям в дальнейшем. Подобные поступки могут быть мотивированными, если руководство использует незаконные методы ведения бизнеса.

Как видим, проверяющие оценивают практически все аспекты деятельности, не упуская из-вида даже мелких деталей. Однако если ваше предприятие не имеет недочётов, описанных выше, это не гарантирует отсутствия его в следующем списке проверяемых. Любые сомнительные контакты, пробелы в информации о партнёрах, с которыми вы имеете дело, тоже могут стать причиной попадания в поле зрения налоговиков.

Налоговая проверка: уверенность в завтрашнем дне только с бухгалтерским центром!

Уследить за всеми процессами в документообороте довольно сложно. Особенно, если вы не являетесь профильным специалистом. Грамотно организованная бухгалтерия во главе с экспертом позволит минимизировать ущерб от сотрудничества с проблемными партнёрами и посредниками. Таковых определяют следующие факторы:

  • отсутствие чётко прописанных лиц, ответственных за совместные мероприятия (купля-продажа товаров, подписание сделок и договоров, переговоры и т.д.);
  • партнёр не ведёт публичной деятельности и не рекламирует свои услуги, в результате чего информация о нём в открытых источниках отсутствует;
  • нет данных об обязательной государственной регистрации, юридическом адресе и фактическом местонахождении мощностей контрагента.

Если подобные факты были замечены бухгалтерским отделом, необходимо удалить любые сведения о сотрудничестве с подобными лицами, так как, в противном случае, налоговый орган может счесть взаимодействие с ненадёжными контрагентами за попытку обмана государства.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок: что делать, если вы попали в список?

Ранее мы указывали, что далеко не каждый субъект, имеющий в своём «послужном списке» один или несколько недочётов из вышеприведённого перечня, является нарушителем или действует вразрез законодательству. Обстоятельства могут складываться самым разным образом, и перестраховаться от негативных моментов на 100% не удастся даже самым осторожным владельцам бизнеса.

Но и бездействовать в данной ситуации не стоит. Обнаружив огрехи в налоговой отчётности, необходимо устранить их в кратчайшие сроки, после чего направить в налоговый территориальный орган уточнённую декларацию с подробными выкладками по образовавшимся вопросам.

Кроме того, стоит сформулировать разъяснительное письмо, в котором будут описаны все мероприятия, направленные на искоренение факторов риска. Если предприятие уже внесено

в список на проверку, ФНС вынуждено будет провести камеральные мероприятия в рамках своей структуры. На данном этапе анализируются лишь данные, находящиеся в свободном доступе. Орган не имеет права требовать никаких дополнительных документов от проверяемого.

Если же ваших усилий для налоговой будет недостаточно, и она сохранит намерения провести выездные мероприятия, для них уже потребуется соответствующее разрешение от центрального органа. Чтобы его получить, придётся разъяснить свои действия и мотивировать их, подтвердив основания документально.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kriterii-otbora-nalogoplatelshhikov-dlya-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.