+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

Учет и контроль вложений в нефинансовые активы бюджетного учреждения (на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ООБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Учет и контроль вложений в нефинансовые активыбюджетного учреждения

(на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

Работу выполнил:

студент 5 курса ЭФ ДО Эхчиева Б.М.

Научный руководитель: доцент кафедры

«Бухучет, анализ и аудит»

к.э.н. Ахова А.А.

Рецензент: Главный бухгалтер

Нальчик 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы организации учета вложений в нефинансовые активы учреждения

  1. Экономическая природа государственных капитальных вложений, их роль и значение
  2. Условия размещения государственного заказа для бюджетных организаций
  3. Организационно-экономическая характеристика Министерства строительства и архитектуры КБР

Глава 2 Учет вложений в нефинансовые активы (на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

2.1 Особенности организации учёта вложений в нефинансовые активы

2.2 Учёт вложений в основные средства

2.2.1 Учет капитального строительства объектов основных средств

2.2.2 Сооружение объектов основных средств хозяйственным способом

2.3 Учет вложений в нематериальные активы

Глава 3 Контроль и ревизия вложений в нефинансовые активы

3.1 Государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления бюджетными средствами

3.2 Контроль механизмов инвестирования в бюджетной сфере

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы. В действующем законодательстве отсутствует четкое определение государственных инвестиций.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» даны общие понятия инвестиций и капитальных вложений.

Разграничение инвестиций, регулируемых этим законом, возможно осуществить исходя из субъектного состава и объектов вложения.

Деление по объектам в соответствии со ст. 213-215 Гражданского кодекса РФ зависит от формы собственности: частной, государственной, муниципальной.

Субъектами инвестиций могут выступать физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления.

Используя только эти критерии, государственные инвестиции можно определить как инвестиции, осуществляемые непосредственно органами государственной власти только в объекты государственной собственности.

Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г., также не содержит понятий государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. Статья 80 Бюджетного кодекса РФ использует более узкий термин «бюджетные инвестиции», значение которого также не дано в общих понятиях, содержащихся в ст. 6.

Цель дипломного исследования – определить категорию государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, исходя из закрепленных в законодательстве определений и терминов экономической теории.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– изучить структуру капитальных вложений; их роль и значение в развитии социальной сферы ;

– рассмотреть возможные условия размещения государственных заказов с целью обеспечения эффективного использования государственных средств;

– ознакомиться с организационно-экономической характеристикой бюджетного учреждения, выступающего объектом исследования;

– изучить учет поступления объектов нефинансовых активов как результат капитальных вложений учреждения;

– рассмотреть контрольно-ревизионный аспект в государственном финансировании капитальных вложений;

Предметом исследования является учет и контроль нефинансовых активов бюджетной организации.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность Министерства строительства и архитектуры КБР.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем теоретические основы организации учета вложений в нефинансовые активы учреждения.

Во второй главе представлена методика учета основных средств и нематериальных активов как объектов капитальных вложений учреждения..

Третья глава посвящена особенностям контрольно-ревизионной деятельности в бюджетной сфере как инструмента управления государственными ресурсами.

В заключении представлены основные выводы и предложения, полученные в ходе исследования данной темы.

В работе использованы законы, нормативные акты, постановления Правительства РФ, периодические издания, также работы следующих авторов: Ивашкевича Л.С., Родионова В.М., Сливы И., Рябухина С.Н., Саунина А.Н., Чернюка А., В.Р. Захарьина и др.

 

Глава 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА

ВЛОЖЕНИЙ В НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Экономическая природа государственных капитальных вложений,их роль и значение

Финансово-кредитным энциклопедическим словарем дается два толкования термина «инвестиции»: 1) вложение денег для получения дохода, социального эффекта; 2) денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Вторая трактовка, имеющая легальное значение, используется в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Под капитальными вложениями закон понимает инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Таким образом, капитальные вложения есть частный случай инвестиций, диверсифицированный по объекту их вложения. Поскольку объект инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, содержится в самом понятии, принадлежность инвестиций к государственным можно определить по субъекту.

Исходя из указанных определений, государственные инвестиции в форме капитальных вложений представляют собой затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, производимые государством в лице органов государственной власти, государственных пред-приятий и учреждений.

С точки зрения источника, государственные инвестиции осуществляются за счет средств бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, создаваемых государством, а также собственных средств государственных пред-приятий и учреждений.

При этом основным источником являются средства бюджета как главного централизованного фонда государства.

Порядок финансирования государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетным кодексом РФ расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные. Статья 67 Бюджетного кодекса РФ под капитальными расходами предполагает часть расходов бюджетов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Вместе с тем ст.

80 Бюджетного кодекса РФ требует, чтобы капитальные расходы бюджета в форме бюджетных инвестиций обязательно влекли за собой создание или увеличение имущества, находящегося в собственности соответственно РФ, субъектов РФ. Однако результатом государственных инвестиций согласно п. 4 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ может быть также создание и увеличение муниципального имущества, которое не относится к государственному.

Кроме того, ежегодная практика выделения бюджетных средств на капитальные вложения показывает, что в составе капитальных расходов федерального бюджета имеются средства, направляемые на увеличение имущества юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями и учреждениями (например, реализация программы «Социальное развитие села до 2010 года»).

Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, и последствия этих инвестиций регулируются ст. 80 Бюджетного кодекса РФ.

Указанная статья предусматривает возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Следует отметить, что положения этой статьи никак не согласуются с гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст.

48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица делятся на две категории: в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу.

Соответственно и переданное учредителями (участниками), и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности.

Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные – права требования к юридическому лицу.

К юридическим лицам, чей уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады) пропорционально внесенному имуществу, относятся хозяйственные товарищества и общества согласно ст. 66 Гражданского кодекса РФ.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Тогда как ст.

80 Бюджетного кодекса РФ подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале юридического лица и на его имущество.

По нашему мнению, государство, осуществляя инвестиции в форме капитальных вложений, может преследовать не только цель увеличения государственного имущества, но и другие социально-экономические цели.

На наш взгляд, ст. 14 Закона РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» более полно и юридически точно разграничивала направления использования государственных инвестиций.

Во-первых, расходная часть бюджетов развития могла содержать ассигнования юридическим лицам, что не влекло за собой установление прав собственности государства на соответствующее предприятие или его имущество.

Подобная форма явно предполагала осуществление капитальных расходов бюджетов в качестве государственной поддержки инвестиционной деятельности юридических лиц.

Во-вторых, в расходной части бюджетов развития могли содержаться ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий.

Результатом таких инвестиций являлась собственность государства на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении ею или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.

Несмотря на то что этот закон был принят до введения Гражданского кодекса РФ, его положения более приближены к положениям Гражданского кодекса РФ, чем принятый позднее Бюджетный кодекс РФ.

Специализация бюджетных расходов по экономическому содержанию определена главой 4 Бюджетного кодекса РФ «Бюджетная классификация Российской Федерации». В соответствии со ст. 66 расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные, при этом их группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/buhgalterskiy-uchet-i-audit/uchet-i-kontrol-vlozheniy-v-nefinansovye-aktivy-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-na-primere-ministerstva-stroitelstva-i-arhitektury-kbr/

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

Учет вложений в нефинансовые активы могут осуществлять как частные организации, так и учреждения бюджетной системы РФ. В чем заключаются особенности ведения различными хозяйствующими субъектами данного направления учета?

Что представляют собой вложения в нефинансовые активы

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении (с 2015 года)

Итоги

Что представляют собой вложения в нефинансовые активы

Вложения в нефинансовые активы, или НФА — это закупки (или осуществление расходов, связанных с выпуском, разработкой):

  • основных производственных фондов;
  • материальных запасов;
  • непроизводственных активов;
  • нематериальных активов.

Вложения в НФА — важнейшая часть хозяйственной деятельности организации. Соответственно, самое большое внимание руководству и ответственным сотрудникам хозяйствующего субъекта следует уделять организации учета соответствующих активов.

Указанная классификация нефинансовых активов в целом понимается одинаково и в коммерческом, и в бюджетном учете. Однако организация учета НФА в частных фирмах и учреждениях бюджетной системы на практике характеризуется рядом особенностей, обусловленных правовым статусом соответствующих организаций.

Изучим данные особенности подробнее.

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:

1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:

  • Дт 10 Кт 60 (регистрируется поступление МПЗ на склад организации);
  • Дт 19.3 Кт 60 (регистрируется сумма НДС по полученным материалам);
  • Дт 68 Кт 19.3 (отражается вычет по НДС);
  • Дт 60 Кт 51 (отражается оплата поставленных материалов).

2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).

Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.

3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, но со значительными ограничениями — переоценку материальных запасов.

Переоценка МПЗ может быть осуществлена только в случае, если это прямо разрешено законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01). Например, МПЗ могут быть подвергнуты переоценке (уценке), если за время нахождения на балансе организации они устарели, утеряли полезные свойства или же если их рыночная стоимость снизилась (п.

25 ПБУ 5/01). Уцененные МПЗ в этом случае отражаются в балансе организации за минусом резерва под снижение их стоимости, который формируется на разницу между текущей стоимостью (по рыночным критериям) и фактической себестоимостью МПЗ (при условии, что стоимость МПЗ по балансу оказалось выше результатов оценки).

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:

1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:

  • включенных в Единый план (утвержденный приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н;
  • включенных в специальные планы счетов для казенных, автономных и бюджетных учреждений (данные планы, однако, составлены на основе Единого плана с учетом специфики деятельности соответствующих учреждений).

Узнать больше о применении счетов бухучета учреждениями бюджетной системы вы можете в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2016 год».

2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.

Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н.

Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).

Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.

3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.

Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.

Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/osobennosti_ucheta_vlozhenij_v_nefinansovye_aktivy/

Экономический факультет

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ООБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА

Учет вложений в нефинансовые активы

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

Вложения в нефинансовые активы – это фактические затраты учреждения в основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы при их приобретении (в т. ч.

по договору лизинга), строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также фактические затраты, связанные с выполнением НИОКР, технологических работ, результаты которых впоследствии будут приняты к бюджетному учету в качестве объектов нефинансовых активов.

Фактические вложения

В соответствии с пунктом 47 Инструкции № 157н фактическими вложениями в приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств признаются:

•          суммы, уплачиваемые по договорам поставщику;

•          суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

•          суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;

•          регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;

•          таможенные пошлины, сборы и иные аналогичные платежи, связанные с при- обретением (уступкой) имущественных прав правообладателя;

•          суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

•          затраты по доставке объекта основных средств до места его использования;

•          суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и изготовлением объекта основных средств: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков  (субподрядчиков);

•          другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор.

Счет 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы»

Для учета таких затрат используется счет 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы». Открываемые к нему счета являются калькуляционными.

Это означает не что иное, как собирание (сбор) воедино всех затрат, связанных с приобретением (получением) соответствующего объекта нефинансового актива, для правильной их оценки в целях принятия к учету.

После завершения всех процедур (оформления документов, государственной регистрации и т. п.) и определения окончательной оценки актива объект принимается к учету на соответствующих счетах учета нефинансовых активов (0 10100 000

«Основные средства», 0 10200 000 «Нематериальные активы», 0 10300 000 «Непроизведенные активы», 0 10500 000 «Материальные запасы»).

Когда будет полностью сформирована первоначальная стоимость, объекты нефинансовых активов должны быть приняты к учету на соответствующих счетах независимо от того, будут ли они использоваться или находиться в запасе.

Счет 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы» не задействуется в случае:

•          отражения расходов на выпуск готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг;

•          приобретения материальных запасов по одному договору (контракту), предусматривающему все расходы, связанные с их получением.

Таким образом, счет 0 10604 000 «Вложения в материальные запасы» не применяется, когда фактически отсутствует необходимость собирать (калькулировать) на одном счете все затраты, относимые в установлен- ном порядке на увеличение стоимости принимаемых к учету запасов;

•          безвозмездного получения нефинансовых активов с окончательно сформированной до этого первоначальной (балансовой) стоимостью.

По согласованию с финансовым органом соответствующие главные распорядители бюджетных средств вправе предусмотреть в своих ведомственных документах организацию учета на счете 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы» материальных запасов, размещенных на централизованных базах (складах, арсеналах и т. п.) и предназначенных для передачи их непосредственным получателям. Особенности учета такого имущества определяются ведомственными документами.

Какие нормативные акты применять

При организации и ведении учета вложений в нефинансовые активы учреждениям необходимо руководствоваться положениями нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы инвестиционной деятельности, капитального строительства, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, порядка осуществления приносящей доход деятельности и др.

В частности, вопросы инвестиционной деятельности регулируются положениями Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В соответствии с указанным Законом под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в т. ч. чистые затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты.

В системе государственных (муниципальных) учреждений к долгосрочным инвестициям принято относить осуществляемые затраты на создание, увеличение размеров и (или) приобретение нефинансовых активов длительного пользования (свыше одного года).

Долгосрочные инвестиции связаны с:

•          осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются;

•          приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

•          приобретением земельных участков и объектов природопользования;

•          приобретением и созданием активов нематериального характера.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102213-uchet-vlojeniy-v-nefinansovye-aktivy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.