В какой форме осуществляется социальное партнерство?
Формы социального партнерства
Трудовым законодательством закреплены положения о социальном партнерстве. Термин определяется, как урегулирование противоречивых вопросов между работодателями и служащими.
Формы социального партнерства утверждаются статьей 27 ТК РФ, они обеспечивают согласование спорных вопросов между сторонами производственных отношений посредством заключения договоров и дают возможность на законодательном уровне определить интересы каждой стороны.
- Понятие и стороны социального партнерства
- Формы
Понятие и стороны социального партнерства
Социальное партнерство – это системный механизм решения спорных вопросов между участниками трудовых отношений (нанимателем и служащими). Основополагающий фактор – это равноправие в осуществлении прав и обязательств. Возникает на экономическом, правовом и социальном уровне. Формы и уровни социального партнерства закреплены положениями Трудового Кодекса РФ.
Права и обязанности рабочей группы представляют, как правило, профсоюзы, а интересы нанимателей – сообщества предпринимателей.
Но в договорных отношениях могут участвовать и третьи лица, в этом случае представителем выступает Государственные структуры, являющиеся гарантом исполнения обязанностей сторон, обеспечивающие экономическую производительность и справедливость трудовых отношений на социальном уровне.
Срочный трудовой договор: образец
Формы
Как следует из законодательных актов, формами социального партнерства являются:
- коллективные договора, соглашения, переговоры;
- обоюдные консультационные совещания;
- участие трудящихся или их представителей в регулировании организационных вопросов на предприятии;
- взаимное участие сторон в решении трудовых вопросов.
Таблица. Формы социального партнерства.
Формы | Определение форм |
Коллективные переговоры | Посредством коллективных собеседований заключаются соглашения и договора, которые обеспечивают интересы каждой стороны (нанимателя и трудового коллектива). Правила и порядок проведения переговоров регламентированы статьей 6 ТК РФ. |
Обоюдные консультации | Социальное партнерство осуществляется в форме взаимных консультаций с целью урегулирования трудовых взаимоотношений и иных, которые прямо связаны с производственной сферой. Благодаря консультациям сторон заверяются права и полномочия служащего и нанимателя согласно нормам закона о труде.Консультативные совещания проводятся как в процессе формирования коллективных договоров, так и при контроле исполнения своих обязательств и полномочий сторонами колдоговора. Также могут проводиться с целью принятия заключительных выводов членов профсоюзного комитета при утверждении внутренних нормативных актов или расторжении договоров с работниками, где инициатором выступает работодатель.Формы социального партнерства в сфере труда в виде консультационных совещаний могут быть реализованы методом прямой сольватации участников договора либо с привлечением третьей стороны (специально организованных союзов, регулирующих положения о социальном партнерстве). |
Участие трудящихся или их представителей в регулировании организационных вопросов на предприятии | Возможность участия наемных служащих в регулировании организационных моментов на предприятии, где они трудоустроены, основано на пунктах коллективного договора, внутренних нормативных актах, учредительных документах и законе о труде. Данные виды социального партнерства относятся к основным принципам урегулирования производственных взаимоотношений и иных, прямо связанных с производственным процессом. |
Взаимное участие сторон в разрешении трудовых вопросов | Служащие или их уполномоченные представители вместе с работодателями или их представителями вправе разрешать спорные моменты производственного процесса на равноправной основе. К формам социального партнерства относятся обязательства работодателя создать комиссию по трудовым спорам (КТС). В индивидуальном порядке при возникновении споров работник вправе обратиться к комиссии с целью разрешения возникших рабочих моментов.Комиссия может формироваться, как по инициативе работодателя, так и по инициативе рабочей группы. В состав входят равное число представителей работников и представителей работодателя. Избрание происходит на общем коллективном собрании, полномочия и права комиссии утверждаются представительным органом трудящихся. |
Стоит сказать, что выше были перечислены основные формы социального партнерства, но этот список далеко не исчерпывающий. Стороны могут самостоятельно избрать для себя форму взаимодействия, но ограничиваясь рамками законодательства.
В России система социального партнерства еще не приобрела широкие масштабы, но уже задействованы многие механизмы, обеспечивающие достижение взаимоотношений между работодателем и служащими. Например, в угольной промышленности реализация отраслевых тарифных договоренностей дало положительные сдвиги к улучшению материального благополучия сотрудников и увеличению производительности.
Источник: https://okbuh.ru/otchetnost/formyi-sotsialnogo-partnerstva
Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 26. Уровни социального партнерства
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Социальное партнерство осуществляется на:
федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html
Понятие формы социального партнерства
Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.
Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве.
Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства.
Основные формы социального партнерства – коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.
Коллективные формы социального партнерства
В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154.
Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя.
В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.
Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.
В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.
Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации.
Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов.Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.
В каких формах осуществляется социальное партнерство
Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда.
Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей.
Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.
Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:
- предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
- проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
- право получать информацию, которая касается интересов работников;
- обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
- разрабатывать и принимать коллективные договора.
Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:
- ликвидации или реорганизации предприятия;
- различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
- повышения квалификации и профподготовки работников.
Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства.
Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке.
Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.
Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.
Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.
Недостаток этой формы социального партнерства заключается в том, что законодатель не указал, что членов комиссии от каждой стороны должно быть одинаковое количество. А так как решение спорных ситуаций происходит с помощью тайного ания, то результаты могут быть неоднозначными. Тем не менее, такой способ разрешения конфликтов является достаточно популярным.
Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/formy-socialnogo-partnerstva.html
Социальное партнерство в сфере труда
Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.
Понятие социального партнерства
Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления.
Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон.
В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.
Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.
Формы социального партнерства
Проявляется социальное партнерство в разных формах.
К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.
Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:
- Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
- Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
- Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
- Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.
Основные принципы социального партнерства
Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:
- Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
- Документированная полномочность сторон;
- Взаимоуважение интересов сторон;
- Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
- Заинтересованность всех сторон;
- Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
- Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
- Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
- Контролирование выполнения условий колдоговоров;
- Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
- Ответственность за их неисполнение.
Уровни социального партнерства
Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:
- Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
- Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
- Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
- Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
- Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.
Органы социального партнерства
Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.
Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей.
На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений.
В ее составе – представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.
Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.
Источник: https://spmag.ru/articles/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda