+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы

Справочник Бухгалтера

Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы

Отказ от льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) — Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность отказаться от льгот, установленных п. 3 ст. 149 НК РФ.

Комментарий

Налоговый кодекс РФ устанавливает льготы по НДС. Налогоплательщик вправе отказаться от льгот, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ.

Обращаю внимание, что отказ возможен только от льгот установленных в п. 3 ст. 149. Так, в ст. 149 льготы установлены и в пунктах 1 и 2. Но от таких льгот отказаться налогоплательщик не вправе.

Так же нельзя отказаться от льгот, установленных в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Зачем отказываться от льготы по НДС?

Такой отказ может быть связан, к примеру, с требованиями клиентов о предъявлении им НДС, который они вправе принять к вычету.

Так, приобретая товары (работы, услуги) за 118 тыс. рублей с учетом НДС (18 тыс. рублей) фактические затраты клиента составляют всего 100 тыс. рублей (так как 18 тыс.

Представление документов для подтверждения права на освобождение по ст.149 НК РФ

рублей уплаченных продавцу уменьшат очередные платежи по НДС в бюджет). Поэтому, клиентам, которые являются плательщиками НДС, выгоднее приобрести за 118 тыс. рублей с НДС, чем, к примеру, за 105 тыс. рублей без НДС.

Другая причина — иногда выгоднее льготу не применять. Например, если осуществляется строительство жилого дома для продажи квартир, то застройщик, при продаже квартир вправе воспользоваться льготой по НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Но применяя эту льготу, застройщик не вправе в течении всего строительства принимать к вычету НДС. Отказ от льготы приведет к тому, что застройщик будет вправе принимать к вычету НДС во время строительства.

Учитывая длительный срок строительства, отказ от льготы может оказаться более выгодным, чем применение льготы.

Правила отказа от льгот предусмотрены п. 5 ст. 149 НК РФ:

Необходимо представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Определение из нормативных актов

Пункт 5 статьи 149 НК РФ:

“Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.”

Дополнительно

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Правомерно ли применение льготы по пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации коммунальных услуг по цене выше, чем они были приобретены?

Согласно пп. 29 п. 3 ст.

149 НК РФ не облагается НДС реализация коммунальных услуг (в том числе электроэнергии), предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

При этом возникает вопрос: правомерно ли применение льготы по пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации коммунальных услуг по цене выше, чем они были приобретены?

По данному вопросу есть официальная позиция Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве, согласно которой для применения льготы цена реализации коммунальных услуг должна соответствовать цене их приобретения. Есть судебные акты и работы авторов, подтверждающие данный подход.

Подробнее см. документы

Источник: https://1atc.ru/st-149-nk-rf/

Операции, не подлежащие налогообложению по ст 149 НК РФ в 2019 году – НДС

Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы

3   0   1037

Статья 149 Налогового Кодекса России является путеводителем по операциям, исполнение которых не подлежит обложением НДС.

к указанной статье Налогового Кодекса РФ, а также вопросы и ответы предоставляют возможность узнать о конкретных ориентирах в ведении учета рассматриваемого налога.

Что важно знать

Рассматриваемая статья налогового законодательства включает в себя группы операций, которые освобождены от налогообложения налога на добавленную стоимость, в частности:

  • продажа социально-ориентированной продукции, работ либо же услуг;
  • оформление в аренду помещений иностранным лицам либо же их компаниям;
  • освобождение многочисленных операций, на которые целесообразно обратить особое внимание.

Следует обращать внимание на то, что непременным условием неначисления рассматриваемого налога по 1 пункту статьи 149 НК РФ принято считать подобные действия соответствующего иностранного государства по отношению к физическим и юридическим лицам России.

Список таких стран формируется представителями МИД и Минфином России (соответствующим Приказом №6498/40н от мая 2007 года).

Документом, который дает возможность подтвердить наличие прав на освобождение, принято считать копию свидетельства относительно внесения в реестр аккредитованных структурных подразделений и представительств иностранных предприятий, форма которых утверждена Приказом ФНС РФ от декабря 2014 года.

Рассматриваемый тип свидетельства предоставляется уполномоченными лицами Федеральной налоговой службы.

В частности из медицины, религии и международных отношений. Благодаря этому можно рассчитывать на снижение финансовой нагрузки.

При этом основным льготированием по налогу на добавленную стоимость принято считать льготы по отношению к компаниям, которые занимаются изготовлением медицинских препаратов, предоставления медуслуг и образования в частности.

Во время использования операций, которые были включены в 3 пункт ст. 149 НК РФ, компания оставляет за собой право выразить отказ от освобождения от НДС.

В таком случае сотрудникам ФНС необходимо передать соответствующее заявление с отображением конкретных операций по отношению к которым это допускается.

Подобное ограничение является актуальным по отношению к конкретным контрагентам в течении всего отчетного календарного года.

В такой ситуации организация должна будет организовать учет отдельно по льготируемому и обычному налогу на добавленную стоимость.

Какие процессы освобождены от налога в соответствии с нормативом

Действующим Федеральным налоговым законодательством установлены операции, которые не подлежат процедуре налогообложения в четком соответствии с имеющимися основаниями.

Операции не подлежащие налогообложению по ст 149 НК РФ заключаются в следующем:

Процесс ввоза конкретной медицинской продукции на территорию России и их дальнейшая продажаКод которых включен в актуальный перечень
Продажа и предоставление конкретных медицинских услуг государственными медучреждениями либо же частными клиникамиКодовое отображение и список подобных услуг устанавливается действующим налоговым законодательством
Реализация услуг непосредственно по уходу за гражданами коммерческими и муниципальными клиникамиОдновременно с этим, потребность конкретного ухода должна быть в обязательном порядке подтверждена определенным заключением из уполномоченного ведомства здравоохранения. Им также подлежит присвоение и код соответствующих услуг
Продажа услуг по оказанию всяческой помощи и содержания несовершеннолетних детейВ частности в специально созданных образовательных учреждениях, в том числе проведение различных занятий в дополнительно организованных центрах досуга ребенка — посещение секций и так далее
Продажа определенных разновидностей продуктов питанияКоторые относятся к категории результатов работы столовых в многочисленных образовательных учреждениях, поликлиниках и так далее
Предоставление транспортных услуг, у которых имеется в наличии определенный код занятостиВ частности по наземным и иным разновидностям перевозки пассажиров. Причем беря во внимание электрички и водные ТС
Предоставление многочисленных ритуальных услугПолный список в данном направлении устанавливается Правительством России
Предоставление услуг, которые напрямую связаны формированием, поставкой и возможной продажи монет и драгоценных металлов в частностиКоторые официально признаны правомерными и законными на федеральном уровне видами платежей на территории России
Предоставление услуг по ремонту и обслуживанию в частности на регулярной основе некоторых бытовых товаров, используемые физическими лицами постоянноПричем без начисления дополнительной оплаты за подобные действия

Необходимые условия

Для возможности в полном объеме использовать законное право на освобождение от НДС в случае проведения операций, которые установлены нормами рассматриваемой статьи, крайне важно иметь в наличии соответствующие разрешительные документы.

Ведение подобной деятельности без наличия соответствующего разрешения не только влечет за собой накладывание финансовых и административных штрафных взысканий, но и доначислением недостающей суммы НДС.

Следует помнить о том, что список лицензируемых разновидностей деятельности, к примеру, с предметами культурного наследия, отображен в Федеральном законе # 99 от мая 2011 года.

Согласно с указанным законодательным актов лицензия обладает неограниченным сроком действия.

Необходимость в переоформлении может возникать только в некоторых ситуациях:

Если был факт оформления еще до ноября 2011 годаПричем период, на который разрешение было выдано, подошло к концу
Был внесено поправки в наименование вида занятостиНа исполнение которого было ранее оформлено лицензию

В том случае, если период действия лицензии подошел к концу, а новая при этом еще не была получена, то, со слов должностных лиц налогового органа, предприятие не имеет законного права осуществлять свою деятельность.

В случае реализации запчастей и комплектующего для медицинских изделий, то нужно подготовить соответствующее подтверждение.

Платятся ли НДС при сборе и продаже отходов материалов

После внесенных поправок в подпункты рассматриваемой статьи, реализация ломов и отходов металлов (вне зависимости о черных либо цветных идет речь), начиная с января 2019 года, не подлежит налогообложению.

Во время своей предпринимательской деятельности по приему металла крайне важно руководствоваться ФЗ № 89 Российской Федерации от мая 2001 года, а также Постановлением Правительства РФ № 369 и 370 в частности.

Беря во внимание указанные нормативные документы, процедура приема отходов и лома допускается исключительно у их непосредственных владельцев при наличии соответствующей документации.

Владелец в составленном соответствующем заявлении должен указать, когда именно и по каким причинам было сформировано право на данный лом.

Какие организации имеют право продавать билеты

Начиная с апреля 2015 году значение 13 подпункта рассматриваемой статьи, было откорректировано Федеральным законом № 479 от декабря 2014 года.

: нужно ли обращаться в налоговую после наследования имущества


В частности было утверждено уточнение по термину входных билетов. В данном случае с целью использования льгот по рассматриваемому типу налогообложения ключевым требованием принято считать продажу компаниями, имеющим прямое отношение к физкультуре и спорту.

В завершении можно сказать — рассматриваемая статья включает в себе немалое число особенностей, которые имеют прямое отношение к перечню операций, не подверженных налогообложению. Зная их можно снизить вероятность многочисленных юридических последствий.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Источник: https://zanalogami.ru/operacii-ne-podlezhashhie-nalogooblozheniju-po-st-149-nk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.