+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест

Содержание

Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест

Для работодателей, которые провели спецоценку условий труда, предусмотрены одни дополнительные тарифы по взносам в ПФР, а для тех, кто не успел ее провести — другие. Но в 2014 году для большинства рабочих мест продолжают действовать итоги аттестации, и они приравнены к результатам спецоценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? И как быть работодателям, которые не провели ни аттестацию, ни специальную оценку? Эти и другие сложные моменты прояснил Минтруда России в письме от 13.03.

14 № 17-3/В-113.

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

По общему правилу размер доптарифа зависит от того, проводил ли работодатель специальную оценку условий труда.

Если спецоценка не проводилась, то дополнительные взносы нужно начислять по «старым» тарифам. Они установлены пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее Закон № 212-ФЗ). Значения «старых» тарифов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Доптарифы, которые нужно применять при отсутствии спецоценки

Льготная категория работниковДополнительный тариф
2013 год2014 год2015 год и далее
Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда4%6%9%
Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ2%4%6%

Если же работодатель использует результаты проведенной им спецоценки, то дополнительные взносы начисляются по «новым» тарифам. Они установлены пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Значения «новых» тарифов приведены в таблице 2.

Таблица 2
Доптарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки условий труда

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф
Опасный48%
Вредный3.47%
3.36%
3.24%
3.12%
Допустимый20%
Оптимальный10%

Обратите внимание: в отношении работника, не относящегося к льготной категории, ни «старые», ни «новые» дополнительные тарифы не применяются.

Иными словами, если сотрудник не занят на видах работ, дающих право на досрочную пенсию, взносы нужно начислять по обычным тарифам.

При этом не важно, какими являются условия труда: опасными или вредными, либо допустимыми и оптимальными. Факт проведения спецоценки также не имеет значения.

Вопросы переходного периода

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет.

Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).

Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

Также у ряда компаний и предпринимателей есть рабочие места, на которых не было ни аттестации, ни специальной оценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы («старые» или «новые») нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? Нет полной ясности и относительно того, как быть, если работодатель до сих пор не провел ни аттестацию, ни спецоценку. Специалисты Минтруда в комментируемом письме четко обозначили свою позицию по этим вопросам.

Отсутствие результатов аттестации и спецоценки

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы.

Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными.

Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

Доптарифы по итогам аттестации

В случае, когда работодатель располагает актуальными итогами аттестации, проведенной до 2014 года, дополнительные тарифы нужно применять в следующем порядке.

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы.

Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см.

«ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

Если же аттестация установила, что льготные категории работников трудятся в опасных или вредных условиях, то в 2014 году и далее дополнительные взносы необходимо платить по «новым» тарифам. Это закреплено частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Не исключена ситуация, когда работодатель, у которого есть актуальные результаты аттестации, не захочет ими воспользоваться.

Вместо этого он будет начислять дополнительные взносы по «старым» тарифам, как если бы итоги аттестации (равно как и спецоценки) отсутствовали. По мнению авторов комментируемого письма это недопустимо.

Применять актуальные итоги аттестации — это обязанность, а не право работодателя. И произвольный выбор доптарифа законом не предусмотрен.

Таблица 3
Какие доптарифы пенсионных взносов применять в 2014 году до проведения спецоценки

Дополнительные взносы в ПФР начисляются:
на основании актуальных итогов аттестациибез проведения аттестации
по вредным и опасным условиям трудапо оптимальным и допустимым условиям труда
Дополнительные тарифы«новые»«старые»«старые»

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2014/4/8557

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в 2018 году

С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Введение – что такое спецоценка условий труда?

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет.  Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

О порядке проведения спецоценки читайте в этой статье.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников.

По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях.

На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка  (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

Важно! В случае смерти работника руководителю может грозить лишение свободы на срок до 4-х лет, либо его могут отправить на этот же срок на принудительные работы. В  случае смерти 2-х или более сотрудник срок наказания может быть увеличен с 4-х до 5-ти лет лишения свободы, либо и грозит отправление на принудительные работы.

Аттестация рабочих местСОУТСпециальная оценка условий труда

Источник: https://infportal.ru/kadry/kto-dolzhen-provodit-spets-otsenku-uslovij-truda.html

Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2015 году

С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест

С начала 2014 года закон РФ от 2013 г. «О специальной оценке условий труда» вступил в силу.

Из него нам теперь известно, что аттестацию рабочих заменили на специальную оценку условий труда, проводить которую обязаны все работодатели без исключения.

Если ранее, на протяжении 2011-2013 годов, ряд организаций и предприятий (а особенно малый бизнес) были освобождены от прохождения аттестации, то сейчас никаких освобождений не предусмотрено.

Основные понятия

Рабочее место – это специальным образом оборудованный участок недвижимого или движимого физического пространства, главное предназначение которого заключается в выполнении задач, несущих создание добавочной стоимости для работодателя. Компонентами рабочего места могут быть машины, механизмы, оргтехника, материалы, канцтовары, электронно-вычислительная техника, мебель и прочее оборудование, которое используется в процессе создания добавочной стоимости.

реклама

Неотъемлемыми частями рабочего места также являются следующие компоненты:

  • микроклиматические условия,
  • комфортность рабочих условий,
  • статичность или динамичность рабочих поверхностей,
  • обязательность применения личных средств защиты и пр.

Для выполнения работы, к работнику предъявляется ряд требований, среди которых умение пользоваться условиями, созданными на рабочем месте во избежание несчастных случаев на производстве.

Что же собой являет аттестация или, как принято теперь называть, специальная оценка?

Специальная оценка рабочего места – это совокупность процедур для изыскания вредности или опасности конкретного рабочего места, для оценки их влияния на жизнь, здоровье и для совершения комплексной оценки условий труда каждого работника и в организации в целом. Вредностью или опасностью могу считаться любые факторы, которые могут причинить вред целостности организма работника, ухудшить его здоровье, привести к инвалидности или смерти.

До изменений в законодательстве оценку рабочего места можно было выполнять всего единожды за весь период функционирования такого рабочего места на предприятии или в организации. Про главные изменения в законодательстве смотрите в таблице ниже по тексту.

реклама

Аттестация рабочих мест в 2019 году

Все рабочие места подлежат обязательной оценке начиная с 01.01.15. Исключения составляют только дистанционные работники и рабочие места сотрудников, работающих на физлиц не являющихся ИП.

Если дистанционные работники работают с оргтехникой и компьютерной техникой, то они обязаны 1 раз каждые 2 года проходить медицинский осмотр.

Согласно разъяснительному письму Минздравсоцразвития России № 786/4410 от 26.05.2012, если работник проходит медосмотр, то его рабочее место также подлежит специальной оценке.

Получается, что под необходимость спецоценки подпадают все рабочие места в РФ.

Последние изменения в аттестации рабочих мест

Ниже указаны главные изменения, произошедшие в 2014 году в порядке специальной оценки.

№ п/пБыло до изменений в 2014 годуСтало после изменений, на 2014-2018 годы
1Аттестация выполнялась только  для тех рабочих мест, где присутствовали потенциально опасные источники – механизмы, машины, устройства.Оценка проводится для всех рабочих мест
2Офисные места были освобождены от аттестацииНикакие рабочие места не освобождены от оценки, кроме рабочих мест на дому и для рабочих правоотношений между физическими лицами
3Рабочее место могло быть признано безопасным и повторная его оценка не была обязательна к проведению, если условия организации такого рабочего места не претерпевали изменений.Все рабочие места, независимо от их опасности или изменяемости, подлежат повторной переоценке каждые 5 лет. Повторная процедура оценки всех рабочих мест в РФ должна быть выполнена до конца 2018 года, независимо от того, успели ли пройти 5 лет от даты последней оценки или нет.
4Ранее не существовало отдельной процедуры специальной оценки, было лишь упоминание о таком в законе РФ № 212 от 24 июля 2009 года.После изменений, аттестация исчезла, а специальная оценка была детально прописана в процедурном виде.

Условия проведения аттестации рабочих мест. Документы по аттестации рабочих мест

Законодательно разработанной методикой устанавливаются требования к последовательному процессу  проведения специальной оценки:

  • В начале, на предприятии должен быть определён состав комиссии, проводящей спецоценку (согласно Приказу), составлен её график и определён список оцениваемых рабочих мест.
  • Затем выбирается компания, выполняющая специальную оценку и аккредитованная для её проведения. С ней заключается договор.
  • На шаге 3 должны быть идентифицированы все потенциально вредные и опасные факторы производства на каждом рабочем месте.
  • Затем, обнаруженные факторы должны быть исследованы или испытаны.
  • На пятом шаге, необходимо собрать воедино все результаты исследований и ранжировать все условия труда на предприятии по степени вредности или опасности.
  • Оформление результатов проведённых работ в виде отчёта экспертной комиссии и ознакомление сотрудников предприятия с ними.
  • Завершает процесс фактическое измерение обнаруженных факторов специальной исследовательской лабораторией или экспертами организации, в которой проводится спецоценка.
  • Пост-процессным шагом является составление результирующей сметы проведения и определение целесообразности получения в ФСС части компенсации за её выполнение.

Компании по сертифицированной аттестации рабочих мест

Общество с ограниченной ответственностью «СЕРКОНС»115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.33, стр.БТел.: +7 (495) 782-17-08
Экспертно-аналитический центр «Технологии труда»101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 24/7, стр. 3Тел.: +7 (495) 741-59-65

Карта аттестации рабочего места

реклама

Карта аттестации рабочего места – это документ, форма которого утверждена Министерством Труда РФ в 1997 году. Он предназначен для заполнения основных данных об условиях труда на предприятии, организации и оснащённости рабочих участков, об аттестации рабочих мест, о льготах и специальных условиях для работников, а также описывает материальное обеспечение работников (средства индивидуальной защиты, рекомендации по режиму работы и отдыха, условия материальной компенсации работникам за выполняемую ими работу и структуру такой компенсации).Оформления карты в соответствии с Приказом 342Н в формате .doc — скачать. 

Карта предназначена для внутреннего и внешнего пользования. Поскольку в карте должна быть сведена вся информация по каждому рабочему месту, её следует делать полной и поддерживать её актуальность.

Кроме того, карта аттестации рабочего места защищает юридически и финансового работника и его работодателя. Поэтому, обе стороны  рабочего процесса заинтересованы в её качественном наполнении и ведении.

В карте также делается отметка о выполнении спец. оценки – была ли та проведена или ещё нет. Если нет – то указывается предстоящий срок её проведения.

Срок аттестации рабочих мест

Согласно Закону РФ  «О специальной оценке условий труда», все работодатели РФ обязаны провести оценку рабочих мест в их организации, предприятии, фирме. Максимально предельным сроком для этого установлена дата 31.12.2018.

Если до этого срока, специальная оценка проведена не будет, то тогда предусмотрены штрафы, которые налагаются на работодателя и могут быть выражены как в денежном виде, так и в приостановлении деятельности компании на срок до 90 дней.

Кроме этого, предусмотрена персональная ответственность руководителя компании – на него может быть также наложен штраф и он может быть отстранён от занимаемой должности на срок до 90 дней.

Размер штрафов разный и варьируется от одной до 80 тысяч рублей, зависимо от того, на кого он накладывается – на юрлицо или на физлицо.

Помимо штрафных санкций, мерой воздействия может быть предупреждение.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда

Оформление происходит в трёх документах.

  • Первый – декларация о соответствии условий труда законодательным требованиям – составляется при не обнаружении вредных или негативных факторов на предприятии в целом.
  • Второй и третий документы – карта аттестации рабочего места и отчёт для ФСС – заполняются в случае наличия вредных факторов.

Рабочие места, подлежащие аттестации. Аттестация рабочих мест по вредности

Согласно Закону РФ «О специальной оценке условий труда», начиная с 2015 года, специальной оценке подлежат все рабочие места всех предприятий, за исключением тех, которые организованы по удалённом принципу, на дому. Как уже отмечалось выше, если удалённый работник проходит медосмотр по причине работы с компьютером, то его рабочее место также подлежит спецоценке.

После изменений в декабре 2014 года, потенциальная вредность рабочего места перестала рассматриваться как фактор, влияющий на специальную оценку, и оценке теперь подлежат все рабочие места без исключения.

Аттестация рабочих мест ФСС

В приложении 1 (скачать) подана форма отчётности (4 ФСС, таблица 10), которую с 1 июля 2013 года должны заполнять работодатели при информировании органов соцстраха о проведённой работе по спецоценке всех своих рабочих мест. Эта форма подлежит заполнению каждый раз перед сдачей отчетности.

Строка «Специальная оценка условий труда» заполняется такими данными: общее количество рабочих мест, кол-во и процент уже оцененных мест, условия труда и их классификация, количество работников, которым полагаются обязательные медосмотры.

После документарного оформления результатов оценки, следует издать приказ по предприятию о её завершении и подать в ФСС следующий пакет документов (в случае утверждения целесообразности компенсации, которая составляет до 20% от страховых взносов по травматизму, за прошлый календарный год):

  1. Приказ о завершении спецоценки.
  2. Оформленные результаты оценки.
  3. Копия договора с компанией, проводившей её.
  4. Копия сертификата компании от Минтруда.

Нужна ли аттестация рабочих мест

Зачем проводить спецоценку, кроме того, что это законодательное требование и невыполнение чревато штрафами? Для самой организации, выполнение этой процедуры имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Сокращение налоговой нагрузки, поскольку по результатам аттестации будут рассчитываться льготы и компенсации сотрудникам (если их рабочее место будет признано потенциально вредным), которые не облагаются налогами и взносами.
  2. Наличие возможности законного отнесения затрат по улучшению условий труда сотрудников в организации (приобретение средств защиты, спецодежды) на себестоимость продукции.
  3. Спецоценка поможет значительно снизить ответственность руководителя при несчастном случае на рабочем месте, поскольку можно будет доказать, что организация сделала всё от неё зависящее в организации безопасных условий труда.

3 Комментария

Источник: https://wearpro.ru/biblioteka/attestaciya-rabochix-mest-po-usloviyam-truda-v-2015-godu.html

Спецоценка условий труда: изучаем, проводим, используем результаты

С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест

В настоящее время созданы необходимые условия для проведения работодателями специальной оценки условий труда. Ее Методика утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н и действует с 8 апреля. Правда, в отношении некоторых рабочих мест казенных учреждений оценка проводится с учетом особенностей, которые пока не утверждены.

Н.В. Чуткова, консультант по вопросам начисления заработной платы, социальных пособий и их налогообложения

В настоящее время созданы необходимые условия для проведения работодателями специальной оценки условий труда. Ее Методика утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н и действует с 8 апреля. Правда, в отношении некоторых рабочих мест казенных учреждений оценка проводится с учетом особенностей, которые пока не утверждены.

Понятие спецоценки и сроки ее проведения

Спецоценка введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Понятие спецоценки. Спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Проводят оценку за свой счет все работодатели, даже те, у которых рабочие места являются офисными (ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Таким образом, спецоценку должны проводить все без исключения казенные учреждения.

В какие сроки проводят спецоценку. По общему правилу спецоценку надо проводить не реже чем один раз в пять лет. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. Поэтому если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации. При этом предусмотрен ряд случаев, когда спецоценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Она проводится в течение шести месяцев после наступления этих случаев. Во-первых, при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест. Во-вторых, при изменении технологического процесса, состава применяемых материалов, средств защиты и прочих нововведениях, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. В-третьих, при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. В-четвертых, основанием для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

В то же время Законом № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения. Согласно им, спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. Однако это не относится к рабочим местам «вредников» (ч. 6 ст. 27, ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 утвержденПеречень рабочих мест, в отношении которых спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей (пока не утверждены). В том числе в него включены рабочие места сотрудников, занятых на работах по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ и др.

Порядок проведения спецоценки

Шаг 1. Создание комиссии и утверждение графика оценки. Чтобы начать спецоценку условий труда, нужно создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на ее проведении.

В комиссию входят представители работодателя, профсоюза (если в учреждении есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или руководительучреждения.

Кроме того, работодатель также устанавливает график проведения оценки. Комиссия до начала выполнения работ определяет список рабочих мест, которые подлежат оценке.
Шаг 2. Исследование рабочих мест.

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Для этого работодатель представляет комиссии следующие документы:

  • инструкции по эксплуатации оборудования (машин, механизмов, инструментов и приспособлений);
  • технологическая документация;
  • характеристики технологического процесса;
  • должностные инструкции;
  • проекты строительства и реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристики применяемых в производстве материалов и сырья;
  • декларации о соответствии или сертификаты соответствия оборудования, технологических процессов, материалов определенным требованиям;
  • результаты исследований, которые проводились ранее на рабочих местах.

Комиссия также может выявить вредные факторы путем осмотра рабочего места и ознакомления с работами, которые фактически выполняют штатные сотрудники, либо путем опроса сотрудников и их руководителей. На рабочих местах проводятся испытания и измерения. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда.

Классов условий труда четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Рабочие места, на которых вредные и опасные факторы не выявлены, заносятся в специальную декларацию соответствия. Ее нужно представить в трудовую инспекцию.

Шаг 3. Составление отчета. По окончании спецоценки комиссия составляет отчет по форме, приведенной в приложении № 3 к приказу № 33н, куда включается ряд сведений.

Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и иные документы.
Шаг 4. Ознакомление с отчетом.

С отчетом работодатель должен письменно ознакомить каждого сотрудника в течение 30 дней с даты утверждения документа. А сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте учреждения.

Зачем нужны результаты спецоценки

Спецоценка влияет на размер дополнительных тарифов. На основании спецоценки будут определяться дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа дифференцируется от 0 до 8 процентов. Но если учреждение оценку не проводило и у него до сих пор действительны результаты аттестации на работах с вредными или опасными условиями труда, то тарифы будут отличаться.

Кроме того, иначе надо платить взносы, если учреждение закончило аттестацию рабочих мест в 2014 году. Разъяснения по этому вопросу также содержатся в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

Для наглядности тарифы, по которым учреждение будет платить взносы в разных ситуациях, мы показали в таблице.

Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся дополнительных тарифов.
Вопрос 1. Учреждение закончило аттестацию рабочих мест из списков 1 и 2 после 31 декабря 2013 года.

Вправе ли оно платить взносы по дифференцированным тарифам? Нет, результаты аттестации, законченной после 31 декабря 2013 года, не влияют на тарифы по взносам. При недействующих результатах аттестации взносы надо платить по тарифам 4 или 6 процентов.
Вопрос 2.

Учреждение провело специальную оценку условий труда на работах из списков 1 и 2. Отчет об оценке утвердило в середине месяца. Как посчитать взносы за месяц?

Пониженные или нулевые тарифы работодатель вправе применять со дня, в котором подписал отчет о результатах оценки. То есть надо разделить зарплату на две части – до утверждения отчета и с даты отчета. С первой части начислить взносы по тарифам 4 и 6 процентов, а со второй – по тарифам от 0 до 8 процентов. Например, отчет об оценке утвержден 10 апреля. Условия труда признали допустимыми. Зарплата сотрудника с профессией из списка 2 за апрель – 50 тыс. руб. В апреле 22 рабочих дня, в том числе до 10 апреля – 7 рабочих дней. Дополнительные взносы надо заплатить лишь за эти дни в сумме 636,36 руб. (50 000 руб. x 4% x 7 дн. : 22 дн.)

Спецоценка позволит списать доплаты на вредных работах. Результаты специальной оценки позволяют работодателям списать оплату дополнительного отпуска сотрудникам, занятым на вредных работах, компенсацию и повышенную оплату. Такой вывод следует из письма Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-03-06/1/10060.

Сотрудникам на вредных или опасных работах положен дополнительный оплачиваемый отпуск минимум в семь календарных дней (ст. 117 Трудового кодекса РФ). Продолжительность отдыха надо закрепить в трудовом, коллективном договорах и в отраслевом соглашении. Отпуск предоставляется, если условия труда признаны вредными по итогам спецоценки (либо аттестации). Тогда учреждение вправе списать отпускные в расходы. Без оценки или аттестации списывать затраты нельзя. Так считают чиновники.
С 2014 года работодатели вправе также увеличивать сотрудникам, занятым на вредных или опасных работах, продолжительность рабочего времени с 36 до 40 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ). За дополнительные часы сотруднику полагается компенсация. Для замены сокращенного дня компенсацией есть несколько условий. Во-первых, увеличить продолжительность рабочего времени можно с согласия работника. Во-вторых, сумму компенсации надо прописать в коллективном договоре. В-третьих, условия труда должны быть отнесены к вредным по итогам специальной оценки. При таких условиях разрешено списывать компенсацию. Учесть затраты также можно, если вредные условия определены по итогам аттестации, проведенной до 2014 года, так как ее результаты действуют пять лет.

На вредных или опасных работах надо повысить оплату труда минимум на 4 процента от оклада (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Размер доплаты надо записать в трудовом или коллективном договоре.

В Минфине России считают, что для списания повышенной оплаты надо, чтобы на рабочих местах была проведена спецоценка или аттестация. Но организации доказывают, что эти расходы можно списать и без аттестации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2012 г. № А69-612/2011).

Расходы на спецоценку можно будет возместить за счет ФСС. В скором времени у страхователей появится возможность возмещать расходы на проведение специальной оценки условий труда за счет ФСС. Такие изменения предусмотрены приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. № 103н, направленным на регистрацию в Минюст России.

Документом вносятся поправки в приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н. В частности, по новым правилам теперь взносы на травматизм в пределах 20 процентов можно будет уменьшить на стоимость проведенной спецоценки условий труда.

Для этого до 1 августа нужно будет подать в свое отделение фонда заявление вместе с планом финансирования, копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного по результатам проведения спецоценки, или копию коллективного договора.
Результаты спецоценки повлияют на надбавки и скидки.

На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам на травматизм нужно установить для того или иного страхователя. Правда, итоги оценки, проведенной в этом году, повлияют на тариф взносов на травматизм только с 2015 года.

Ответственность за непроведение спецоценки

Работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он не провел спецоценку. Сейчас санкции за это предусмотрены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет для руководителя от 1 тыс. до 5 тыс. руб. и для учреждения – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
С 2015 года в случае отказа от спецоценки трудинспекторы станут привлекать к ответственности по статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она вводится в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ. И по этой норме величина штрафа выше.

Для руководителя – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и для учреждения – от 60 тыс. до 80 тыс. руб. или предупреждение. При повторном нарушении размер санкции увеличится для руководителя от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Для учреждения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Причем руководителя, который повторно допустил нарушение, вместо штрафа могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность учреждения приостановить на срок до 90 суток.
Если же в учреждении произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя.

А если вина будет доказана, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 143 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает наказание за нарушение требований охраны труда.

Статья 143 Налогового кодекса РФ предусматривает наказание от штрафа (до 400 тыс. руб.) до лишения свободы (на срок до пяти лет в зависимости от тяжести нарушения).

Важно запомнить
Спецоценку рабочих мест, условия труда на которых не относятся к вредным (опасным) и не влияют на досрочное назначение пенсии, можно провести поэтапно до 31 декабря 2018 года.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/8998-spetsotsenka-usloviy-truda-izuchaem-provodim-ispolzuem-rezultaty

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;

— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.

 
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя.

В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.

Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится.

Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.