+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Содержание

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки – НалогОбзор.Инфо

Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п.

 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке.

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г.

№ КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106.

Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ).

При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения.

Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ).

Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ).

Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

– приглашенные инспекцией специалисты.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ.

Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода.

Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г.

№ 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г.

№ А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_osmotr_pomeshhenij_i_territorij_v_hode_nalogovoj_proverki/14-1-0-306

Правила проведения медицинских осмотров

Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Порядок проведения медицинских осмотров утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Изменения в законодательстве о медицинских осмотрах

Ранее данный вопрос регламентировался Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г.

№ 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г.

№ 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Однако указанные законы о прохождении медосмотра утратили силу с принятием нового закона о медосмотрах, а именно – Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.

2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее по тексту – Приказ № 302н), вступившего в законную силу с 1 января 2012 года.

Обязанность работодателя проводить медосмотры работников

Согласно ст.ст. 212 и 213 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в установленных законом случаях входит организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).

Категории работников, подлежащих медицинским осмотрам

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

При заключении трудового договора обязательному медицинскому осмотру подлежат также:

  • Лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69 ТК РФ);
  • Привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
  • Принимаемые на работу, выполняемую вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Обязанности работодателя при проведении медицинских осмотров

На время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) работодатель о бязан сохранить за работником место работы (должности) и средний заработок (ст. 185 ТК РФ). При этом работодатель не имеет права допустить работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Общие правила проведения медицинских осмотров

С 1 января 2012 года Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых:

  • На тяжелых работах;
  • На работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах);
  • На работах, связанных с движением транспорта;
  • На работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Кто имеет право осуществлять медицинские осмотры

В соответствии с Порядком, утверждённым Приказом № 302н, предварительные и периодические медицинские осмотры могут осуществляться медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими лицензию на их проведение, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Куда обращаться, если в регионе нет центра профпатологии

В случае отсутствия в субъекте РФ центра профпатологии (либо отсутствия у указанного центра лицензии на данный вид медицинской деятельности) его функции на договорных условиях может исполнять Центр профпатологии Минздравсоцразвития России, чья лицензия действительна на всей территории РФ, либо клиника профпатологии НИИ Минздравсоцразвития России или иной территориальный центр профпатологии при условии регистрации имеющейся лицензии в лицензионном органе субъекта РФ.

Врачебная комиссия

Для проведения предварительного или периодического медосмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, которую возглавляет врач-профпатолог.

В состав врачебной комиссии также входят врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Кто обязан организовывать медицинские осмотры

Организация обязательного предварительного медицинского осмотра, а также проведения периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. При этом ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.

В соответствии с п. 7 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медосмотр, выданного лицу работодателем.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Периодичность медицинских осмотров

В соответствии с Приказом № 302н частота проведения периодических медицинских осмотров зависит от определённых типов вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Поэтому периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ. При этом работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

Контингенты работников, подлежащие медицинским осмотрам

Согласно п. 19 Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков на медосмотр работников, которые относятся к контингентам лиц, подлежащих медицинским осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Заключение медицинского осмотра. Учет и хранение данных

После прохождения лицом медосмотра медицинской организацией оформляется заключение предварительного (периодического) медицинского осмотра. Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.

Данные о прохождении медицинских осмотров вносятся в личные медицинские книжки и подлежат учёту лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).

Основания для отстранения от работы по итогам медицинского осмотра

Работники не допускаются к выполнению своих обязанностей, если при проведении осмотра (обследования) у них будут выявлены медицинские противопоказания.

Основанием для отстранения от работы является выданное в установленном порядке медицинское заключение (абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Об отстранении от работы работодателем издается соответствующий приказ (распоряжение).

Возобновление допуска к работе возможно после устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения работника к работе.

Контроль за проведением медосмотров медицинскими организациями

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.

2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» за медицинскими организациями, которые на основании соответствующей лицензии проводят медосмотры работников, осуществляется государственный контроль.

В частности, проверяется соблюдение порядка проведения медицинских осмотров, соблюдение правил внесения записей в медицинскую документацию и оформления результатов медосмотров, рассматриваются все учетные документы.

На основании п. 50 Порядка, утверждённого Приказом № 302н, государственный надзор (контроль) за соблюдением порядка проведения медицинских осмотров осуществляется Росздравнадзором.

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/medicinskie-osmotry-i-vakcinaciya/pravila-provedeniya-meditsinskikh-osmotrov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.