+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?

Содержание

Налоговая тайна: что это такое и кто на нее может покуситься?

Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?

  • сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика;
  • об идентификационном номере налогоплательщика; 
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”; 
  • с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ).

Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”). 

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Из самого понятия налоговой «тайны» следует, что за незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну и их разглашение должна быть установлена ответственность административная и уголовная.

ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, определена ст. 183 УК РФ. Максимальное наказание по данному правонарушению предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа при исполнении ими своих обязанностей, а также утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения.

Приказом МНС РФ от 03 марта 2003 года № БГ-3-28/96 “Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов” определен порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

Предоставление информации, составляющей налоговую тайну происходит на основании запроса о предоставлении конфиденциальной информации.

Запрос необходимо оформить в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Если запрос направляется по телекоммуникационным каналам связи, то подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью. Основанием рассмотрения запроса является обязательное указание на нормативный правовой акт, который устанавливает право пользователя к налоговой тайне.

Также необходимо указать конкретную цель, связанную с исполнением пользователем определенных законом обязанностей, например находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Интересующая пользователя информация может быть предоставлена на бумажном носителе, с использованием технических средств, с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну? 

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ 

Это может быть:

Источник: https://rosco.su/press/nalogovaya_tayna_chto_eto_takoe_i_kto_na_nee_mozhet_pokusitsya_/

Контрагент налоговый. Проблемные контрагенты. Федеральная налоговая служба: проверка контрагента

Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?

Контрагент – один из ключевых участников сделки. Он принимает на себя обязательства в соответствии с заключенным договором. Каждый субъект, подписавший соглашение, будет выступать контрагентом по отношению к другой стороне сделки.

Оценка рисков

Правильный выбор контрагента оказывает влияние на право плательщика получить налоговый вычет по НДС. В этой связи проявление осмотрительности имеет особое значение при заключении сделки.

Ключевым контрольным органом в сфере налогов и сборов выступает Федеральная налоговая служба. Проверка контрагента в ИФНС осуществляется в автоматизированной системе.

Схема ее работы состоит в следующем. Система сравнивает налоговые вычеты, которые плательщик заявил по своим покупкам, со сведениями из счетов-фактур продавца – налогового контрагента.

Если последний не подал декларацию или не отразил в Книге продаж данные об операциях либо выявлены иные существенные недочеты, контрольный орган предъявляет претензии к покупателю.

Органы контроля Управления федеральной налоговой службы при проведении проверок принимают во внимание комплекс обстоятельств, которые могут стать доказательством получения плательщиком необоснованной выгоды.

Любой субъект, ведущий предпринимательскую деятельность, должен понимать риск. При выборе партнера по бизнесу большое внимание следует уделить последствиям, которые могут возникнуть после заключения тех или иных сделок.

Нормативные положения

Налоговые контрагенты-“однодневки” могут причинить существенный ущерб и плательщику, и государству в целом. Цель таких недобросовестных партнеров – уклонение от налогов. Плательщику, в свою очередь, придется доказывать обоснованность выгоды при учете расходов или возврате НДС.

Органы контроля Управления Федеральной налоговой службы в своей деятельности руководствуются положениями Постановления Пленума ВАС № 53 (от 12 окт. 2006 г.). В этом документе закреплены ключевые признаки недобросовестности налогового контрагента.

Что касается плательщиков, то они могут воспользоваться общедоступными критериями самостоятельного анализа рисков, используемыми органами контроля при отборе объектов для выездных проверок.

Общие рекомендации

Как не стать партнером проблемного контрагента? Налоговая разработала несколько рекомендаций для плательщиков.

В первую очередь до заключения сделки необходимо запросить копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Устава.
  3. Св-ва о постановке на учет в ИФНС.

Целесообразно также получить выписку из ЕГРЮЛ, а также справку, подтверждающую отсутствие у налогового контрагента задолженности перед бюджетом.

Кроме того, можно запросить информацию о численности штата партнера, его финансовом положении, стоимости и составе ОС (основных средств), репутации, опыте работы. Все эти действия считаются проявлением должной осмотрительности.

Судебная практика

Стоит сказать, что у судов нет единого мнения о необходимости подтверждать фактическую деятельность налогового контрагента.

Некоторые инстанции считают, что для признания добросовестности плательщика недостаточно подтверждения статуса юрлица партнера.

Отдельные суды полагают, что необходимо удостовериться в том, что налоговый контрагент действительно имеет возможность выполнить условия сделки. В частности, поясняют инстанции, нужно убедиться в наличии квалифицированного персонала, надлежащего оборудования, транспортных средств, прочих активов, разрешений, необходимых для исполнения обязательств.

Некоторым судам достаточно подтверждения факта госрегистрации для выполнения плательщиком требований о проявлении должной осмотрительности. Например, отдельные инстанции считают, что оформление трудового договора – далеко не единственный способ привлечения работников. Сотрудники могут трудиться и по соглашениям гражданско-правового характера.

Если подтверждается реальность выполненных хозяйственных операций, суды зачастую констатируют добросовестность плательщика при отдельных дефектах документации.

Совет юриста

Если выписку из ЕГРЮЛ предоставил налоговый контрагент, целесообразно самостоятельно сверить информацию в ней с данными, размещенными на сайте ИФНС. Некоторые недобросовестные партнеры могут подделать документ.

Использование сервисов ФНС

Поиск по ИНН – наиболее распространенный способ подтверждения добросовестности партнера. На официальном портале инспекции есть специальная форма. На сайте ФНС поиск по ИНН осуществляется в режиме онлайн и занимает несколько минут.

На соответствующей странице следует выбрать “Юридическое лицо” или “Индивидуальный предприниматель”/”Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)”. Далее вводится собственно ИНН.

Проверить контрагента в налоговой можно, направив письменный запрос. Суды рассматривают такое действие, как проявление должной осмотрительности.

На сайте налоговой, проверяя контрагента по ИНН, можно получить также сведения:

  • о наименовании юрлица;
  • юридическом адресе предприятия;
  • дате госрегистрации;
  • КПП;
  • ОГРН;
  • прекращении деятельности (о самом факте и дате);
  • признании недействительности регистрации.

С сайта можно загрузить и распечатать выписку из реестра. В ней содержатся данные:

  • о размере уставного капитала;
  • учредителях;
  • видах деятельности контрагента (по ОКВЭД);
  • лицах, уполномоченных действовать от имени партнера без доверенности.

Информационная база налоговой по контрагентам содержит полный список сведений, перечень которых присутствует в приказе Минфина № 115н (от 5 дек. 2013 г.). Данные обновляются ежедневно.

Если неизвестен индивидуальный номер плательщика, можно провести на сайте налоговой проверку контрагента по названию.

Дополнительные запросы

Как видно из приведенной выше информации, на сайте налоговой найти контрагента не составит особого труда. Кроме того, на портале можно получить следующие сведения:

  1. Предоставлял ли контрагент документацию для регистрации изменений устава или данных ЕГРЮЛ.
  2. Было ли принято решение о ликвидации, уменьшении размера уставного капитала, реорганизации, приобретении ООО 20 % капитала другого общества и проч.
  3. Принималось ли решение об исключении контрагента из реестра как недействующего.
  4. Присутствуют ли в составе исполнительных органов предприятия-партнера дисквалифицированные лица.
  5. Не зарегистрирован ли партнер по недействующему адресу, осуществляется ли связь с ним по адресу, указанному в реестре.
  6. Сдает ли контрагент налоговую отчетность. Стоит сказать, что нулевая декларация не свидетельствует о надежности партнера.
  7. Не присутствуют ли сведения о руководителе/учредителе в базе данных о лицах, отказавшихся от руководства/участия в компании.

Следует сказать, что некоторые судебные инстанции придерживаются позиции, что несовпадение фактического и юридического адресов не может само по себе выступать основанием для отказа плательщику в предоставлении вычетов.

Сведения об участии партнера в судебных спорах

Для получения этой информации необходимо изучить картотеку дел на сайте ВАС. В базе данных присутствуют сведения обо всех арбитражных делах, в том числе о содержании споров.

Для получения информации необходимо воспользоваться специальной формой поиска. В ней есть поле “Участник дела”. Ввести можно наименование, ОГРН или ИНН и нажать на кнопку “Найти”. Система выдаст перечень дел с процессуальными документами и сведениями о текущей стадии процесса.

Информация о процедуре банкротства

Чтобы не возникло конфликта с налоговой инспекцией, о контрагенте нужно узнать как можно больше. Удостовериться в том, что партнер не находится на какой-либо стадии банкротства можно в реестре данных о фактах деятельности юрлиц. Здесь же можно найти и другую информацию. К примеру, в реестре есть данные о стоимости активов АО на отчетную дату.

Исполнительное производство

Сведения о том, что в отношении партнера не возбуждено исполнительное производство, можно получить на портале ФССП. На сайте есть форма поиска по базе данных. Получить информацию можно как о юрлице, так и о предпринимателе.

Проверка наличия разрешений

Некоторые суды указывают на необходимость подтверждения наличия лицензий для контрагентов. Разумеется, разрешение должно быть у тех субъектов, которые ведут лицензируемую деятельность.

Получить информацию можно на сайте органа, выдающего данный документ. Стоит сказать, что для каждого вида лицензии он будет свой. Например, на сайте Роспотребнадзора можно найти сведения о лицензиях, оформленных на деятельность в сфере использования источников излучения.

Бухгалтерская отчетность партнера

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться плательщику, выступает ПБУ, утвержденное приказом Минфина № 34. Как указано в 89-м пункте этого Положения, годовая отчетность предприятия является открытым документом для всех заинтересованных субъектов. К ним относятся, в частности:

  • банки;
  • инвесторы;
  • покупатели;
  • кредиторы;
  • поставщики и так далее.

Эти лица вправе на законных основаниях не только ознакомиться с годовой отчетностью, но и сделать выписки из нее или копии. В свою очередь, на предприятие возлагается обязанность предоставить доступ к сведениям заинтересованным субъектам.

Информация о годовой отчетности предоставляется организациями бесплатно в Росстат.

Реестр поставщиков

Потенциальный контрагент, разумеется, может и не участвовать в закупке для муниципальных и госнужд. Однако вероятность этого исключать нельзя.

Юристы рекомендуют проверить контрагента по реестру недобросовестных поставщиков. Эту базу данных ведет и обновляет ФАС.

Проверка полномочий субъекта, подписывающего договор

Многие судебные инстанции считают ее обязательным этапом для признания плательщика добросовестным. Если его не пройти, можно проиграть дело.

Так, если субъект получил все сведения и документы, но не удостоверился в полномочиях лица, подписывающего договор от имени контрагента, это будет выступать основанием для признания плательщика недобросовестным.

В некоторых случаях в ходе разбирательства представители контрагентов отказываются от своей подписи на документах. В таких ситуациях назначается графологическая экспертиза. Хотя дело может разрешиться и без нее.

Тем не менее многие судебные инстанции придерживаются мнения, что визуальное сопоставление росписей и показания представителя плательщика не могут выступать в качестве достаточного основания для признания того факта, что бумаги были подписаны ненадлежащими лицами.

Важный момент

Некоторые судебные инстанции признают плательщика недобросовестным, если уполномоченный представитель партнера к моменту подписания соглашения умер либо его полномочия прекратились.

Другие суды полагают, что последний случай не может указывать на получение необоснованной выгоды, если до оформления сделки ее участники состояли в продолжительных хозяйственных отношениях.

Рекомендации экспертов

Перед подписанием договоров и других важных документов необходимо проверить:

  1. Не является ли сделка крупной для контрагента.
  2. Не прекратились ли полномочия представителя партнера. Их срок определяется в доверенности либо уставе предприятия.
  3. Не ограничены ли учредительными документами полномочия руководителя фирмы по заключению договоров, стоимость которых превышает установленное уставом или законодательством значение.

Запрос в налоговую

Выше уже было сказано несколько слов о нем. Остановимся на запросе немного подробнее.

Запрос направляется в ИФНС по адресу регистрации партнера.

Окружные суды подтверждают обязанность контрольных органов ответить на запрос и предоставить информацию в рамках сведений, не относящихся к налоговой тайне (ст. 102 НК). При этом некоторые инстанции подчеркивают, что отказ ИФНС в предоставлении данных влияет на права плательщика, связанные с получением вычета.

Некоторые суды при рассмотрении дел указывают на то, что плательщик, имея возможность направить запрос в инспекцию, не делает этого. Однако в практике есть случаи, когда инстанции приходят к выводу, что субъект реально не мог обратиться в инспекцию по адресу регистрации партнера ввиду отсутствия у него такого правомочия (им обладают налоговые органы).

Как отмечают юристы, даже если плательщику будет отказано в предоставлении запрашиваемых сведений, сам факт обращения будет выступать доказательством проявления осмотрительности.

Специалисты отмечают, что целесообразнее передать заявление лично в ИФНС или направить его заказным письмом с извещением.

В первом случае на руках останется копия запроса с печатью контрольного органа о приеме заявления, а во втором – придет уведомление о том, что запрос был получен.

Заключение

Как видно из вышесказанного, позиции судебных инстанций по поводу объема мероприятий, необходимых для проверки добросовестности партнера, очень различаются. В нормативных актах при этом отсутствует перечень действий, которые надлежит совершить плательщику для подтверждения своей должной осмотрительности.

Стоит сказать, что наличие какого-либо одного признака недобросовестности партнера обычно не выступает как препятствие для признания налоговой выгоды необоснованной. Совокупность критериев, в свою очередь, зачастую заставляет контрольные органы насторожиться, а судебные инстанции – выносить решения в пользу плательщиков.

Источник: http://fb.ru/article/329203/kontragent-nalogovyiy-problemnyie-kontragentyi-federalnaya-nalogovaya-slujba-proverka-kontragenta

Налоговая тайна

Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-tajna.html

Налоговая проверка контрагентов в условиях ужесточения налогового контроля в 2018 году

Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?

Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете
Изучить сайт контрагента, рекламу и отзывы в интернете
Нанести визит контрагенту
Лично встретиться с руководством контрагента
Запросить у контрагента документы
Провести проверку через ИФНС
Подготовить отчет о должной осмотрительности – досье на контрагента

В условиях ужесточения налогового контроля нельзя подходить к проверке контрагентов формально. Если вы запросите только выписку из реестра, устав и приказ на руководителя, риски остаются. На контрагента надо собирать целое досье. То есть подход к проверке партнеров должен поменяться кардинальным образом.

причина – нашумевшие поправки в Налоговый кодекс, внесенные законом № 163-ФЗ. С 19 августа действует статья 54.1, которая запретила налоговые схемы. Все внимание налоговики теперь уделяют реальности сделки, а не недочетам в «первичке».

Для защиты от претензий налоговой теперь важно доказать, что контрагент был способен выполнить обязательства, и компания убедилась в благонадежности контрагента, то есть проявила должную осмотрительность – контрагента проверили от и до, проведя тщательнейшее расследование.

По сути, теперь нужно собрать полноценное досье на поставщика или подрядчика.

Какого-то специального и универсального регламента проверки контрагента на добросовестность в природе не существует.

Поэтому мы подготовили пошаговую инструкцию, при помощи которой можно проверить контрагента перед заключением договора.

Чем больше источников – внешних и внутренних – будет задействовано, тем качественнее получится результат проверки подрядчика (поставщика) и более высокими шансы защитить компанию от доначисления налогов. 

Почему главбух не должен проверять контрагентов

Многие компании до последнего времени не утруждали себя проверкой контрагента. А в тех, кто пытался обезопасить себя от сомнительных связей, чаще всего проверку возлагали на главбуха.

По ясным причинам такая проверка не выдерживает никакой критики, поскольку бухгалтеры расценивают новую обязанность как дополнительную нагрузку, чаще всего проводят проверку контрагента формально, «для галочки».

Шаг № 1. Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете

Проверку надежности контрагента можно начать с общедоступных ресурсов в интернете. Благодаря им можно бесплатно и оперативно узнать весьма интересные подробности о потенциальном партнере.

  • Скачать выписку, проверить адрес и директора на «массовость», узнать о дисквалификации директора контрагента, проверить наличие налоговых долгов можно на сайте ФНС egrul.nalog.ru. Тревожные «звоночки»:
    • в ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе;
    • компания часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирована по массовому адресу.
  • Проверить наличие судебных исков на контрагента, участие в судебных разбирательствах – на сайте kad.arbitr.ru. Особенно опасно, если будущий контрагент бросает дела после первой инстанции, подает иск и не приходит в суд, это подозрительно. Так могут действовать однодневки, которые хотят создать доказательства реальной деятельности. Плохо, если потенциальный партнер проходил по налоговым спорам, и судьи признавали его ненадежным.
  • Проверить наличие долгов, которые уже взыскиваются по суду, позволяет сайт Федеральной службы судебных приставов: fssprus.ru.
  • «Пробить» контрагента по реестру недобросовестных поставщиков на сайте единой системы закупок rnp.fas.gov.ru.
  • Проверка действительности паспорта директора, разрешений на работу и патентов для иностранцев – информационные сервисы Главного управления по вопросам миграции МВД России сервисы.гувм.мвд.рф.

Положение о проверке контрагентов

В целях унификации процедур и методов проверки контрагентов целесообразно разработать и утвердить в компании единый внутренний нормативный акт – Положение о проверке контрагентов (а не издавать приказы о проверке каждый раз при появлении нового потенциального партнера).

В нем, в частности, привести перечень документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров перед заключением той или иной сделки. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки.

Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным сотрудникам под роспись. 

Кроме официальных ресурсов обязательно надо посмотреть сайт будущего контрагента. Но доверять всей информации на нем не стоит. Поэтому сверьтесь с отзывами клиентов о поставщике на тематических сайтах, в СМИ. Полезно изучить мнения бывших сотрудников, которые знают компанию изнутри (см. отзывы о работодателях в интернете).

Что должно насторожить? Отсутствие у компании сайта, неработающая страница в интернете, устаревшая информация. Также тревожный признак – отсутствие рекламы и отзывов клиентов и сотрудников.

Важно!

Нельзя полностью доверять фотографиям и информации о контрагенте на его сайте и в рекламных роликах. Обязательно надо посетить офис поставщика, попросить его показать склад, имущество и др.

Шаг № 3. Нанести визит контрагенту

В идеале, конечно, надо постараться осмотреть не только офис, но и производственные, а также складские помещения будущего контрагента.

Еще лучше – если удастся сфотографировать офис внутри и снаружи, производство, товар на складе, автопарк и т. д. Важно сохранить все пропуски в офис и на склад (в т.ч.

на проезд машины) – он докажет, что руководство или представитель компании встречались с контрагентом до заключения сделки.

Что должно насторожить? Контрагент отказывается показывать офисные помещения и склады. Также подозрительно, если у компании нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.

Шаг № 4. Лично встретиться с руководством контрагента

Обязательно надо до заключения сделки лично встретиться с гендиректором компании или уполномоченным представителем контрагента – в офисе либо на нейтральной территории (ресторан, конференция, бизнес-завтрак и т.д.).

Во-первых, попросить показать паспорт и доверенность (если дела ведет представитель компании). Во-вторых, нелишним будет сделать совместную фотографию с директором будущего партнера.

Что должно насторожить? Контрагент работает только через представителя, и все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Сам гендиректор ни с кем не общается.

Шаг № 5. Запросить у контрагента документы

Перед сделкой необходимо запросить у поставщика следующие документы (заверенные копии):

  • устав;
  • приказ о назначении директора;
  • доверенности на представителей;
  • паспорт руководителя и представителей (дополнительно – письменное согласие на обработку персональных данных);
  • налоговые декларации, бухгалтерский баланс;
  • лицензии и свидетельства (если деятельность подлежит лицензированию либо на нее надо получать специальное разрешение).

Также стоит запросить справку о фактическом адресе и сведения об имуществе и персонале.

Важно!

С одной стороны, вам необходимо проверить отчетность контрагента. С другой, – контрагент не обязан предоставлять информацию. Если он не согласен, имеет смысл попросить письменный отказ. Бухгалтерскую отчетность можно достать самостоятельно – заказать на сайте статистики gks.ru > «Предоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности…».

Что должно насторожить? Будущие контрагенты неохотно предоставляют сведения о себе. В большинстве случаев они ссылаются на коммерческую тайну или персональные данные работников. Но многие сведения, которые нужны для проверки, не считаются тайной.

Например, сведения о составе работников, о тех, кто вправе без доверенности действовать от имени компании, о разрешении на конкретный вид деятельности и пр. «Секретную» информацию можно предоставить под обязательство о неразглашении. Если даже на таких условиях документы предоставить отказываются, то сделку заключать рискованно.

Если поставщик или покупатель полностью закрывается и отказываются передать любую информацию о себе, с такими сомнительными контрагентами лучше не работать.

На что смотреть в отчетности контрагента

Просто заполучить у контрагента документы – это лишь полдела. Для полноценной проверки необходимо оценить содержащуюся в них информацию. В частности, пробежаться по критериям назначения выездных проверок.

Они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

Среди них, например, рост доли расходов, зарплата ниже средней по отрасли, уменьшение рентабельности и низкая налоговая нагрузка, доля налоговых вычетов превышает допустимые значения.

Шаг № 6. Провести проверку через ИФНС

Убедиться в благонадежности будущего партнера поможет проверка контрагента в налоговой. В ИФНС можно осуществить проверку контрагента на уплату налогов, запросить данные о суммах долгов, численности штата контрагента. Эти данные не являются налоговой тайной.

Также налоговики могут сообщить, вовремя ли контрагент отчитывается и платит налоги. Самостоятельно на сайте https://service.nalog.ru/zd.do можно получить сведения о наличии задолженности по налогам свыше 1000 руб. и информацию о несданной отчетности более 1 года.

 

Важно!

ИФНС может отказать в предоставлении информации. Но у компании на руках останется запрос и отказной ответ инспекции. Переписка с налоговиками также служит подтверждением осмотрительности.

Шаг № 7. Подготовить отчет о должной осмотрительности – досье на контрагента

Можно назначить сотрудника, который будет отвечать за проверку контрагентов. Он составит отчет о результатах анализа надежности поставщика. Этот бесценный документ послужит неоспоримым доказательством того, что компания выполнила все требования закона о должной осмотрительности.

Лайфхак: Действенный способ защититься от претензий по статье 54.1

Самое плохое в статье 54.1 Налогового кодекса – условие о том, что исполнять обязательство по договору должен либо сам исполнитель, либо тот, кому это поручил исполнитель.

Здесь возможна ситуация, когда заказчик поручил контрагенту какие-либо работы, а тот перепоручил их третьему лицу без ведома заказчика. По факту работы выполнены, но если ориентироваться только на статью 54.

1, то налоговики такие расходы не примут.

Избежать претензий поможет проверка договора. Из него должна следовать законность перепоручения работ третьему лицу. То есть, если в договоре на услуги прямо предусмотрено возможное привлечение соисполнителей (без такой формулировки соисполнительство противоречит статье 780 ГК РФ) или, если подобное соисполнительство не запрещено в договоре подряда (см. п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Допустим, компания не хочет перепоручать работу третьим лицам, и договором подряда было запрещено соисполнительство. Тем не менее, контрагент привлек субподрядчиков. Как здесь отстоять свои расходы и показать осмотрительность? Устава и выписки, конечно, недостаточно.

Хорошо бы показать, что компания знала о реальности деятельности контрагента (хотя бы предъявить его рекламные объявления, еще лучше – рекомендационные письма, данные о партнерах и т.д.), указать тех работников партнера, с кем сотрудничали за время выполнения спорных операций.

Можно ссылаться и на то, что контрагент направил вам письмо о наличии необходимой техники (если это письмо удастся получить) или хотя бы баланс, из которого видно наличие основных средств у предприятия. То есть опираться на доводы, показывающие реальность работы партнера.

А не на данные по его регистрации.

***

Проверка добросовестности контрагентов является стандартом нашей работы при оказании услуг  бухгалтерского аутсорсинга. Наша методика проверки позволяет снизить риски наступления налоговой ответственности за контрагентов.

Кроме того, наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/novye-sposoby-proverki-kontragenta-v-usloviyakh-uzhestocheniya-nalogovogo-kontrolya-po-zakonu-163-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.