+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Процесс деофшоризации в России – законодательные моменты

Процесс деофшоризации в России – законодательные моменты

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

Расшифровка термина «деофшоризация»

Основные задачи в сфере деофшоризации

Деофшоризационные нормативные акты

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Деофшоризация и корректировка законодательства

Деофшоризация и «черные списки»

Итоги

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице): 

Использование офшоров
ЗаконноеНезаконное
Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерамиУклонение от налогов
Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментовЛегализация полученных преступным путем средств
Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имуществаАккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ
Благотворительная деятельность и др.Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;

Источник: https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/process_deofshorizacii_v_rossii_zakonodatelnye_momenty/

Международная и российская политика деофшоризации

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Происходящие во всем мире процессы, направленные на раскрытие информации о принадлежащих физическим лицам счетах, активах, компаниях и т.п., справедливо называют началом «эры прозрачности».

Очень серьезные усилия предпринимаются для того, чтобы информация стала эффективным орудием в руках налоговых органов.

Все эти действия направлены на деофшоризацию мировой экономики в целом и российской экономики в частности как ее пока еще неотъемлемой части.

Существо процесса

До середины 2000-х существовала ситуация, когда обмен информацией по запросу являлся единственным общепринятым стандартом обмена информацией, что значительно затрудняло работу налоговых органов по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов, перемещения доходов без существенного налогообложения в офшорные безналоговые юрисдикции и прочих налоговых злоупотреблений.

Однако 18 марта 2010 г. США приняли Закон FATCA, основная цель которого состояла в предотвращении уклонения от уплаты налогов гражданами и налоговыми резидентами США.

Поступление информации от иностранных банков в отношении владельцев счетов – граждан США и юридических лиц, находящихся под контролем США, и предоставление таких сведений налоговой службе обеспечивались возможностью применения финансовых санкций со стороны США, которые контролируют все операции в долларах через корреспондентские счета.

Вынужденно применяя стандарт FATCA на практике и убедившись в эффективности автоматического направления финансовыми учреждениями отчетов в налоговые органы, прочие государства задумались о создании собственного автоматического обмена, когда обязательства предоставления информации закрепляются в национальном праве, информация направляется в национальные компетентные органы, а затем передается другим государствам.

С использованием FATCA как основы, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан всемирный стандарт обмена информацией, который затем стал «общим стандартом предоставления информации» (CRS).

Данный стандарт автоматического обмена внедряется в более чем 100 государствах и территориях, включая практически все мировые финансовые центры. Кроме того, он был закреплен в директиве ЕС. Это обеспечило качественное изменение способности международного сообщества противодействовать уклонению от налогообложения с помощью офшоров.

Также ОЭСР разработала План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), который определяет 15 конкретных действий. С их помощью правительства государств получат возможность предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения. Основная цель принимаемых мер – борьба с налоговой недобросовестностью.

Например, план предусматривает пересмотр подхода к трансфертному ценообразованию, ужесточение правил налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, разработку рекомендаций по противодействию уклонению от уплаты налогов в условиях «цифровой экономики». При повсеместном воплощении данные действия позволят сократить существенные различия между странами в области налогообложения, которые могут быть использованы недобросовестными налогоплательщиками.

Во многом стандарт предоставления информации опирается на финансовые организации: они находятся на передовой внедрения и применения.

Кроме того, запущен портал всеобщего стандарта обмена информацией (CRS), содержащий соответствующую информацию, в частности сведения об идентификационных номерах налогоплательщика (TIN) для помощи финансовым организациям в работе с CRS. Ведется учет стран, которые обмениваются налоговой информацией между собой.

Также ОЭСР продолжает работу по разработке проекта TRACE (Treaty Relief and Compliance Enhancement) – общей модели освобождения от удержания налога у источника, которая усилит действие CRS для достижения максимальной эффективности.

Ведется работа по составлению «черных списков» не желающих сотрудничать юрисдикций, платежи в адрес которых всегда облагаются у источника. Видя бесперспективность сопротивления глобальному процессу, даже самые закрытые ранее офшорные юрисдикции вступают в диалог и принимают правила игры ради снятия ограничений.

Наконец, автоматический обмен налоговой информацией впервые состоялся на практике в рамках ЕС в 2017 г.

Центральная идея

идея всех предпринимаемых усилий – обеспечение прозрачности корпоративного управления, раскрытия информации о получаемых иностранными налоговыми резидентами доходах, уведомления государствами друг друга об открытии такими лицами как личных, так и корпоративных банковских счетов для своих компаний, получающих в основном пассивные доходы, и т.д., поскольку выявление таких фактов было ранее очень сильно затруднено.

Должны быть достигнуты условия, когда обо всех активах, доходах, подконтрольных компаниях и счетах конкретного физического и юридического лица налоговые органы государства, где такое лицо признается налоговым резидентом, будут узнавать от своих зарубежных коллег, а не только от самого налогоплательщика, обеспечивая систему двойного налогового контроля.

Особое значение придается борьбе со злоупотреблением положениями налоговых соглашений.

Поскольку именно налоговые консультанты в рамках налогового планирования создают конструкции, обеспечивающие условия для значительной налоговой экономии, на них и их клиентов вскоре будут возложены обязанности по информированию властей о разработке схем агрессивного налогового планирования, соответствующее законодательство уже разработано и внедряется в ЕС.

Участие России в процессе деофшоризации

Россия является одним из самых активных участников процесса деофшоризации мировой экономики, поскольку существенный отток капитала из страны и необоснованное сокращение налоговых поступлений не оставляют контролирующие органы равнодушными.

Так, Российская Федерация системно изменяет собственные международные налоговые соглашения в части ограничений применения льгот, обмена информацией и ставок налога у источника. 

Наше государство подписало и Многостороннюю конвенцию (MLI) по реализации мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли (BEPS) в июле 2017 г., ведется подготовка к ее ратификации. В мире заключено более 3000 соглашений об исключении двойного налогообложения, MLI будет применяться совместно с ними, изменяя при этом порядок их применения.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам 4 ноября 2014 г. (с рядом оговорок).

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/mezhdunarodnaya-i-rossiyskaya-politika-deofshorizatsii/

Деофшоризация: новая реальность, новые задачи

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

24 ноября 2014 года был подписан закон, направленный на деофшоризацию российской экономики.

Реформа касается любого российского бизнеса, использующего зарубежные холдинговые, торговые и казначейские компании, сделок российского бизнеса, традиционно структурируемых через зарубежные юрисдикции.

И, что не менее важно, всех физических лиц — налоговых резидентов России, инвестирующих через иностранные компании, в том числе из офшорных стран.

Введение закона требует принципиального пересмотра иностранных корпоративных структур российского бизнеса, решения новых задач по сбору и раскрытию информации и подготовке новой отчетности, внедрения компаниями новых бизнес-процессов и дополнительных контрольных процедур, направленных на управление новыми налоговыми рисками.

Как мы можем помочь?

  • Инвентаризация иностранной части существующей холдинговой, финансовой, лицензионной, торговой структуры, а также структуры управления иностранными активами группы с точки зрения положений Закона. Оценка налоговых рисков в количественном выражении
  • Проработка иностранных либо российских структур, альтернативных двухуровневым структурам владения, финансирования и лицензирования
  • Разработка вариантов упрощения иностранных корпоративных структур и консолидации активов на уровне компаний, имеющих достаточную степень присутствия, проработка пошаговых планов и их осуществление. Ликвидация, исключение из структуры «лишних» иностранных компаний
  • Разработка и содействие во внедрении решений в отношении существующей системы управления, бизнес-процессов и документооборота между российскими и иностранными компаниями группы
  • Проработка персональных холдинговых механизмов, иностранных структур без образования юридического лица. В общем виде речь идет о фондах, трастах и т.д.
  • Анализ налоговых последствий для бенефициаров бизнеса (российских налоговых резидентов) при проведении реструктуризации.

Мы будем рады оказать вам содействие в отношении выполнения указанных выше задач, подготовить рекомендации по снижению уровня применимых рисков, провести анализ возможных решений, разработать детальные планы перехода, обеспечить юридическое сопровождение, осуществить получение налоговых и иных регуляторных согласований, а также реализовать иные необходимые решения и организовать мероприятия, которые повысят эффективность.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Основные направления решения новых задач – разработка соответствующих бизнес-процессов, их (частичная) автоматизация, привлечение провайдеров для выполнения части данных процессов.

Наши услуги определяются с учетом ваших потребностей и могут включать широкий спектр вопросов – от методологической поддержки до полного аутсорсинга. При этом услуги будут оказываться с применением автоматизированного решения EY.

Организация «комплаенс-офиса»:

  • Разработка групповой политики для текущего контроля за соблюдением нового законодательства
  • Разработка регламента взаимодействия «комплаенс-офиса» с бизнес-подразделениями
  • Регулярная независимая проверка соблюдения требований нового законодательства

Аутсорсинг для контролирующих компаний:

  • Подготовка уведомлений об участии в иностранной организации
  • Подготовка уведомлений о КИК, включая анализ оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения, в том числе:
    • Расчет эффективной ставки налога
    • Расчет доли пассивных доходов
    • Расчет прибыли (убытка) КИК на базе локальной аудированной финансовой отчетности или первичных документов.

Аутсорсинг для контролируемых компаний:

  • Подготовка финансовой и налоговой отчетности по локальным стандартам.

Координация:

  • Координация процесса получения необходимых данных от иностранных компаний
  • Помощь в мониторинге информации о сборе данных и подготовке локальной отчетности, а также отчетности по КИК с помощью специальных автоматизированных решений.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Планирование переезда в другую страну, включая:

  • Анализ и планирование налоговых последствий в связи с изменением персонального налогового статуса в РФ
  • Сравнительный анализ иностранных юрисдикций по налоговым, юридическим, миграционным и прочим факторам для выбора альтернативной юрисдикции для проживания (с учетом льготных режимов налогообложения: перечисления в Великобритании, пАушальное налогообложение в Швейцарии и т.д.)
  • Cопровождение при получении вида на жительства или гражданства в выбранной юрисдикции
  • Планирование переезда: помощь в реструктуризации активов и доходов до переезда с минимальным изменением налоговой нагрузки, где это возможно
  • Анализ структуры владения активами через взаимозависимых лиц (включая родственников)
  • Анализ вариантов по переводу существующих активов в РФ / в прямое владение фактического бенефициара
  • Анализ рисков валютного законодательства в отношении операций с использованием иностранных счетов
  • Подготовка отчетности: уведомлений и отчетов по КИК, уведомлений и отчетов по валютному законодательству, налоговых деклараций и уведомлений
  • Поддержка при выплате дивидендов: подготовка документов, работа с директорами, подготовка налоговой отчетности.
  • Анализ ПХМ (трастов, фондов, и т.д.) на предмет удовлетворения требованиям законодательства и возможные рекомендации по модификации структур

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Материалы по теме

Дайджест о самых актуальных инициативах деофшоризации.

Пактические решения сложных вопросов для физических лиц.

Пакет услуг EY в области реструктуризации.

Пакет услуг EY по подготовке новой отчетности и автоматизации.

Подробнее об основных вопросах, которые необходимо проанализировать физлицам, и услугах EY в этой области.

Обзор инвестиционных программ персональной иммиграции.

Статьи, комментарии и выступления по теме

  • Российские холдинговые компании: ключевые налоговые достоинства и недостатки Евгений Непомнящих, директор отдела налогообложения и юридических услуг EY Ирина Исакова, старший консультант отдела налогообложения и юридических услуг EYНалоговая политика и практика, март 2018
  • Проблема бенефициарного собственника дохода: одиннадцать секретов успеха Виктор Калгин, директор EY, международное налоговое планирование Евгений Непомнящих, директор EY, международное налоговое планированиеЖурнал «Финансовый директор», 22 мая 2017
  • Налоговые споры по сделкам с иностранными компаниями: тренды 2016 года Алексей Нестеренко, партнер EY, налоговые и юридические услуги Евгений Непомнящих, директор EY, международное налоговое планированиеЖурнал LEGAL INSIGHT, №1 (57) 2017
  • Правила КИК: первый опыт применения российскими налогоплательщиками Марина Белякова, партнер EY, группа услуг в области международного налогообложения Оксана Ярощук, директор EY, группа услуг в области международного налогообложенияНалоговая политика и практика, июнь 2016
  • Ошибка резидента. Пять мифов о деофшоризационном законодательстве, которые стоит развеять Ирина Быховская, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг организациям финансового сектора в СНГ Сергей Фоевцов, менеджер отдела налогообложения и юридических услуг EYЖурнал CITYMAGAZINE, январь-февраль 2016

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-deoffshorization

Процесс деофшоризации в россии – законодательные моменты – все о налогах

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Государственная Дума РФ 18 ноября во втором и третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” и хотя и слово “деофшоризация” в названии и тексте закона не прозвучало, но по факту новый закон, по примеру законов многих других стран, в том числе и США, направлен на то, чтобы уменьшить отток капитала и направить его в бюджет.

Пока что резидентам РФ регистрировать компании в офшорных юрисдикциях не запрещено, однако существенно усложняется использование офшорной компании с целью уплаты налогов по заниженной ставке, которые такими юрисдикциями предлагаются.

По сути, деофшоризация это общая мировая тенденция, и в контексте санкций,  падения рубля и цен на нефть,  вроде и логично принятия такого закона, который бы направил потоки денег в бюджет. По предварительным подсчётам, благодаря новому закону, за год бюджет может дополучить 5-6 милиардов долларов.  

Однако есть и другая сторона. В нынешних условиях оттока иностранных инвестиций  и падения национальной валюты, дополнительная налоговая нагрузка как минимум станет тормозом экономического роста, а некоторым компаниям вообще станет невозможно работать в плюс после выплаты всех новых налоговых обязательств. 

Сразу после принятия закона Минфин анонсировал, что к весне будет рассматривать варианты смягчить закон, однако пока что стоит ориентироваться на существующий текст, поскольку неизвестно когда будут выполнены эти обещания и будут ли выполнены вообще.

Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и  обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб в 2016 году и 10 млн рублей после 2017 года.

Так же закон вносит новые понятия “Контролирующее лицо” и “Контролируемая иностранная компания”.

Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а так же гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10%  в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ.  

Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%.

Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.

Исходя из изложенного следует, что если на тебя (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.

Если гражданин примет решение не сообщать в налоговый орган  о наличии у него контролирующей доли  в иностранной компании, за каждую компанию новый закон предлагает налагать штраф в размере 100 тысяч рублей. И все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушитель тоже освобождаться не будет.

Кстати хотелось бы привести цифры для того, чтобы дать возможность осознать масштабы вопроса: в офшорных юрисдикциях находится примерно 36 триллионов долларов активов. Это соответствует суммарной величине всех долларовых резервов всех мировых центробанков.  

Это больше, чем суммарный ВВП США и Китая. Российских денег там не более триллиона, и хоть в масштабах общей суммы активов это не так уж и много, но эта сумма значительна для России.

Первой мыслью конечно после ознакомления  с нововведениями может быть: а как фискальные органы получат информацию о нерезидентах, ведь закон РФ может обязать своих граждан подавать информацию, но иностранные юрисдикции, обязать раскрывать всех бенефициаров и акционеров невозможно?

С одной стороны так и есть, однако в октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях, где представителями 51 страны было подписано соглашение, предусматривающему ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, и Россия заявила о намерении присоединиться к данному соглашению.  

Таким образом, информация будет предоставляться даже не по запросу, а автоматически.

Помимо этого, уже сейчас действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.), в рамках которых предусмотрен обмен информации в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.  

Также, обмен информации о выгодополучателях между государствами может происходит по принципу взаимности да и просто утечка информации может обеспечить фискальные органы всем необходимым. Поэтому не стоит надеяться на то, что просто игнорирование требования подачи информации в налоговую службу избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.

Однако сколько за историю борьбы с офшорами ни пытались прикрыть возможность использования других юрисдикций для вывода капитала или для минимизации налогов, всегда находились пути обхода любого, даже самого строго законодательства и данный случай — не исключение.

Новый закон оказался неожиданно на руку компаниям, предоставляющим услуги по получению второго паспорта. Они предлагают все нерезидентные компании регистрировать на второй паспорт (Сент Китс, Гренада, Доминика и т.д.

), но поскольку стоимост такого паспорта начинается с 500,000 долларов, на этом варианте мы даже не останавливаемся, так как странно предлагать решение, которое может стоить больше, чем то, чего мы с помощью этого решения хотим избежать.

Конечно, на данном этапе нет одного универсального пути обойти последствия нового закона , который мог бы подойти для любой деятельности в любой юрисдикцией, не зря же над законом трудилось много специалистов в попытке обрубить все старые алгоритмы. Но выход есть всегда, даже из самых сложных ситуаций, правда теперь каждый частный случай необходимо рассматривать отдельно и находить индивидуальное решение.

 Для таких целей сущестуют юридические компании, предоставляющие услуги по регистрации, сопровождению иностранных компаний и налоговому планированию и они, рассмотрев каждый индивидуальный случай, смогут подобрать подходящее решение.

Как итог хотелось бы заметить, что офшорные юрисдикции уже существуют много лет и правила регулирования их деятельности и раскрытия инофрмации все время меняются и дополняются, так как любая страна не хочет выпускать потоки денег в налоговые гавани, где за ними невозможно проследить, однако всегда находятся способы приспособиться к новым правилам.

Источник:

Деофшоризация

В связи с санкциями против России и украинской ситуацией в нашей стране активизировался процесс возвращения активов под российскую юрисдикцию.

Это касается компаний, которые вели свою деятельность в России, а официально зарегистрированы были в офшорах.

Это значительно снижало налоги на бизнес, а государство теряло большую часть своей казны, так как отчисления производились в тех государствах, где зарегистрирована компания. Что такое деофшоризация и какими темпами она проходит, поговорим подробнее.

Офшоры – это небольшие независимые государства за рубежом с упрощенным налогообложением для иностранных компаний. В их число входит заокеанская часть Великобритании и другие западные страны.

Понятие «деофшоризация» – это возврат капиталов российских компаний в наше государство. Причины – всемирный экономический кризис и недостаток средств в казне государства.

Немного истории

Возвращение российского капитала на родину – вопрос, который волнует государство уже не первый год. Вот основные мероприятия, которые послужили мощным толчком к возвращению отечественных капиталов:

В 2010 году инициаторами процесса возврата денег были не только Россия, но и власти других государств, например Германии. Основная причина начала деофшоризации – поддержка российской экономики в условиях всемирного кризиса. Также не стоит забывать о других процессах, так называемых «дедолларизации» и «евроскептицизме» (или в российской вариации – «америкоскептицизме»).

2013 год подстегнул российских предпринимателей Карибским кризисом. Немецкое правительство в лице Ангелы Меркель и Евросоюз поставили условия перед правительствами карибских государств, что финансовая помощь им будет оказана только в том случае, если на часть банковских вкладов будет введен налог. Это фактически привело бы к экспроприации части вкладов.

А 30% вкладов в карибских банках принадлежало российским предпринимателям. Российское правительство вторично внесло предложения предпринимателям вывести свой капитал из офшоров. Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.

Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.

В 2014 году процесс деофшоризации резко ускорился, так как кризис на Украине и санкции против России заставили предпринимателей задуматься о сохранности своего капитала за рубежом. В силу вступило антиофшорное законодательство, которое обязало сообщать в налоговую службу России о долях в зарубежном бизнесе. Был запущен механизм по налогообложению компаний, зарегистрированных в офшорах.

2016 год принес российским предпринимателям новый закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), который вступил в силу 29.01.2016 и был принят в третьем чтении Госдумой. Закон дал больше возможностей для реструктуризации КИК.

Основные цели, которые преследовало российское правительство, – это вернуть российские средства из-за рубежа в казну государства и обезопасить крупный отечественный бизнес.

EY — Деофшоризация

В мае 2016 года Федеральная налоговая служба России подписала многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.

Данное соглашение вводит особый механизм, по которому налоговые органы будут получать от банков и других финансовых учреждений информацию о счетах нерезидентов и передавать ее налоговым органам страны, в которой лицо является резидентом.

Помимо общей информации о владельце счета (имя, дата и место рождения, ИНН), финансовые институты должны будут раскрывать налоговым органам следующее:

  • номер счета
  • баланс счета
  • общая сумма процентного дохода, дивидендов и валовый доход от реализации (погашения) финансовых активов или валовый доход, выплачиваемый финансовым институтом (в зависимости от типа счета).

При этом раскрытию подлежат данные не только о счетах физических лиц, но также о счетах компаний и структур без образования юридического лица, бенефициарами которых являются российские резиденты (так называемые контролирующие лица).

Соглашение было подписано представителями более 80 стран, включая основные развитые страны, а также многие низконалоговые юрисдикции (такие как Панама, Бермуды, Гернси, БВО). Автоматический обмен информацией НАЧАЛСЯ в 2017 году, а первый транш данных в Россию придет уже в сентябре 2018 года от большинства юрисдикций.

Указанное соглашение является мощным инструментом налоговых органов, который дополняется множеством других (к ним относятся соглашения об избежании двойного налогообложения; соглашения об обмене налоговой информацией в рамках ОЭСР; взаимодействие в рамках международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег; конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам).

Таким образом, повышается степень детализации запрашиваемой и предоставляемой налоговыми органами информации, ужесточаются механизмы налогового администрирования как на международном уровне, так и в России, в особенности относительно зарубежных активов.

Международный обмен налоговой информацией развивается колоссальными темпами, и уже в ближайшее время практически не останется данных, недоступных для налоговых органов РФ.

Первая волна компании доказала свою состоятельность. Не упустите возможность воспользоваться вторым шансом. Более подробная информация представлена на нашем сайте.

30 января 2018 года в Государственной думе ФС РФ был утвержден пакет из трех законопроектов, призванных продлить начатую в июле 2015 года программу амнистии капиталов вплоть до 1 марта 2019 года.

Тезисно об основном:

  • Начался «второй этап декларирования», в рамках которого физическое лицо будет вправе представить специальную декларацию в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.
  • Физическое лицо вправе представить декларацию в любой налоговый орган по своему выбору.
  • Участникам второго этапа декларирования предоставляется такой же объем гарантий, как и участникам первого этапа, включая освобождение от ответственности за налоговые и валютные правонарушения.
  • Гарантии предоставляются в общем случае в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, а по валютным правонарушениям ‒ вплоть до даты подачи декларации (с исключениями).
  • Участники имеют возможность указать в декларации не только открытые на дату представления декларации иностранные счета (вклады), но также и сведения по старым закрытым счетам / вкладам.
  • Поздние уведомления о КИК и уведомления об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией.

Источник: http://nalogmak.ru/zadolzhennost/protsess-deofshorizatsii-v-rossii-zakonodatelnye-momenty-vse-o-nalogah.html

Деофшоризация

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоровНезаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом.Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами.Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности.Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества.Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями.

Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий.

 В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году.

Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией.

Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах.

Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций».

Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями.

Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Источник: http://surzhyk.info/deofshorizatsiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.