+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Предмет повторной выездной проверки зафиксировали в Налоговом кодексе

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки – налогобзор.инфо

Предмет повторной выездной проверки зафиксировали в Налоговом кодексе

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Повторная выездная налоговая проверка

Предмет повторной выездной проверки зафиксировали в Налоговом кодексе

У вас прошла выездная проверка? Расслабляться рано, инспекторы могут приехать снова. Читайте, когда и как проводится повторная выездная налоговая проверка, на что обратить внимание, и как снизить риски повторного визита контроллеров.

По общему правилу повторная проверка по одному и тому же налогу не проводится. Но, как из всякого правила, есть исключения и инспекторы могут провести вторичную выездную проверку в некоторых случаях. Эти случаи перечислены Налоговым кодексом, им же четко регламентирован порядок повторной проверки. Расскажем, когда и как проводится повторная выездная проверка.

Когда проводится повторная выездная проверка

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться в следующих случаях:

  1. Если вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность нижестоящей ИФНС (п.10 ст.89 НК РФ),
  2. Если налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога (п.10 ст.89 НК РФ),
  3. В связи с реорганизацией или ликвидацией компании (п.11 ст.89 НК РФ).

Этот перечень является закрытым, другие причины не позволяют инспекторам снова приезжать к налогоплательщику.

Глубина охвата ограничивается тремя годами, предшествующими текущему году. В то же время вторая комиссия не может выходить за временные рамки первичного контроля. Из этого правила есть исключение, о котором мы расскажем ниже.

По поводу сроков проведения второй проверки НК РФ не содержит особых указаний. Здесь действуют такие же сроки, правила продления, приостановления и возобновления течения срока, как для первичных проверок.

Для первичного контроля НК РФ содержит ограничение: налогоплательщика могут проконтролировать только один раз по одному и тому же налогу за один и тот же срок. Для вторичных проверок такого ограничения нет. Отсюда следует вывод, что повторных проверок может быть несколько.

Повторная проверка вышестоящим налоговым органом

Повторная выездная проверка может проводиться, если вышестоящий налоговый орган проверяет эффективность деятельности нижестоящей налоговой инспекции. Например, межрегиональная инспекция проверяет эффективность работы районной ИФНС. Или управление ФНС по субъекту РФ проверяет деятельность подчиненной межрегиональной ФНС.

По общему правилу вторичный контроль за тот же период по тем же налогам не проводится (п.5 ст.89 НК РФ). В данном случае это правило не работает (п.10 ст.89 НК РФ).

Наоборот, вышестоящий налоговый орган проверяет те же налоги за тот же период, которые анализировали в первый раз. Цель – узнать, насколько эффективно была проведена первоначальная проверка.

Таким образом, повторно проверяют уже не налогоплательщика, а налоговую инспекцию, которая приезжала к налогоплательщику в первый раз.

Несмотря на это, повторная проверка затрагивает интересы налогоплательщика. Судьи настаивают, что до проведения повторной проверки должна проводиться тщательная аналитическая работа.

Ее результатом должен стать вывод о законности и обоснованности выезда к организации во второй раз. А в первую очередь, требуется анализ необходимости повторного визита налоговиков (Постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П, Определение ВС РФ от 16.09.

2014 № 301-КГ14-1038, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 17099/09).

При отсутствии четкого обоснования повторная проверка из инструмента контроля превращается в способ подавления экономической самостоятельности и свободы предпринимательства (Постановление КС РФ от 16.07.04 № 14-П). Чиновники ФНС согласились с выводами судей в письме от 13.04.2015 № ЕД-4-2/6265@.

На что обратить внимание налогоплательщику, отобранному для вторичного налогового контроля? В первую очередь, проверить решение о проведении проверки. В нем должно присутствовать обоснование необходимости повторного выезда инспекторов.

Во-вторых, помнить о возможной глубине проверки. Она составляет три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение. Поскольку вторая проверка не может выходить за временные рамки первой, то налогоплательщику выгодно, чтобы две проверки проходили в разные годы.

Например, первая комиссия инспекторов приезжала в 2018 году и анализировала документы за 2015, 2016 и 2017 годы. Решение о повторном выезде принято в 2019 году. Значит, вторично инспекторы могут запросить сведения за 2016 и 2017 годы. Изучать документы за 2015 год им не позволяет п.10 ст.89 НК РФ. А 2018 год они анализировать не смогут, поскольку этот период не затронула первая проверка.

В третьих, следует помнить, что п.10 ст.89 НК РФ освобождает компанию от ответственности за налоговое правонарушение, если первая проверка его не нашла, а вторая обнаружила. Но только в том случае, если не будет доказан факт сговора компании с первыми проверяющими.

Повторная выездная проверка по уточненной декларации

Повторную проверку по уточненной декларации проводит тот же налоговый орган, который проводил первую проверку. Такое контрольное мероприятие проводится в обычном порядке. С двумя исключениями:

  • Инспекторы могут анализировать только уменьшенный налог,
  • Глубина повторного контроля может выходить за рамки предыдущих трех лет.

По общему правилу, закрепленному в п.10 ст.89 НК РФ, повторная проверка может затрагивать три календарных года, предшествующих году вынесения решения. Налогоплательщик же может подать уточненную декларацию за период, превышающий трехгодичный срок.

Чиновники Минфина и инспекторы считают, что в этом случае правило трех лет не работает, они вправе проверить тот период, за который подана уточненка. Даже если он превышает трехгодичный срок (письмо Минфина России от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473, письмо ФНС от 17.07.

15 № СА-4-7/12693@).

Суды соглашаются с чиновниками и отмечают, что в данном случае принципы налогового регулирования не нарушаются, как не нарушается и баланс частных и публичных интересов (Определение ВС РФ от 05.03.15 № 305-КГ15-606).

Советуем взвесить все «за» и «против» подачи уточненки. Особенно, если уточняется налог за период более трех лет. Стоит ли давать повод для приезда контроллеров, если излишне рассчитанный «старый» налог нельзя ни вернуть, ни зачесть в счет других платежей?

Отметим еще один важный момент. В пп.2 п.10 ст.89 НК РФ речь идет о подаче уточненной декларации. Таким образом, формально отсутствует повод для проведения проверки по уточненному авансовому расчету, сведениям или другим формам отчетности, кроме налоговой декларации.

Повторная проверка при реорганизации или ликвидации

Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться при реорганизации и ликвидации компании (п.11 ст.89 НК РФ). Для такого контрольного мероприятия действуют те же правила, как для других повторных проверок. Время проведения, глубина охвата и предмет предыдущей проверки значения не имеют.

Решение о вторичном контроле принимает налоговый орган, в котором компания состоит на учете.

Слияние прибыльных компаний или присоединение убыточной организации к прибыльной вряд ли вызовет интерес инспекторов.

Кто в зоне повышенного риска? Это компании, которые пытаются слиться с организаций на гране банкротства. Повышенный интерес контроллеров вызывают и любители миграции между налоговыми инспекциями.

Напомним, что смена юридического адреса не поможет избежать приезда контроллеров. Решение могут вынести до внесения изменений в ЕГРЮЛ, и тогда инспекторы будут проверять уже бывшего подопечного. А ИФНС по новому юридическому адресу может проверить уже правопреемника. Таким образом, вместо одной проверки компания получит сразу две.

Не лучший вариант и затягивание сроков предоставления документов, если проверяют компанию при ликвидации. Надежды, что инспекторы просто не успеют вынести решение, напрасны. Ведь инспекторы могут доначислить налоги расчетным путем. А заодно начислить штраф за непредоставление документов.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216312-povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.