+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

Содержание

Страховые взносы 2015

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

Печатная версия: www.zarplata-online.ruЭлектронный журнал: e.zarp.ru

Президент подписал Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ, который совершенствует правовое регулирование при исчислении и уплате страховых взносов, а также усиливает платежную дисциплину страхователей.

Подробности грядущих перемен нашим коллегам из журнала «Зарплата» рассказала Светлана Петровна Павленко, начальник отдела методологии исчисления страховых взносов Департамента развития социального страхования Минтруда России.

В платежку возвращаются копейки

— Здравствуйте, Светлана Петровна! С 1 января 2015 года перечислять страховые взносы нужно будет в рублях и копейках.

— Да. Мы пошли навстречу страхователям. С нового года и в отчетности, и в платежных поручениях суммы страховых взносов нужно будет указывать в рублях и копейках.

Это сделано в целях установления единого подхода к определению сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в государственные внебюджетные фонды, а также их расходованию и отражению в отчетности. Кроме того, данная мера позволит избежать: – расхождений между начисленными и уплаченными суммами страховых взносов;

– расхождений сводных показателей со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и суммами расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляемых в счет уплаты страховых взносов.

— Светлана Петровна, предположим, в январе 2015 года компания будет перечислять страховые взносы за декабрь 2014 года. Какую сумму нужно указать в платежном поручении?

— В данном случае уже можно будет указать в платежном поручении сумму страховых взносов в рублях и копейках.

Новые требования к отчетности в электронном виде

— С 1 января 2015 года увеличится количество компаний и предпринимателей, которые должны подавать отчетность в электронном виде…

— Да. С 1 января 2015 года отчетность в Пенсионный фонд и ФСС РФ нужно будет подавать в электронном виде тем работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет 25 человек и более.

Данное изменение сократит время взаимодействия между плательщиками взносов и внебюджетными фондами — ПФР и ФСС РФ — за счет расширения электронного документооборота.

Сейчас отчетность в электронном виде подают компании и работодатели — индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность сотрудников составляет 50 человек и более.

Такой норматив среднесписочной численности установлен в части 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212ФЗ).

— Нужно ли учитывать в среднесписочной численности внешних совместителей и исполнителей по гражданско-правовым договорам?

— Нет, ни тех ни других включать в среднесписочную численность сотрудников компании не нужно. Рассмотрим пример.

Пример

В компании по состоянию на 31 декабря 2014 года трудятся 28 человек, из которых: — один работник является внешним совместителем; — два человека работают по гражданско-правовым договорам.

В каком виде компании нужно будет подать отчетность по форме РСВ- 1 ПФР и форме-4 ФСС за отчетные периоды 2015 года?

Решение При расчете среднесписочной численности используют правила, установленные для подготовки отчетов в отделение статистики. В настоящее время такие правила установлены в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

Внешних совместителей и сотрудников по гражданско-правовым договорам не учитывают при расчете среднесписочной численности (п. 79 и подп. «а» и «б» п. 80 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения).

В данном случае среднесписочная численность работников за 2014 год составит 25 человек (28 чел. – 3 чел.).

Следовательно, такая компания должна представить расчеты по форме РСВ-1 ПФР и форме-4 ФСС в электронном виде начиная с представления отчетности за I квартал 2015 года.

— Светлана Петровна, а может ли компания с численностью работников менее 25 сотрудников также сдать отчетность в ПФР в электронном виде?

— Конечно, может. Такое право предоставлено данным плательщикам законодательством о страховых взносах (ч. 10. ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, представление отчетности в электронной форме сокращает время и трудозатраты при приеме и обработке отчетности.

В новом законе наконец закреплено положение о том, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

— Светлана Петровна, где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

— Усиленную квалифицированную электронную подпись можно получить в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы государством (ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Перечень удостоверяющих центров приведен на сайте Минкомсвязи России в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров».

Выплаты всем временно пребывающим иностранцам будут облагаться пенсионными взносами

— Поправки расширили перечень работников, с выплат которым нужно платить страховые взносы в ПФР. А именно — с будущего года с выплат всем временно пребывающим в России иностранцам нужно начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР.

— Да, совершенно верно. В настоящее время для начисления пенсионных взносов важно, на какой срок заключен трудовой договор с временно пребывающим иностранным работником (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ): бессрочно, на полгода или на срок менее шести месяцев.

С 1 января 2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования с момента заключения с ними договора, по которому осуществляется деятельность, независимо от срока договора.

Таким образом, выравнивается фискальная нагрузка на работодателей как на плательщика страховых взносов. Она больше не зависит от гражданства работника.

Изменен перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами

— Поправки затронули перечень выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами. Светлана Петровна, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Новым законом устанавливается ограничение для освобождения от обложения страховыми взносами:

– сумм выходного пособия и среднего месячного заработка при увольнении на период трудоустройства;
– компенсации при увольнении руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации.

Ограничение — в размере трехкратного среднего месячного заработка или шестикратного среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящее время Трудовой кодекс позволяет по соглашению сторон трудового договора устанавливать неограниченную сумму выходного пособия, что приводит к злоупотреблениям со стороны работодателей.

Они пользуются данной нормой с целью вывода части заработной платы, выплачиваемой в виде такого пособия, из-под обложения страховыми взносами.

— В статье 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ приведен список выплат, не облагаемых взносами на случай травматизма. В него также внесены изменения относительно выходного пособия при увольнении.

— Да. Ограничение необлагаемой суммы выходного пособия устанавливается также для целей начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Выплаты, не облагаемые пенсионными взносами, в форме РСВ-1 ПФР Выплаты работникам, не облагаемые страховыми взносами в ПФР, делятся на две категории:

— выплаты не относятся к объекту обложения страховыми взносами (ст. 7 Закона № 212ФЗ);

— выплаты освобождены от начисления страховых взносов. Они перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Первый вид выплат не указывают в форме РСВ-1 ПФР. В их числе, например, оплата путевки, внесенная компанией на счет детского оздоровительного лагеря.
Выплаты, освобожденные от начисления страховых взносов в ПФР, отражают в форме РСВ-1 ПФР в разделе 2.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов

— Закон № 212-ФЗ дополнен новыми положениями о праве компаний на отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов. Какие компании смогут на нее рассчитывать?

— Давайте сначала разберемся, что такое отсрочка или рассрочка по уплате страховых взносов. Это изменение срока их уплаты не более чем на год, если для этого есть достаточные основания. Причем погашать задолженность по страховым взносам компания может единовременно или поэтапно.

— То есть отсрочка не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой.

— Да. Компания может получить отсрочку по уплате страховых взносов, если уплатить эти взносы в установленный срок ей не позволяет ее финансовое положение, но есть основания полагать, что она сможет это сделать в течение какого-то срока.

— При каких обстоятельствах компания может получить отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов?

— Определены три случая, в которых компания получит отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов:

– организации причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы; – организация является получателем бюджетных средств, но не получила их или получила несвоевременно, а также если ей не были перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства в оплату услуг (работ, товаров) для государственных или муниципальных нужд;

– компания производит или реализует товары, работы или услуги и эта ее деятельность носит сезонный характер.

Новое в порядке проведения выездных проверок

— Светлана Петровна, с 1 января вводится новое понятие «повторная выездная проверка»…

— Да, для улучшения качества администрирования страховых взносов органами государственных внебюджетных фондов по аналогии с нормами Налогового кодекса вводится понятие «повторная выездная проверка». Это выездная проверка по страховым взносам, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период. Она также охватывает период не более трех лет.

— В каких случаях компанию могут проверить повторно?

— Повторная выездная проверка компании может быть проведена:

– вышестоящим органом ФСС РФ или ПФР в целях контроля за деятельностью своих территориальных отделений, проводивших проверку;
– территориальными отделениями ПФР или ФСС РФ, если компания представила уточненный расчет по страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. Тогда в рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет.

— В новом законе определены основания продления сроков выездных и повторных выездных проверок.

— Основания для продления выездной проверки перечислены в новой части 11.1 статьи 35 Закона № 212-ФЗ.

Например, если у компании четыре или более обособленных подразделений, проверка может быть продлена на срок до четырех месяцев, если таких подразделений 10 и более, срок проверки может быть увеличен до шести месяцев.

Оценка вины компании — теперь прерогатива суда

— Территориальные органы ФСС РФ и ПФР лишили права выявлять обстоятельства, исключающие вину компании при совершении нарушения законодательства о страховых взносах, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение данного правонарушения.

— В настоящее время территориальные отделения ФСС РФ и ПФР при вынесении решения по результатам проверки вправе выявлять обстоятельства, исключающие вину компании в совершении правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за его совершение. С 1 января 2015 года такое право останется только у судей.

— Светлана Петровна, с чем это связано?

— Данное полномочие предоставляет органам контроля за уплатой страховых взносов необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения как обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, так и обстоятельств, исключающих вину организации при совершении правонарушения. В связи с этим существует возможность возникновения фактов коррупции.

Поэтому было принято решение о том, что обстоятельства, исключающие вину плательщика при совершении правонарушения, и обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность плательщика, должны определяться только судебными органами.

— Большое спасибо, Светлана Петровна!

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/21191-kak-izmenitsya-raschet-i-uplata-strahovyh-vznosov-s-2015-goda

Результаты администрирования страховых взносов

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2016 году. Январь 2016 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу.

Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого — поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС. Путь к этому решению был долгим.

Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

Налоги и право

В Великобритании, Финляндии, Норвегии, Швеции, США страховые взносы администрируют налоговые органы. Это тенденция появилась в начале 2000-х годов, когда многие страны сделали выбор в пользу централизации администрирования платежей. Россия не исключение — уже полгода социальные взносы администрирует ФНС России.

О том, как это происходит программе «Налоги» рассказала заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук . Она отметила, что для Налоговой службы администрирование подобных платежей — задача не новая. Ранее уже существовал единый социальный налог, который также собирали налоговики и поступления уходили в соответствующие бюджеты.
Сейчас эти функции вновь вернули Налоговой службе, закрепив в Налоговом кодексе РФ норму, связанную с администрированием страховых взносов. «Для плательщиков страховых взносов, с нашей точки зрения, ситуация изменилась в лучшую сторону.

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

Страховые взносы уже полгода администрирует ФНС России. Причем наша страна не единственная, где администрирование данных взносов закреплено за налоговыми органами. Только налогоплательщик может оценить изменилась ли ситуация к лучшему.

Если раньше у каждого фонда были свои формы отчетности, сроки были разные, в некоторые данные повторялись в разных отчетах, то сейчас работодатель отчитывается в ФНС по одной форме каждый квартал. Налоговые органы администрируют начисленные и уплаченные суммы взносов и представляет информацию в соответствующие фонды для исполнения своих функций.

Положительным результатом администрирования страховых взносов ФНС можно считать увеличение темпа роста страховых платежей в этом году на 106,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Все о налогах

Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах. Оцените качество статьи.

Промежуточные результаты администрирования страховых взносов фнс

Важно Налоговая отчиталась об итогах администрирования страховых взносов. В Великобритании, Финляндии, Норвегии, Швеции, США страховые взносы администрируют налоговые органы.

Это тенденция появилась в начале 2000-х годов, когда многие страны сделали выбор в пользу централизации администрирования платежей.
Россия не исключение — уже полгода социальные взносы администрирует ФНС России.

О том, как это происходит программе «Налоги» рассказала заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук. Она отметила, что для Налоговой службы администрирование подобных платежей — задача не новая.

Ранее уже существовал единый социальный налог, который также собирали налоговики и поступления уходили в соответствующие бюджеты. Сейчас эти функции вновь вернули Налоговой службе, закрепив в Налоговом кодексе РФ норму, связанную с администрированием страховых взносов.

Об основных итогах по администрированию страховых взносов в 2015 году

Внимание В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу.

Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Изменения 2016 года Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2016 года подготовить проекты законов.

Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Потом ЕСН был упразднен (подробнее про ЕСН читайте в статье: «Единый социальный налог: расчет, декларация»), и на его смену пришли обязательные взносы страхового характера, уплачиваемые в различные фонды в зависимости от своего содержания.

Уже с 2013 года начались разговоры о том, что необходимо передавать полномочия Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования единому фискальному органу.

Предполагалось, что данные изменения позволят улучшить процедуру расчета и перечисления взносов и сократит задолженность перед фондами по страховым отчислениям.

Предпосылками для нововведений стало недовольство представителей бизнеса передачей администрирования страховых взносов фондам с 2010 года.

Нужно сказать, что законодательство, которое регулировало администрирование страховых взносов в предыдущий период, было лояльным, мягким по отношению к неплательщикам. Не было жестких дисциплинарных мер, которые позволяли бы более эффективно эту задолженность взыскивать», — поясняет представитель ФНС России. Нормы Налогового Кодекса теперь позволяют это сделать.

Если налогоплательщик не платит страховые взносы, то, так же как и в случае неуплаты налога на прибыль или земельного налога, с него взыскивается задолженность – выставляется требование, проводятся судебные процедуры, работают приставы. «У фондов таких инструментов не было, — говорит Светлана Бондарчук . — И, к сожалению, без них справиться с проблемами неуплаты достаточно сложно.

Источник: http://juristufa.ru/2018/04/17/rezultaty-administrirovaniya-strahovyh-vznosov/

Единое администрирование взносов ФНС

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

14.04.2017

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Единообразие в уплате налоговых и неналоговых платежей существует во многих странах.

Для государства и для налогоплательщиков единство управления платежами хорошо, поскольку государство может сразу увидеть поступление денежных средств и аккумулировать все платежи в одном месте, а налогоплательщики могут осуществлять платежи в один орган, проводить сверки одновременно по всем видам платежей, производить зачет переплаты в рамках налоговых правоотношений.

Администрирование налоговых платежей

Традиционно налоговые платежи находятся в ведении Федеральной налоговой службы. Особенностью администрирования налоговых платежей является постепенный переход на электронное налоговое администрирование. Так, компании и предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, обязаны сдавать в электронном виде декларации по НДС.

Аналогичная обязанность предусмотрена и для налоговых агентов.

Согласно официальной позиции Минфина, налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Письмо ФНС России от 20.08.2015 № ПА-3-17/3169@). А с 2017 года кроме самой декларации пояснения к декларациям также необходимо будет представлять в электронном виде. Поданные на бумажных носителях пояснения не будут считаться поданными.

Другие декларации могут представляться  на бумажном носителе или в электронном виде в зависимости от численности персонала компании. В соответствии с п. 3 ст.

80 НК РФ налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за предшествующий год более 100 человек, вновь созданные налогоплательщики с такой же численностью и крупнейшие налогоплательщики подают декларации в электронном виде. Но из этого правила есть и исключения.

Например, в отношении введенной в 2016 году новой отчетности по налогу на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ, такая отчетность может подаваться в бумажном виде, если численность работников не превышает 25 человек. Если численность превышает 25 человек, то отчетность нужно сдать в электронном виде.

Таким образом, администрирование налоговых платежей в 2017 году будет осуществляться, как и прежде, налоговым органом, при этом можно наблюдать тенденцию электронного налогового администрирования.

Администрирование таможенных платежей

В 2017 году полной передачи полномочий таможенной службы налоговому органу не произойдет. Однако Минфин и ФТС планируют совершенствование администрирования таможенных сборов. Такое совершенствование должно, с одной стороны, быть удобным для бизнеса, а с другой стороны, повысить собираемость налогов в бюджет.

И по официальным данным, рост собираемости таможенных платежей действительно налицо. Но вот вопрос удобства уплаты таможенных платежей и НДС в бюджет остается открытым. В начале 2016 года обсуждался вопрос полной передачи функций таможенного администрирования в налоговый орган. Однако этого не произошло.

Но все-таки нельзя говорить о том, что таможенное администрирование не получило развития.

В абзаце 1 п. 15 ст. 165 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик может представить реестры вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов. Фактически новые реестры начали действовать с 2016 года. Реестры были введены Приказом ФНС России от 30.09.

2015 № ММВ-7-15/427 «Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме».

Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это следует из п. 15 ст. 165 НК РФ.

Налогоплательщик в обоснование применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров (за исключением случаев, указанных в п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ) вправе представить по своему выбору:

  • документы, указанные в подп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ;
  • реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) в электронной форме и документы, предусмотренные подп. 1, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ;
  • реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, в электронной форме и документ, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Но представление документов в виде реестров, безусловно, экономит время, ведь не нужно копировать подтверждающие документы и представлять их на бумажном носителе. В этой связи возможно сделать вывод о том, что администрирование таможенных деклараций и товаросопроводительных документов также развивается по пути перехода на электронный документооборот и более простой обмен документами.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания «Такском» разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора «Такском».

Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов с 2017 года полностью переходит в ведение ИФНС. Страховые взносы будут уплачиваться и регулироваться на основании главы 34 НК РФ.

Администрирование налоговым органом страховых взносов осуществлялось до 2009 года, тогда они носили наименование единого социального налога и были дифференцированы в зависимости от начисляемой работнику суммы.

Однако в 2009 году было принято решение отдать администрирование страховых взносов в специальные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/unified-fees/

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

Администрирование страховых взносов могут осуществлять два органа: ПФР России и ФСС РФ. Еще один участник системы обязательного страхования, ФФОМС, права контролировать уплату взносов лишен. Эти полномочия фонд делегировал ПФР.

Какие страховые взносы контролируют ПФР и ФСС

Функции органов ПФР и ФСС при администрировании взносов

Права, предоставленные ПФР и ФСС для осуществления проверок

Полномочия ПФР и ФСС по взыскиванию задолженности по взносам

Какие страховые взносы контролируют ПФР и ФСС

ПФР и ФСС ведут администрирование страховых взносов разного вида и на основании разных нормативных актов:

  • Пенсионный фонд России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Ст. 3 Закона № 212-ФЗ ему поручено осуществлять контроль взносов и на обязательное пенсионное, и на медицинское страхование.
  • Фонду социального страхования Российской Федерации делегировано администрирование взносов по нетрудоспособности и материнству. Данная сфера регулируется нормами Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Кроме того, в обязанности ФСС РФ входит контроль за уплатой других видов страховых взносов — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом ФСС руководствуется другим нормативным актом — Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Функции органов ПФР и ФСС при администрировании взносов

Несмотря на то что разные виды страховых взносов регулируются разными законами, администрирование страховых взносов для обоих ведомств строится на единой основе — в соответствии с Законом № 212-ФЗ. Потому и функции у ПФР и ФСС одинаковы, а именно:

  • самостоятельное ведение в соответствии со ст. 6, а также п. 2 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ учета плательщиков взносов;
  • проведение на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ камеральных и выездных проверок по вопросам правильности начисления взносов, своевременности и полноты уплаты их в бюджеты фондов;
  • взыскание на основании п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. 19–22 Закона № 212-ФЗ недоимки по страховым взносам, а также штрафов и пеней;
  • осуществление в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ зачета или возврата переплаты, образовавшейся вследствие излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов;
  • дача разъяснений страхователям по актуальным вопросам исчисления взносов, их уплаты, а также о правах, обязанностях плательщиков, полномочиях контрольных органов и их работников (п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ);
  • предоставление в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ отсрочки или же рассрочки по погашению долгов по страховым взносам.

Как действовать плательщику, если ПФР или ФСС потребовали для анализа документы, читайте в материале «Если органы ПФР и ФСС РФ истребовали у вас документы»

Права, предоставленные ПФР и ФСС для осуществления проверок

Контрольные мероприятия — один из основных ресурсов при осуществлении администрирования страховых взносов. Вот почему на проверках стоит остановиться подробнее.

ПФР и ФСС в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 212-ФЗ должны проводить камеральные проверки на территории контролирующего органа по представленным плательщиком документам и расчетам. Орган, инициировавший проверку, должен согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ завершить контрольные мероприятия такого рода в трехмесячный срок с момента представления страхователем расчета по взносам.

Выездные проверки чаще всего проводятся на территории плательщика взносов (ст. 35 Закона № 212-ФЗ). У ПФР и ФСС есть соглашение, по которому они проводят такие проверки совместно в рамках утвержденного плана.

Принципы назначения проверок у фондов несколько отличаются от налоговых правил. Представление об этом можно получить из письма Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 года № 1344-19, авторы которого указывают, что выездная проверка может быть назначена лишь по результатам истекшего календарного года. Именно этот период является расчетным для начисления страховых взносов.

Исключение возможно только в том случае, если происходит ликвидация страхователя как юридического лица или индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус.

Пример

Если территориальный орган ПФР решит проверить правильность начисления взносов за 2015 год, сделать это на законных основаниях он сможет лишь в 2016 году.

Продолжительность выездной проверки по общему правилу не может составлять больше двух месяцев.

Однако с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее — Закон № 188-ФЗ) в ст.

35 Закона № 212-ФЗ внесены поправки, согласно которым у фондов появилась возможность продлевать срок выездной проверки. Ее длительность теперь может составлять до 6 месяцев. Правда, для этого у контролирующих органов должны быть веские основания. Их перечень приведен в ч. 11.1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Федеральный закон № 188-ФЗ изменил ст. 35 Закона № 212-ФЗ и в том плане, что теперь при наличии веских причин в отношении плательщика может быть инициирована повторная проверка.

Как с 2015 года ужесточились правила погашения недоимок, читайте в материале «С 01.01.2015 для страховых взносов нет смягчающих и отягчающих обстоятельств»

Полномочия ПФР и ФСС по взыскиванию задолженности по взносам

Право фондов на взыскивание задолженности по страховым взносам определено п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. 19–22 Закона № 212-ФЗ.

Конечно, предусмотрен определенный порядок взыскания недоимок.

Так, сначала контролирующие органы должны направить плательщику уведомление о наличии задолженности, затем требование о погашении долга в установленный срок.

Если указанные суммы не поступили, территориальные органы ПФР и ФСС будут взыскивать их принудительно: сначала путем списания средств с расчетного счета, а при их нехватке — через судебных приставов-исполнителей.

Примечательно, что приставы возбуждают исполнительное производство сразу по факту обращения к ним данных контрольных органов.

Видимо, по причине особой социальной значимости сумм, которые должны поступать в пенсионный фонд, судебная инстанция из этой цепи исключена.

Однако ни ПФР, ни ФСС не вправе самостоятельно приостанавливать банковские операции плательщика и тем более накладывать арест на имущество должника.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/strahovye_vznosy_2016/strahovye_vznosy_2015-2016/sistema_administrirovaniya_strahovyh_vznosov_v_2015_godu/

Администрирование страховых взносов в ФНС в 2019 году – передача

Система администрирования страховых взносов в 2015 году

15 января 2016 года Президент утвердил Указ № 13 “О дополнительных…” (далее – Указ № 13), который содержал указание для Правительства РФ до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроект по возложению полномочий на ФНС по администрированию страховых взносов (далее также – СВ), уплачиваемых в ФСС, ПФР и ФОМС.

О том, что изменилось за последний год и кто теперь уполномочен контролировать уплату плательщиками взносов, поговорим далее.

Основная информация

Долгое время шли споры по поводу того, кому следует передать полномочия по администрированию. В конечном итоге, законодателем было решено передать соответствующие правомочия в ФНС, ведь этот орган отличается высоким качеством работы.

Передача полномочий позволит:

  • оптимизировать систему СВ;
  • сократить административные расходы;
  • упростить отчетность.

Определения

Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:

  • осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
  • прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2017 году и далее;
  • взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2017 года;
  • возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.

Законодательство

С 1 января 2017 года, в целях реализации Указа № 13, были приняты следующие законодательные документы:

Основные изменения в 2016 году были внесены ФЗ № 243.

Так, исходя из текста ФЗ № 243:

  • в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
  • ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
  • анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
  • утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.

Таким образом, в 2016 году законодательством были возложены правомочия по администрированию страховых взносов в ФНС практически во всех аспектах (кроме расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ). ВНиМ в части доходов теперь также контролирует ФНС.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Причины передачи функций

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Нюансы

Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:

  • в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
  • в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.

База начислений

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.

Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.

Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Фиксированный платеж

Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:

  • если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
  • если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.

Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.

Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2017 года:

Вид СВКБК
На ОПС18210202010061010160
ВНиМ18210202090071010160
ОМС18210202101081013160
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения)18210202103081013160

Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:

Вид СВКБК
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки)18210202131061010160
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки)18210202131061020160
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки)18210202132061010160
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки)18210202132061020160
На “травматизм”39310202050071000160

Начисление пени и штрафов

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).

Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).

Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.

Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  1. Если до 30 дней включительно:
  1. Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:

Начиная с 31 дня, по указанной ниже формуле:

Чего изменения не коснуться

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, не коснулись:

  • объекта обложения СВ;
  • категорий плательщиков;
  • тарифов на ОМС;
  • фиксированного платежа для ИП;
  • срока оплаты взноса;
  • предельной базы для исчисления.

Источник: http://autoexpertnost.ru/peredacha-administrirovanija-strahovyh-vznosov-v-fns/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.