+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проверять взносы ИФНС придет не одна

Содержание

Что делать, если неожиданно пришла налоговая проверка

Проверять взносы ИФНС придет не одна

Визит налоговиков трудно назвать дружественным мероприятием. К счастью, выездные проверки теперь проводятся довольно редко – бравые служащие ФНС всё чаще ограничиваются камеральными.

И всё же всегда нужно быть готовым к тому, что однажды сотрудники этого ведомства постучатся в двери вашей фирмы. Главное в таких случаях – не паниковать и быстро выстроить правильную стратегию взаимодействия с непрошеными гостями.

Давайте разберёмся, как это сделать.

Налоговая проверка организации: особенности

Напомним: выездная налоговая проверка – это мероприятие, по результатам которого налоговые органы доначисляют налоги, сборы и пени, привлекают к ответственности (как налоговой, так и административной) налогоплательщика и занимаются другими узаконенными видами вымогательства.

Плановые выездные проверки проводятся раз в три года, а внеочередные – максимум один раз в год. Внеплановые проверки начинают обычно в случае, если на вас в налоговые и правоохранительные органы неоднократно поступали жалобы от клиентов, контрагентов, конкурентов или просто «неравнодушных» граждан.

Для предпринимателя налоговые проверки становятся хроническим источником конфликтов с ИФНС, злоупотребляющей своими полномочиями. Налоговики часто произвольно (в свою пользу) толкуют налоговое законодательство и допускают массу как мелких, так и очень значительных правонарушений. Ситуация усугубляется тем, что в 2015 году законодатель наделил служащих ФНС новыми возможностями.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Служащие ФНС, непосредственно занимающиеся проверкой, наделены очень широким спектром полномочий. Они могут осуществлять следующие мероприятия:

  • инвентаризацию – в целях проверки достоверности данных, содержащихся в ваших документах;
  • осмотр любых помещений, связанных с вашей коммерческой деятельностью (магазинов, складов, торговых точек, цехов и так далее);
  • истребование документов (для последующей их проверки в отделении ИФНС);
  • выемку документов (для выявления и подтверждения каких-либо налоговых правонарушений);
  • проведение экспертизы (теоретически – с привлечением независимого стороннего эксперта);
  • получение экспертного заключения (со всеми выводами, которые эксперт посчитал нужным обозначить в этом акте);
  • допрос свидетелей, которые могут быть осведомлены по вопросам, важным для сотрудников налоговой службы;
  • вызов свидетелей непосредственно в ИФНС (для последующего допроса);
  • привлечение переводчика, если некоторые из ваших документов составлены на иностранном языке.

Как видим, список довольно солидный. Однако это не означает, что сотрудники налоговой имеют право на всё. Ваша задача – наблюдать за тем, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий (и по возможности пресекать все эксцессы подобного рода).

Как снег на голову

Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?

Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением.

Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа.

Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато.

Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.

Порядок действий

Если вы узнали о предстоящем визите инспекторов хотя бы за день или два, вам нужно срочно заняться подготовкой к встрече «гостей».

  1. Немедленно приведите первичную документацию в соответствие с бумагами контрагентов. У них и у вас первые и вторые экземпляры всех документов должны быть абсолютно идентичными. Обратите внимание на подписи и печати, нумерацию, даты.
  2. Сообщите своим контрагентам, что к ним, возможно, придёт встречная проверка. Они должны будут подтвердить налоговым инспекторам факт хозяйственной деятельности, иначе перечисленные контрагентам деньги (отнесённые к затратам) наверняка будут признаны дополнительным доходом. Для вас это будет означать доначисление налогов и назначение штрафов с пени.
  3. Подготовьте офис. Оставьте там только те бумаги, наличие которых будет обоснованным и законным с юридической точки зрения. Запомните: никаких лишних сведений! Не относящиеся к делу документы, печати и штампы – временно заберите всё это домой. Ваша задача – максимально ограничить информацию, до которой смогут добраться проверяющие.

И вот он, момент истины – инспекторы на пороге. Налоговая проверка пришла, и надо что-то делать дальше.

  1. Поинтересуйтесь, на каком именно основании проводится проверка (по жалобам граждан или же в результате окончания срока действия прежнего предписания).
  2. Попросите продемонстрировать вам постановление о проведении проверки и внимательно прочтите его. Зачастую в состав проверяющей группы входят люди, никак не обозначенные в постановлении. Возможно, это простое следствие текучки кадров, но присутствие таких лиц – серьёзное правонарушение. Вы вправе не пустить «лишних проверяющих» за порог или поступить немного хитрее (ниже об этом будет сказано более подробно).
  3. Записывайте на диктофон все переговоры с инспекторами. Запись может стать дополнительным доказательством какого-либо правонарушения, если инспекторы совершат таковое.
  4. Сохраняйте самообладание и всегда думайте, прежде чем сказать что-либо. Почти все опытные налоговики – хорошие психологи. Не исключено, что они будут провоцировать вас «скользкими» вопросами или даже оказывать психологическое давление. Если вопросы явно выходят за рамки делового общения, решительно откажитесь на них отвечать (можно апеллировать при этом к 51 статье Конституции, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и своих близких).

Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, пережить налоговый «налёт» станет гораздо проще. Кстати, бороться с произволом проверяющих можно и другими способами – более неоднозначными, но очень результативными. Некоторые из них могут показаться вам некрасивыми. Применять их или нет – вопрос личного выбора.

Хитрости и чит-коды

Опыт многих предпринимателей позволяет выделить несколько эффективных контрдействий. С их помощью можно свести к минимуму вероятность попадания под пресс штрафов и дополнительных выплат.

  1. Никогда не пытайтесь дать налоговикам взятку. Это чистой воды самоубийство. Помните совет записывать все переговоры на диктофон? Так вот, налоговые инспекторы делают то же самое, причём зачастую фиксируют происходящее ещё и на видео.
  2. Если вы заметили, что налоговики совершили пару незначительных правонарушений, не обязательно сразу же уличать и разоблачать своих визитёров. Зафиксируйте все допущенные ими ошибки (незаконные запросы документов, неправомерные требования о предоставлении сведений, провокационные вопросы), а затем, уже после вынесения заключения, оспорьте их в ведомственном порядке. Велик шанс, что действия проверяющих будут официально признаны неправомерными, а итоговый акт проверки – недействительным.
  3. Таким же образом можно поступить, если в составе комиссии присутствуют люди, которых нет в списке. Зафиксируйте факт их присутствия, уточните ФИО и должности, а после вынесения акта обратитесь в ИФНС с жалобой. Грубое нарушение процессуального порядка ведёт к отмене решения, вынесенного проверяющей комиссией.
  4. Внимательно проверьте акт по итогу выездной проверки. Сумма начисленных штрафов будет указана как в этом акте, так и в требовании об уплате налогов (либо в решении о привлечении к ответственности, если до такого дойдёт). Возможен вариант, когда в акте налоговики указывают одни суммы, а в требовании или решении – другие. Это несоответствие – ещё один неплохой повод для признания решения налоговых служащих незаконным.
  5. На непредвиденный случай вроде наложения имущественного взыскания или блокировки счёта можно завести резервный расчётный счёт.

Всегда смотрите по ситуации, стоит ли применять перечисленные способы. Помните, что неумело предпринятые меры могут иногда обернуться против вас же. Утверждение, что делать при налоговой проверке нужно всё возможное – мол, в критической ситуации все средства хороши – неверно.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Итак, схема понятна: нарушение – жалоба в ведомственном или судебном порядке – признание заключения проверяющей комиссии незаконным (или хотя бы отмена отдельного решения).

Действует такая связка не всегда, но довольно часто, и при должном упорстве можно добиться своего.

А если вы не любите рисковать – просто внимательно следите за ходом проверки и сразу указывайте сотрудникам ФНС на их ошибки.

  1. Очень часто налоговики произвольно расширяют вопросы проверки. Изучение сведений, не относящихся к отражённым в первоначальном постановлении налогам и налоговым периодам, запрещено – нужны новое решение и отдельная проверка.
  2. Инспекторы не вправе проверять уже «обработанные» ими прежде периоды. Исключений три: ликвидация (либо реорганизация) фирмы, предоставление уточнённой налоговой декларации и принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке деятельности нижестоящего. Часто это правило игнорируется.
  3. Ещё одно грубое нарушение – проведение в течение одного года более двух выездных проверок. Третья и последующие считаются недопустимыми (в соответствии с 89 статьёй Трудового кодекса).
  4. Осуществлять проверку может только тот орган ФНС, в котором вы стоите на учёте. Проведение проверок ненадлежащим органом – явление редкое, но возможное.
  5. Предоставить возражения по результатам проверки можно в течение 15 дней. Иногда инспекторы идут на хитрость и предлагают бухгалтеру подписать акт с неправильной датой. В результате срок подачи жалобы искусственно сокращается (зачастую как раз на две недели).
  6. Угрозы и психологическое давление – методы, широко используемые налоговиками. Прямые угрозы привлечением к административной ответственности и прозрачные намёки на непорядочность равно недопустимы.
  7. Выемка документов без мотивированного и обоснованного постановления.

Хитростей и нарушений может быть много, и некоторые из них почти невозможно распознать. Обезопасить себя на 100 % не получится – увы, но это так. Можно лишь минимизировать риски, следуя приведённым выше рекомендациям.

В 2015 году налоговые проверки организаций стали носить более «хардкорный» характер из-за расширения полномочий ИФНС. Но опасаться инспекторов не следует – они не всемогущи. Не теряйте голову, демонстрируйте им абсолютную готовность защищать свои интересы – и всё закончится благополучно для вас. Налоговики предпочитают не связываться с предпринимателями, способными постоять за себя.

Проект компании «МедиаКит»

Источник: https://dezhur.com/db/usefull/chto-delat-esli-neozhidanno-prishla-nalogovaya-proverka.html

Налоговики раскрыли секреты некоторых типов налоговых проверок | Контур.НДС+

Проверять взносы ИФНС придет не одна

О камеральных и выездных налоговых проверках знают все — правила их проведения прописаны в Налоговом кодексе. О том же, что существуют и иные проверки, некоторые субъекты могут даже и не догадываться.

Между тем налоговые органы проверяют подотчетные лица по разным направлениям. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение семинара о налоговых проверках.

Автор — Селянина Жанна Сергеевна, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Проверки по кассовой технике

Проверки применения компаниями и предпринимателями ККТ осуществляются отделом оперативного контроля. Основанием как минимум в 70% случаев служат жалобы покупателей. Они подаются и через личный кабинет ФНС, и в письменном виде.

Налоговый орган обязан проверить факты, указанные в каждом заявлении граждан, и дать ответ заявителю. Также основанием кассовых проверок могут послужить данные самой инспекции о возможных нарушениях субъектом правил применения ККТ, полученные, например, в ходе камеральной проверки.

Кроме того, подобные проверки нередко проводятся выборочно. Специалист ФНС заходит в случайную торговую точку и делает контрольную закупку.

Планов и регламента по кассовым проверкам не существует. Это значит, что если в магазине выявлены нарушения, например, неприменение ККТ, проверять его могут хоть каждый день.

Новый формат

После внедрения онлайн-касс принцип проверки не изменился. Только теперь проверяющие дополнительно контролируют, поступили ли данные из чека на сервер ФНС. Кроме того, теперь большая проверочная работа проводится внутри стен самих налоговых органов. Поступающие чеки проверяются на предмет наличия всех необходимых реквизитов.

Также выявляются организации, ранее применяющие ККТ, которые перестали это делать после обязательного введения онлайн-касс. Это привлекает внимание специалистов налоговой службы — они выясняют, почему так произошло. Чаще всего в таких случаях налогоплательщики меняют виды деятельности и налоговые режимы с тем, чтобы либо избежать, либо отсрочить внедрение ККТ.

Но часть субъектов попросту нарушает законодательство и не применяет кассовую технику.

Проверять применение ККТ могут не только сотрудники местной ИФНС. Нередко практикуются так называемые перекрестные проверки, причем наибольший объем правонарушений выявляют именно они. Суть в том, что на выборочную проверку кассовой техники выходят специалисты соседних инспекцией.

К проверяемому субъекту приходит новый человек, с которым раньше никогда не велось дел. Это обеспечивает эффект внезапности. Ведь инспекторов из местных ИФНС, которые многие годы работают на проверках, узнаю буквально в лицо. И тут же передают информацию о проводимой проверке соседним организациям. В итоге эффективность мероприятия серьезно снижается.

Перекрестные проверки устраняют этот фактор, поэтому очень популярны в налоговых инспекциях.

Нарушения и их последствия

Проверки ККТ чаще всего выявляют:

  • факты неприменения субъектами аппаратов;
  • отказ продавца направлять покупателю электронный чек;
  • применение старой техники.

Если проверка носит целенаправленный характер, то есть инспектор знает, какое предприятие идет проверять, тогда сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. Если проверка проводится выборочно, составляется акт о наличии либо отсутствии правонарушений.

У лица, которое непосредственно его допустило, требуется объяснение. Однако оно может их и не предоставить — никаких санкций за это не грозит.

Далее в инспекцию приглашается руководитель организации или ИП, которому также будет предложено пояснить причины допущенных правонарушений.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

В итоге инспекция примет решение о наложении штрафов. Если правонарушение допущено впервые, сумму санкций могут снизить. Также на это может повлиять и объяснение, которое даст руководитель.

Но полностью избежать штрафа не удастся. Это возможно только в одном случае — если самостоятельно сообщить в ИФНС в письменном виде о том, что вами допущены нарушения. Сделать это нужно до того, как о них узнают в инспекции.

В таком случае штраф наложен не будет.

Такие проверки в последнее время стали очень горячей темой. Проводятся они специалистами отделов оперативного контроля и регистрационного учета. Раньше инспекция закрывала глаза на нахождение организаций не по адресу регистрации, равно как и на регистрацию по массовому адресу. Но в 2017 году ФНС стала активно с этим бороться. Выяснилось, что нарушают почти все.

Денежных штрафов за несоответствие фактического адреса регистрационному не существует. Зато субъект может быть исключен из государственного реестра. Это очень серьезная мера, за которой следует ликвидация компании.

Но прежде налоговая служба постарается установить связь с организацией всеми возможными способами.

Если она не отвечает на телефон и электронные письма, не взаимодействует с налоговой через программы подачи отчетности по ТКС, ей будут направляться бумажные письма на юридический адрес.

Если ответа не последует, инспекция направит по указанному адресу своего представителя с целью выяснить, находится ли там организация. Если же нет, то может быть принято решение о ее исключении из реестра.

Далее компания должна быть ликвидирована. Но этот процесс весьма спорный и неоднозначный. Например, арбитры считают, что отсутствие организации по адресу регистрации еще не повод ее ликвидировать. В то же время если компания не предоставляет актуальные данные о своем адресе, не платит налоги, не подает отчетности и не выходит на связь с ИФНС — это совсем другая ситуация.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ?

Если даже организация не находится по адресу регистрации, это не означает, что ее удалят из реестра или заставят переезжать. В этом смысле главным является дать адекватное пояснение сложившейся ситуации.

Скорее всего, ИФНС устроит, если адрес регистрации будет использоваться хотя бы в качестве почтового. В пояснение, например, можно указать, что помещение по адресу регистрации арендуется для получения корреспонденции.

А сотрудник компании в определенный день приезжает по этому адресу и забирает поступившие письма.

Обратите внимание! С точки зрения налоговых органов, организация должна арендовать по адресу регистрации хотя бы небольшое помещение или его часть. Отсутствие расходных операций по расчетному счету на оплату этой аренды натолкнет специалистов ИФНС на подозрение.

На каком основании субъект, который не оплачивает аренду помещения, пользуется им пусть даже для получения корреспонденции? Это повлечет вопросы к собственнику помещения.

Логика такова: если одно лицо предоставляет свою площадь другому и официально не получает за это платы, то он просто занижает выручку.

Вопросы налогоплательщиков

На эту тему на семинаре был рассмотрено несколько интересных вопросов.

Что делать, если организация купила помещение, которое ранее являлось адресом массовой регистрации? Заключенные в прошлом договоры аренды уже не действуют, однако бывшие арендаторы не спешат менять свои адреса в реестре.

В такой ситуации следует написать заявление в ИФНС, в котором изложить эти факты и снять с себя ответственность. Собственник должен пояснить, что с компаниями, указывающими принадлежащий ему объект в качестве адреса своей регистрации, он никаких договоров не заключал.

Должен ли собственник помещения предоставлять по требованию ИФНС сведения об арендаторах?

Такой обязанности у него нет. Но зачастую к этому склоняют на уровне местной администрации. Налоговый орган обращается туда с просьбой предоставить подобные данные. Администрация же, в свою очередь, запрашивает такие сведения у арендодателей.

Могут ли налоговые органы определить фактическое местонахождение организации по IP-адресу (при подаче отчетности по ТКС)?

Это весьма затруднительно, поскольку одному ip-адресу может соответствовать несколько десятков компаний. Ведь бухгалтерию может вести сторонняя организация, отчеты могут подаваться с использованием различных сервисов и т. д.

Выводы

Итак, иногда у ИФНС не остается выбора, кроме как применять крайние меры в виде исключения из реестра. Однако добросовестным налогоплательщикам бояться нечего.

Если компания реально ведет деятельность и взаимодействует с налоговой инспекцией, то за одно лишь несоответствие фактического адреса и адреса регистрации из реестра ее не исключат.

Эта мера применяется в основном к фирмам-однодневкам, которые до сих пор существуют, хотя их количество существенно сократилась после внедрения автоматизированной системы проверки декларации по НДС.

Проверка соответствия деятельности данным в реестре

Кроме того, инспекции проводят проверки соответствия основного вида деятельности субъекта тому, что указано в реесте. Технология проведения такой проверки в рамках семинара раскрыты не была. Что же касается последствий, то они могут быть самыми разными. Штраф за такое нарушение отсутствует, но инспекция потребует привести информацию в реестре в соответствии с реальной деятельностью.

По выявленным нарушениям могут быть приняты разные решения. Например, если субъект на УСН, то применение этого спецрежима в отношении несоответствующей реестру деятельности могут признать неправомерным.

В уведомлении о применении УСН указываются определенные коды ОКВЭД, и налоговый орган расценивает это как применение «упрощенки» именно в отношении этих видов деятельности. «Непрофильные» же операции попадут под ОСНО.

Соответственно, налоговый орган доначислит налог на прибыль и НДС, а также выставит штрафы.

Комиссии по легализации

Такие комиссии в чистом виде проверками не являются, однако это важное мероприятие, которое проходит между камеральной и выездной проверкой. Но на такую комиссию могут вызвать не только в связи с предстоящей ВНП. Комиссии по легализации также могут быть проведены по иным основаниям, в том числе:

  • при большой доле вычета по НДС (более 70%);
  • при низкой заработной плате, выплачиваемой своим сотрудникам (ниже прожиточного минимума или среднего по региону уровня);
  • при наличии убытка.

Если на комиссию вызвали перед выездной проверкой, то прямо об этом не сообщат. Но это можно установить по косвенным признакам.

В этом случае специалистов ИФНС будет интересовать информация, которая в большей степени относится к организации или ИП в целом, а не к какому-то конкретному отчету или налоговому периоду.

Комиссия будет задавать вопросы относительно структуры предприятия, его деятельности и текущих процессов.

Налогоплательщики негативно относятся к комиссиям, хотя, по мнению специалистов ФНС, напрасно. С их точки зрения, это еще одна возможность пояснить контролирующим органам накопившиеся в организации или у ИП проблемы и попробовать найти выход из сложившейся ситуации.

Основная идея проведение комиссии по легализации заключается в том, чтобы сократить количество выездных проверок. Нарушения выявляются в ходе камеральной проверки либо предпроверочного анализа. На комиссии же до руководства организации или предпринимателя доводится суть выявленных нарушений и рекомендуются меры по их устранению. Если субъект их исправит, то выездной проверки не последует.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/nalogoviki-raskryli-sekrety-nekotoryx-tipov-nalogovyx-proverok

Проверка индивидуального предпринимателя налоговой после закрытия ИП

Проверять взносы ИФНС придет не одна

Многие предприниматели, решившие прекратить свой бизнес, не знают, может ли налоговая проверить ИП после закрытия.

Они полагают, что оформив ликвидацию своего дела, становятся свободными от каких-либо обязательств перед государством. Такая точка зрения является ошибочной.

Поэтому всем, кому придется столкнуться с подобной ситуацией, полезно будет знать, каким образом и на каких основаниях может быть осуществлена подобная проверка.

На каких условиях может проводиться проверка после закрытия ИП

Проверка индивидуального предпринимателя после того как он закроет свой бизнес основывается на требованиях п.1 ст. 23 НК РФ.

Согласно ему, лицо, занимавшееся предпринимательской деятельностью, должно хранить все документы, касающиеся уплаты налогов и бухгалтерского учета, на протяжении 4 лет после того, как ИП будет закрыто.

Именно такой срок давности установлен законодательством для выявления возможных нарушений и доначисления неуплаченных налогов и санкций. По истечении данного периода времени проводить проверку ФНС не имеет права.

Налоговая инспекция предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения часто проверяет с целью выявить неправомерность применения этой системы.

Если хорошо изучить все юридические нюансы процедуры закрытия ИП, то впоследствии можно и вовсе избежать проверок.

Поэтому предприниматель должен четко придерживаться всех прописанных в законе правил:

  • собственноручно заполнить и подать в налоговую заявление о прекращении предпринимательской деятельности (форма Р26001);
  • уплатить госпошлину;
  • сдать все завершающие отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС;
  • уволить сотрудников (если есть) и осуществить все причитающиеся им выплаты.

Закон не требует при ликвидации предпринимательства закрывать банковский счет в обязательном порядке. Но лучше будет сделать это, закончив все операции по расчетам и разорвав договор на обслуживание.

При соблюдении вышеуказанных правил закрыть ИП можно в любое время.

Согласно ст. 113 Налогового кодекса, если правонарушение установлено по истечении трехгодичного срока после закрытия индивидуального предпринимательства, то это не влечет за собой никакой ответственности для лица, его совершившего.

Какого типа ревизии предусматриваются после закрытия

Проверки налоговой при закрытии ИП могут быть двух видов:

Камеральную проверку проходят все субъекты предпринимательской деятельности, которые являются физическими лицами. Для юридических лиц такой вид проверки не предусмотрен. Она может быть в интересах предпринимателя, так как в случае выявления переплат с его стороны, предусмотрена возможность вернуть эти суммы даже после закрытия ИП.

Сделать камеральную проверку налоговая может на таких основаниям:

  • документам, которые являются подтверждением деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя;
  • документации по расчетам;
  • налоговым декларациям.

Временные рамки осуществления камеральной проверки — 3 месяца со дня подачи документов. На основании декларации о доходах может быть осуществлена полная ревизия ИП.

Во время проведения ревизии сотрудниками ИФНС будут осуществляться:

  • проверка факта ведения предпринимательской деятельности и подачи отчетности в налоговую и внебюджетные фонды;
  • проверка правильности оформления документов и регулярности обязательных платежей;
  • сверка показателей, содержащихся в отчетах предпринимателя с документацией налоговой инспекции.

В случае выявления расхождений сотрудниками ИФНС закрывшемуся предпринимателю будут начислены санкции, а недоплаченные налоги придется доплатить.

Если ИП хочет вернуть переплаченные суммы, а документы утеряны — он может составить соответствующий акт и, уплатив комиссию, запросить в налоговой восстановление данных.

Однако делать так целесообразно лишь в тех случаях, когда речь идет о значительной сумме.

Местом осуществления камеральной проверки предусматривается как фактический адрес физического лица-предпринимателя, так и налоговая инспекция, где он был зарегистрирован.

Выездные проверки могут быть ИП, в отличие от камеральных, не обязательным мероприятием. Но все, кто занимается индивидуальной деятельностью, должны иметь в виду, что налоговая служба имеет право осуществить их на протяжении 3 лет после закрытия ИП.

По времени выездная ревизия может растянуться до двух месяцев, но и это не предел. В определенных случаях ее сроки продлеваются до полугода.

Решение об этом может быть принято при таких обстоятельствах:

  1. Налоговики располагают сведениями о нарушениях совершенных ИП во время осуществления своей деятельности.
  2. Помещение, в котором должна осуществляться проверка, по каким-либо причинам недоступно.
  3. Если лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не смогло предоставить все необходимые для ревизии документы в сроки, указанные ИФНС.

При осуществлении выездной проверки ИП все сроки и ревизии, которые были в предыдущие периоды, не учитываются.

Пункт 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ подразумевает, что ревизия будет проводиться по месту регистрации ИП. Если в силу каких-либо причин провести ее по указанному месту не представляется возможным, проверка может быть осуществлена в помещении налоговой инспекции.

При выездной проверке инспекторы имеют право запросить документы только за три предыдущих календарных периода. Требования предоставить сведения за более ранний срок являются незаконными.

В ходе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции могут:

  • запрашивать любые документы, имеющие отношение к деятельности закрытого ИП;
  • опрашивать контрагентов ИП с целью получения дополнительных сведений о его деятельности;
  • осматривать все помещения, где осуществлялась деятельность ИП;
  • в случае возникновения сложных вопросов пользоваться услугами экспертов для их решения;
  • изымать документы, не соответствующие действующему законодательству;
  • проводить инвентаризацию;
  • запрашивать и брать на рассмотрение документацию деловых партнеров ИП.

Подразделение ИФНС, которым будет проводиться проверка, обязано предупредить ИП о своем визите. Приходить домой к предпринимателю, не получив предварительно его согласия на это, ревизоры не имеют права.

Оформление результатов ревизии

После того, как проверка будет закончена, инспектор должен составить акт о ее результатах. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается предпринимателю, а другой остается у сотрудника налоговой.

По итогам проведенной инспекции налоговой службой могут быть приняты несколько вариантов решений:

  1. О начислении сумм для погашения задолженности по налогам.
  2. О расчете сумм финансовых санкций (штрафов и пени).
  3. О привлечении к ответственности (административной или уголовной).

Занятие предпринимательской деятельностью после ликвидации неофициально является серьезным нарушением. Оно может повлечь за собой уголовное преследование.

В случаях, когда будет установлено, что предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения без надлежащих на то оснований, его обяжут выплатить все налоги за период деятельности на общих основаниях, а также начислят пеню.

В случае несогласия с выводами ревизоров предприниматель в самом акте должен изложить свои возражения по сути выявленных нарушений и передать их сотрудникам налоговой службы.

Следует иметь в виду, что в законодательстве подразумевается, что возражения, обозначенные в акте проверки и обжалование ее результатов — это две отдельные процедуры. Плательщик налогов имеет право прибегать к ним независимо одна от другой. После завершения проверки и составления акта он имеет право обжаловать ее выводы в течение 14 дней.

Налоговая проверка — серьезное мероприятие. Чтобы она не стала для предпринимателя тяжким испытанием, необходимо тщательно вести бухгалтерскую документацию и вовремя уплачивать все налоги.

Особое внимание следует обратить на платежи в бюджетные фонды. Их нужно осуществлять даже в тех случаях, когда это будет идти в убыток предприятию.

Даже в случае отсутствия доходов за отчетный период, лучше сдать в налоговую нулевую декларацию.

Это сведет к минимуму возможные вопросы со стороны инспектора и позволит завершить свою предпринимательскую деятельность без дополнительных санкций со стороны государства.

Источник: https://tvoeip.ru/nalogi/proverka-ip-posle-zakrytiya

В каких случаях налоговая может прийти с проверкой без предупреждения

О своем приходе в офис налоговики не обязаны предупреждать организацию заранее. Выездная начинается с даты вынесения решения о ее проведении, которое должно быть вручено налогоплательщику. При некоторой доли везения, между датой его получения и днем прихода инспекторов может быть временной разрыв. Например, если решение направлено по почте или по ТКС.

Организация может спрогнозировать возможности попасть под выездной контроль, тщательно проанализировав свою деятельность, долю фискальной нагрузки, присылаемые по контрагентам «встречные» требования.

Одним из весомых признаков планирующейся встречи с выездниками является истребование инспекцией банковских выписок за три года, о чем фирме может стать известно при наличии доверительных отношений с сотрудниками банка, в котором открыты счета.

Как правило, вместе с решением о проведении ВНП налогоплательщик сразу же получает первое требование о представлении документов.

В случае, если они запрашиваются по ТКС, первая очная встреча с контролерами может произойти значительно позже начала ревизии.

Какими могут быть причины явки налоговой инспекции?

Включению организации в план проведения ВНП предшествует проведение предпроверочного анализа. Именно по его результатам налоговики отбирают претендентов для ревизии. При его проведении учитываются такие факторы, как:

  • низкая налоговая нагрузка
  • разрывы по НДС
  • убытки
  • возмещение НДС
  • высокорисковые методы оптимизации налогов и т.д.

Важным моментом является у организации (а с конца 2016 года также у учредителей и руководителей) наличие достаточного количества денежных средств и иного имущества для погашения потенциальных доначислений. В исключительных случаях ревизия может проводиться вне утвержденного плана, например, по рекомендации иных государственных органов или при наличии обоснованных жалоб на данную фирму.

Общие положения о действии во времени налоговой проверки предприятия и ИП

Ревизией может охватываться период деятельности фирмы не превышающий 3 года до года, в котором начата ВНП. Так, в 2018 году может анализироваться 2015-2017 гг.
В НК РФ написано, что сама ВНП длится 2 месяца, но этот срок можно продлить.

Кроме того, налоговики активно пользуются правом ее приостанавливать (например, для получения информации). Таким образом, фактический срок значительно увеличивается.

Однако важно, что в период, когда выездная приостановлена, фискальный орган не имеет права проводить каких-либо контрольных мероприятий.

Действия руководителя и бухгалтера предприятия при проведении налоговых проверок

Самое главное правило – не поддаваться панике. Результат выездной во многом определяется грамотными действиями организации на этапе ее проведения.

Как только стало известно о начале ревизии необходимо объявить сотрудникам о ревизии и подготовить офис. Нужно убрать «с глаз долой» все лишние бумаги, печати и штампы (если такие имеется).

На столах сотрудников должны быть только те бумаги, с которыми они работают в настоящий момент.

Внимательный инспектор всегда обращает внимание на разговоры персонала, стикеры, забытые в ксероксе листочки.

Выездникам желательно выделить отдельный кабинет с телефоном дабы избежать ненужные хождения по офису.

Важно определить круг лиц, которые будут «контактировать» с представителями инспекции. Как правило, это руководитель (при его желании), главный бухгалтер или юрист.
Первое, что получит фирма при ВНП – решение о ее проведении. В нем указаны:

  • налоги, которые будут рассматривать инспекторы;
  • анализируемый период;
  • пофамильный список выездников с указанием должностей.

При допуске инспекторов на территорию нужно попросить их предъявить служебные удостоверения и убедиться, что это именно те сотрудники ИФНС, которые указаны в решении. Сотрудники правоохранительных органов, участвующие в проверке, также должны быть указаны нем. Если состав группы меняется, выносится отдельное решение. Вы можете отказать в пропуске лицам, не упомянутым в списке.

Очень важна работа организации с требованиями должностных лиц инспекции. Их анализ помогает понять, какие нарушения ищет фискальный орган. Работая на опережение, стоит попытаться собрать дополнительные доказательства корректности ведения учета в данном направлении.

Перед передачей инспекторам все договоры, первичка, счета-фактуры и другие бумаги должны быть проверены на правильность оформления. Не должно быть противоречий в датах, отсутствующих реквизитов, не подписанных документов. Пометки и стикеры следует удалить.

Ответ на требование обязательно должен содержать подробную опись.

Учитывая огромные объемы запрашиваемых документов, фирмы часто жалеют времени на составление описей, передавая материалы «коробками», папками на __ листов, что в дальнейшем служит основанием для начисления налогов или штрафов за их непредставление, поскольку доказать, что конкретный документ был представлен без описи довольно сложно.

Девизом организации во время проверки является правило «не давать и не говорить лишнего». Каждый раз получая требование нужно четко понимать, что из списка налогоплательщик обязан представить, а что нет.

Если запрашивается только договор, не нужно представлять все приложения и спецификации к нему, листы согласования и прочее.

При истребовании конкретного счета-фактуры, не нужно представлять все счета-фактуры по данному контрагенту, только потому, что все они хранятся в одном файле. Лучше потратить лишнее время, но выделить отдельный акт.

Также обязательно удостовериться, что все, что запрашивают выездники относятся к налогам и периоду времени, анализируемым в рамках данной ВНП. Организация вправе не представлять документы, датированные более ранней датой, если только они не имеют отношения к рассматриваемому периоду.

Довольно часто налоговики просят предоставить им доступ к программному обеспечению, в котором ведется бухгалтерский учет. Этого нельзя делать ни в коем случае. Самостоятельно выберете оттуда запрашиваемую информацию и передайте ее в электронном или бумажном виде.

На сегодняшний день, налоговики активно пользуются практикой проведения допросов персонала. К допросам также необходимо готовиться. Стоит разъяснить сотрудникам, как им себя вести, на какие вопросы отвечать, а на какие нет, напомнить про содержание ст.

51 Конституции (право не свидетельствовать против себя).

Помимо руководства, бухгалтерии и менеджеров, фискалы старается допросить бывших сотрудников компании. Если вас просят представить список потенциальных свидетелей, желательно выбирать более лояльных к организации лиц.

По возможности желательно пригласить опытного адвоката. Помимо чисто практической помощи (он не позволит задать незаконный вопрос, укажет на некорректную или двусмысленную трактовку ответа), это повысит психоэмоциональный уровень свидетелей.

Одним из важнейших правил является внимательное чтение всего, что предстоит подписать. Вы должны четко понимать, какие мероприятия в отношении компании проводятся и на каком основании; какие материалы запрашиваются; какие нарушения предъявляются организации.

Также при подписании крайне необходимо ставить актуальную дату подписания, поскольку при обжаловании решения вопросу соблюдения сроков уделяется значительное внимание.

В каких случаях можно обжаловать действия налоговой во время проверки

Законодательство позволяет обжаловать не только итоговое решение, но и действия или бездействия должностных лиц при проведении ВНП. Для этого подается жалоба в территориальный или вышестоящий фискальный орган.
Однако в случае совершения чиновниками процессуальных нарушений следует оценить, что является более выгодным:

  • пресечь нарушение в ходе ревизии
  • или получить дополнительные основания для оспаривания решения в целом.

Например, организация случайно узнала, что в период приостановления контрольных мероприятий в СРО или лицензирующий орган направлено требование представить информацию.

Если указать на данное нарушение в ходе ревизии, сотрудники ИФНС постараются исправить допущенную ошибку (например, направят требование повторно). Указав же нарушение в ходе обжалования решения, налогоплательщик сможет говорить о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона.

После проверки ваши действия следующие

Выездная заканчивается составление Акта, в котором фиксируются все обнаруженные нарушения, а также сумма налогов, которая по мнению ИФНС не была уплачена организацией в бюджет. После внимательного изучения Акта (желательно вместе с юристом) следует оценить перспективы его дальнейшего оспаривания.

В течение 1 месяца после получения акта на него можно подать возражения о необоснованности его выводов. Возражения и акт будут в присутствии организации рассмотрены руководителем ИФНС или его заместителем.

В тоже время подача возражений может послужить основанием для проведения дополнительных мероприятий контроля, в ходе которых инспекция будет собирать дополнительные доказательства виновности фирмы.

После рассмотрения возражений и проведения доп.мероприятий принимается окончательное решение, с указанием не только недоплаченных налогов, но и штрафов и пеней. Оно вступает в силу по истечение 1 месяца.

Потом ИФНС начнет процедуру взыскания недоимки. Организация может отсрочить взыскание, подав апелляционную жалобу в вышестоящий фискальный орган.

Обжаловать решение по проверке в суд можно только после получения ответа на апелляционную жалобу.

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/chto-delat-esli-neozhidanno-prishla-nalogovaya-proverka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.