+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Порядок проведения анализа налоговой нагрузки

Справочник Бухгалтера

Порядок проведения анализа налоговой нагрузки

Введение

1 Налоговая нагрузка: порядок расчета и эффективность

налогообложения

1.1 Сущность и порядок расчета налоговой нагрузки предприятия

1.1.1 Методика Минфина

1.1.2 Методика Е.А. Кировой

1.1.3 Методика М.И. Литвина

1.1.4 Методика М.Н. Крейниной

1.2 Эффективность налогообложения предприятия

2 Анализ налоговой нагрузки и эффективность налогообложения

ООО «Блиц-АРГО»

2.1 Общая характеристика ООО «Блиц-АРГО»

2.2 Налоговая нагрузка и эффективность системы налогообложения

ООО «Блиц-АРГО»

3 Планирование налоговой нагрузки ООО «Блиц-АРГО»

3.1 Изменения в законодательстве о специальных налоговых режимах

на период до 2014 года

3.2 Анализ альтернативных объектов и форм налогообложения

для ООО «Блиц-АРГО»

Заключение

Список использованных источников

Приложение — Налоговая отчетность ООО «Блиц-АРГО»

за 2008 — 2010 год

Тема: анализ и планирование налоговой нагрузки на организацию № 31

Введение

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики непосредственным образом связано со сложившимся состоянием и эффективностью функционирования налоговой системы в условиях трансформационных преобразований.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах» отмечается необходимость дальнейшей модернизации налоговой системы, в том числе системы администрирования, «в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития». Тем самым признается, что существующая налоговая система в настоящее время не обеспечивает таких условий.

Возможности хозяйствующих субъектов осуществлять долгосрочные вложение капитала с целью расширения производства напрямую зависят от уровня налоговых изъятий.

Налоговая нагрузка многих товаропроизводителей на практике продолжает оставаться высокой, что осложняет мобилизацию факторов экономического роста, не способствует росту инвестиционной активности, не стимулирует финансирование разработок новых видов продукции и новых технологий, снижает конкурентоспособность отечественной продукции.

Анализ налоговой нагрузки

Оптимальный уровень налогообложения является одним из условий устойчивого экономического роста.

Это обстоятельство, в свою очередь, требует научного обоснования роли и раскрытия сущности налоговой нагрузки как фактора развития производства, и ее использования в системе государственного регулирования экономики.

Кроме всего прочего необходимо уточнение методики определения налоговой нагрузки, проведение ее расчетов и оценки во взаимосвязи с важнейшими показателями социально-экономического развития; разработки методов регулирования налоговой нагрузки в целях стимулирования инвестиционно-инновационного типа производства.

Необходимость теоретических исследований и недостаточная степень разработанности проблемы определили выбор темы работы, цель и задачи.

Целью курсовой работы является анализ и планирование налоговой нагрузки ООО «Блиц-АРГО».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:

— дано определение понятию «налоговая нагрузка»

— проведен сравнительный анализ четырех распространенных методик определения налоговой нагрузки, выявлены их достоинства и недостатки;

— на примере ООО «Блиц-АРГО» проведен расчет налоговой нагрузки и эффективности налогообложения, проанализированы полученные результаты;

— рассмотрены мероприятия по планированию налоговой нагрузки ООО «Блиц-АРГО».

В работе использованы следующие источники:

— нормативные документы СПС «Гарант» и «Консультант»

— учебники по налогообложению отечественных авторов

-материалы периодической печати, материалы специализированных сайтов

— налоговая отчетность ООО «Блиц-АРГО».

— другая документация ООО «Блиц-АРГО».

1 Налоговая нагрузка: порядок расчета и

эффективность налогообложения

1.1 Сущность и порядок расчета налоговой нагрузки предприятия

Учитывая использование понятия «налоговая нагрузка» на законодательном уровне в области налогового регулирования инвестиций, для оценки влияния налогообложения как на экономику в целом, так и на хозяйствующие субъекты возможно использовать понятие «налоговая нагрузка» которое мы изложили следующим образом: «Налоговая нагрузка — это доля изъятия части дохода экономического субъекта в бюджетную систему и внебюджетные фонды, в форме налогов и сборов, а также иных платежей налогового характера».

Налоговая нагрузка выступает базовым показателем эффективности функционирования налоговой системы, является относительным показателем и может быть определена:

— на макроэкономическом уровне – уровне национального хозяйства, который предполагает исследование налоговой нагрузки в целом на экономику страны, а также ее важнейшие сектора (промышленность, сельское хозяйство, финансовый рынок и пр.), на население страны;

— на мезоэкономическом уровне – уровне хозяйства регионов и отдельных территорий, являющихся важным составляющим звеном национального хозяйства, который предполагает исследование налоговой нагрузки на экономику отдельного региона, территории, и ее отраслей, а также на население этого региона, территории;

— на миниэкономическом уровне – уровне хозяйства отдельных экономических субъектов, который предполагает исследование налоговой нагрузки на экономику отдельных предприятий, частных предпринимателей;

— на микроэкономическом уровне – уровне хозяйства отдельных физических лиц, предполагающий исследование налоговой нагрузки на домохозяйство (семью), на отдельных физических лиц.1

В отличие от показателя налоговой нагрузки на макро- и мезоэкономическом уровне, который характеризует средний уровень изъятия дохода экономических субъектов в целом по стране, налоговая нагрузка на мини- и микроуровне характеризует конкретный уровень изъятия доходов конкретных налогоплательщиков за определенный период времени (это может быть месяц, квартал, год), относящихся к конкретной отрасли и находящихся на конкретной территории субъекта, страны.

Самой дискуссионной является проблема определения налоговой нагрузки на микроуровне — уровне хозяйствующего субъекта. Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на уровне организации, можно выделить следующие спорные моменты.2

1. Налоги, включаемые в расчет налоговой нагрузки, то есть:

а) использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц

б) учитывать ли в расчете косвенные налоги.

Особо следует отметить, что большинство исследователей не рекомендуют использовать НДФЛ в расчете налоговой нагрузки организации, так как в данном случае организация выступает в качестве налогового агента, а не налогоплательщика.

Косвенные налоги, наоборот, участвуют в расчете налоговой нагрузки в большинстве рассмотренных методик. И действительно, тот факт, что реально косвенные налоги уплачивает конечный потребитель, недооценивает влияния косвенных налогов на величину финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

2. Показатель, с которым соотносить (сопоставлять) сумму налогов при расчете налоговой нагрузки.

В качестве такого показателя предлагаются: выручка, брутто и нетто доходы, прибыль, источник уплаты налогов, добавленная стоимость и вновь созданная стоимость.

Проведенный анализ методик расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта показывает, что, несмотря на различия в подходах, данные, полученные исследователями в результате применения рассмотренных методик, можно использовать для проведения мероприятий по налоговому планированию и налоговой оптимизации налогоплательщикам.

Итак, как было сказано выше, разработанные в настоящее время методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям:

1) по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

2) по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Рассмотрим несколько наиболее часто употребляемых методик расчета налоговой нагрузки.

1.1.1 Методика Минфина

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = НП : (В + ВД) х 100 % (1)

где НН — налоговая нагрузка на организацию;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени.

Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик. 3

1.1.2 Методика Е.А. Кировой

Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

Согласно данной методике налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. 4

Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией.

Она может быть исчислена следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД, (2)

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

Страницы: следующая →

12345678Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Контрольная работа >> Финансовые науки

    … . — Пасько О.Ф. Определение налоговойнагрузкинаорганизацию.// Налоговый вестник. – 2004. – №6. – С.18–22. Чипуренко Е.В. Налоговаянагрузка предприятия: анализ, расчет, управление …

  2. Контрольная работа >> Финансовые науки

    НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Налоговый менеджмент На тему: Налоговоепланированиеналоговойнагрузкианализа уровня налоговойнагрузки в процессе налоговогопланирования. … налоговойнагрузки в организации Департаментом налоговой

  3. Реферат >> Финансы

    анализа налогов и расчет налоговойнагрузки……….….…..47 2. НАЛОГОВАЯНАГРУЗКАНА МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1.

    Анализ налогообложения ООО «Нива-2»………………………………54 2.2.

    Расчет налоговойнагрузкина … регулятором процесса организацииналоговогопланирования, содержит …

  4. Дипломная работа >> Финансы

    … по минимизации налоговойнагрузкина предприятиях малого … , как оптимизация налогообложения, налоговоепланирование, снижение налоговойнагрузки и т.д. Интерес к … практике анализ платежеспособности и ликвидности организации осуществляется сравнением …

  5. Курсовая работа >> Экономика

    … 3.2. Анализ показателей налоговойнагрузкина промышленное предприятие 3.2.1.

    Количественная оценка налоговойнагрузки 3.2.2. Качественная оценка налоговойнагрузки 4.

    Основные направления снижения налоговойнагрузкина

Хочу больше похожих работ…

К числу государственных органов, которым действующим законодательством РФ предоставлено право проверки деятельности предприятий, относятся:

1) налоговая инспекция. Ее деятельность регламентирована Законом РФ от 21.03.1991 г. «О государственной налоговой службе» и др. Виды ответственности налогоплательщика за нарушение налоговой дисциплины содержатся в основном в трех законодательных актах:

Источник: https://1atc.ru/analiz-nalogovoj-nagruzki/

Как правильно провести анализ налоговой нагрузки?

Порядок проведения анализа налоговой нагрузки

Анализ налоговой нагрузки регулярно проводится налоговиками при контроле отчетности компаний. Основываясь на полученных результатах, сотрудники ФНС выявляют возможные ошибки и накапливают необходимые в работе статистические данные.

Экономический смысл показателя налоговой нагрузки

Пользователи информации об уровне нагрузки

Общая методология расчета налоговой нагрузки

Экономический смысл показателя налоговой нагрузки

Для определения уровня затрат компании на исполнение своих обязательств перед бюджетом служат данные о налоговой нагрузке. В качестве наиболее приемлемых единиц ее измерения используют процент. Таким образом, обеспечивается достаточная сопоставимость значений в целях аналитических, статистических исследований и при построении финансовых планов.

Для анализа налоговой нагрузки необходимо сначала ее рассчитать, разделив сумму начисленных налогов на выбранный для сравнения показатель.

Таким показателем могут быть поступления от реализации или же прибыль.

Ввиду отсутствия четких указаний по применению в числителе и знаменателе формулы того или иного значения существует огромное количество вариантов расчета. Так, при определении нагрузки можно:

  • использовать весь перечень уплачиваемых налогов или один из них;
  • принимать для вычисления данные бухгалтерского или налогового учета;
  • использовать информацию за один или несколько временных промежутков;
  • вести расчет на основе отчетных или плановых данных.

Пользователи информации об уровне нагрузки

Проводить анализ налоговой нагрузки органам ФНС предписывается приказом ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмом от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Указанными документами разъясняется, что результаты анализа служат инструментом для решения ряда задач:

  • получение статистической информации о затратах компаний на исполнение обязательств перед бюджетом на различных территориях и в рамках государства в целом в зависимости от отрасли, режима обложения, перечня налогов;
  • обнаружение существенных колебаний нагрузки плательщиков от среднеотраслевого уровня, что может расцениваться как один из индикаторов наличия правонарушений в сфере налогообложения;
  • построение графика контрольных процедур.

При этом данные документы содержат конкретные алгоритмы анализа налоговой нагрузки, которые могут применяться и налогоплательщиками в следующих целях:

  • исследование параметров своей работы;
  • выбор различных режимов уплаты налогов;
  • построение финансовых прогнозов;
  • определение вероятности проведения проверок со стороны ФНС;
  • создание основы для принятия обоснованных решений.

Общая методология расчета налоговой нагрузки

Наиболее полное описание процесса анализа налоговой нагрузки содержится в письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Там сказано, что анализ включает в себя:

  • выявление среди отчитывающихся налогоплательщиков субъектов, заслуживающих более детального обследования;
  • ретроспективное исследование показателей нагрузки за более продолжительный период;
  • получение дополнительных данных о компании для сравнения.

Причинами, которые могут спровоцировать дополнительный анализ налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, могут служить:

  • убыточная деятельность;
  • большие суммы льгот по НДС и подоходному налогу;
  • наличие незначительных выплат по базовым налогам при выбранном режиме обложения;
  • наличие растущей задолженности по платежам в бюджет;
  • падение выплат в бюджет по отношению к более ранним годам;
  • непропорциональные цифры в отчетах;
  • отсутствие заявленных доходов, о которых ФНС стало известно из других источников;
  • необоснованное занижение базы обложения;
  • слишком низкие показатели фонда оплаты труда.

Изучается уровень платежей, как в целом, так и в отношении отдельных видов налогов. Сопоставляются полученные данные за несколько отчетных периодов. После того как объект для более подробного анализа налоговой нагрузки выбран, производится:

  • сравнение полученных результатов по нему за более ранние периоды;
  • сопоставление с показателями аналогичных фирм;
  • выявление отклонений от среднеотраслевых данных.

На основе результатов может быть принято решение о рассмотрении дополнительной информации по компании. Поставщиками такой информации могут стать инспекции, кредитные учреждения, партнеры налогоплательщика, регистрирующие органы, общедоступные информационные источники.

В результате подробнее изучаются следующие направления:

  • организационная структура фирмы;
  • порядок формирования денежных поступлений;
  • содержание имеющихся контрактов;
  • наличие хозяйственных связей;
  • достаточность активов.

Позднее все полученные данные сводятся в общую таблицу, на основе анализа которой выявляется наличие признаков налоговых правонарушений. Такими критериями могут быть:

  • большое количество официальных адресов руководящего состава и собственников;
  • недостаток активов или численности персонала;
  • регулярная смена наименования или юридического адреса;
  • наличие среди партнеров недобросовестных компаний;
  • нестыковка денежного потока и объема заключаемых сделок;
  • несоответствие данных отчетности и информации о доходах.

По итогам проведенной работы подозреваемому в нарушениях налогоплательщику могут быть заданы дополнительные вопросы. Если ответы окажутся недостаточно обоснованными и убедительными, есть вероятность попадания в график выездных проверок. Накопленная информация сохранится в базах данных ФНС и будет служить основой для дальнейшего анализа.

***

Изучение объема нагрузки на плательщика является обязательной и регулярно исполняемой функцией работников ФНС. Результаты обследования служат для формирования рабочих баз данных, выявления неблагонадежных компаний и планирования контрольных мероприятий.

Источник: https://okbuh.ru/nalogovaya-sistema/kak-pravilno-provesti-analiz-nalogovoj-nagruzki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.